Архангелогородцы оспаривают проект "Национальной стратегии информационного развития"
Документ имеет очень большую значимость, поэтому его оценку делали специалисты ЮНЕСКО. В состав экспертной комиссии Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», оценивавшей проект стратегии информационного развития, вошли трое арахнгелогородцев: доктор философских наук, профессор Поморского государственного университета Михаил ОПЕНКОВ, начальник аналитического отдела Издательского дома «ОМ-медиа» Артем ЛИЧУТИН и аспирант кафедры социальной философии ПГУ Александр ПЕРЕПЕЛКИН. «Национальная стратегия информационного развития» является своевременным и необходимым проектом, прежде всего потому, что Россия сегодня поставлена именно перед стратегическим выбором. Первый путь связан с продолжением попыток реанимации индустриальной модели. Второй - с интеграцией в глобальное информационное общество, перестройкой социальной структуры, экономики, органов власти и иных общественных институтов», - пояснил корреспонденту ИА «Русский Север» Перепелкин. Тем не менее, ознакомившись с программой разработанной «РИО-Центром», большинство экспертов пришли к мнению, что проект недоработан. «Предложенный проект информационного развития РФ насквозь технократичен», - заявил «Русскому Северу» Михаил ОПЕНКОВ. По мнению заместителя Председателя российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" Алексея ДЕМИДОВА, "авторы стратегии делают акцент на вопросах ИКТ и безопасности, меньше на проблемах образования, науки, и совершенно не учитывают места и роли культуры и средств массовой коммуникации в формировании информационного общества. Слабо прописаны подходы к решению таких фундаментальных и сложных проблем, как всеобщий доступ к информации, право интеллектуальной собственности в киберпространстве, формирование русскоязычного сегмента киберпространства". Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Александр ФЕДОРОВ напомнил, что "именно Россия на III сессии МПА Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" предложила заменить концепцию "информационной грамотности" концепцией "информационной культуры", в связи с чем в Стратегии было бы логично обозначить именно эти приоритеты. Следовало бы также уделить внимание сохранению этнического и лингвистического, культурного и научного наследия". Федоров особо отметил, что "не может быть второстепенным решение проблем медиаобразования в России". Тем более, что министр информационных технологий и связи РФ Леонид РЕЙМАН совсем недавно указал на слабую готовность российских учителей в передаче школьникам знаний и навыков в области информационных технологий. И это при том, что компьютерной техникой большинство школ уже обеспечены.
В своем комментарии к проекту Александр ПЕРЕПЕЛКИН отметил, что «Образовательный раздел «Стратегии…» должен быть дополнен предложениями о соответствующих изменениях в школьных и вузовских программах, и, прежде всего, – курсами элементарной компьютерной грамотности и основами «паблик рилейшенз» для государственных и муниципальных служащих». «Еще в 1982 году футуролог Джон НЕЙСБИТ в работе "Мегатренды" указывал, что всякая новая технология сопровождается компенсаторной гуманитарной реакцией. Это означает, что информационная культура должна превалировать над информационной грамотностью, но именно последнюю и отстаивают авторы концепции, опоздав, как минимум, на двадцать лет», - сетует Опенков.