Ханука. История праздника
Несколько веков спустя Александр Македонский, разбив персов, в 3448 г. (312 г. до н.э.) захватил Иудею. Александр создал сверхдержаву, простиравшуюся от Индии до Балкан. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить все разумное человечество. Не было запрета привносить в эллинизм элементы своей культуры при условии, что ты «добавляешь» их к греческому ядру.
Сверхдержава Македонского просуществовала около восьми лет. После смерти Александра его сподвижники двадцать два года бились насмерть, деля ее между собой. В результате Египет достался Талмаю (Птоломею), а Сирия — Селевкесу (Селевку). Эрец Исраэль (земля Израиля) около ста лет относилась к египетской монархии, а с 3559г. (200 г. до н.э.) перешла под власть сирийцев.
Так на арене истории сложился новый феномен — эллинистическое царство и эллинистическая культура, сочетающие элементы греческой образованности с восточным деспотизмом, где судьбы городов и народов зависят от кучки людей, окружающих царский трон.
В 3610 г. (150 г. до н.э.) сирийский трон занял Антиох Четвертый, по прозвищу "Епифан", "Великолепный". Его предшественников не особо занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги - этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон "статус-кво". Антиох же насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это "приобщение" к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь являются еврейская Традиция и Тора, он попытался запретить и то и другое. Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых - поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаим, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей - Иегуда, по прозвищу "Маккаби", что на иврите означает "молот". Но, вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения "Ми камоха баэлим, Гашем!" - "Кто подобен Тебе, Всевышний!". Таков был боевой клич у повстанцев-Маккавеев, выходивших в бой с именем Всевышнего на устах.
После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в запустении, грязи и скверне.
25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.
В память об этом чуде мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.
Источник: http://www.nakanune.ru/news/xanuka_polnaja_istorija_prazdnika, http://www.newsprom.ru/news/110242932520141.shtml