Спасать ли наши души?
«БОГОРОДИЧНИКИ» В АРХАНГЕЛЬСКЕ
Никогда не думала, что, идя в Марфин дом на презентацию книги о наших Соловках, попаду на презентацию известной секты, называемой в народе «богородичным центром». И если бы не посмотренный ранее видеофильм «Религиозные секты: Sвобода Oт Sовести» об этом весьма агрессивном культе, маскирующемся под православие, можно было бы купить литературу, далёкую от истинного христианского учения, оставить анкету с телефоном и домашним адресом, или, что ещё хуже, поддаться на пафосные выступления молодых людей и оступиться. В видеофильме показывали «литургию богородичников» под «духовную» электромузыку, исполняемую людьми, ряженными в священнические одежды. Вызвало немалое удивление их непонятные пляски на стадионе, истеричная проповедь вышеупомянутого «священника». Похоже, что старые рекламные уловки для привлечения новых членов церкви уже исчерпаны, понадобилась новая приманка – наша северная святыня, наши Соловки.
На всех книжках секты «богородичников» есть фотография «архиепископа» Иоанна (Береславского - Янкельмана), скромно называемого уже при жизни «блаженным» и «величайшим мыслителем современности».
Беру в руки одну из многочисленных книг, повествующих о Соловках и о житии ранее мне неизвестного отца Серафима и старицы Ефросинии, спрашиваю у продавщиц литературы, какая церковь благословляет издавать эти книги. В диалог сразу же включаются молодые люди, удивлённые моим вопросом:
- Мы не из церкви, мы представляем издательство «Мир Софии», а издательства не могут представлять какую-либо церковь.
Просматривая книжки, бросились в глаза сходные по интонации тексты многих книг, перегруженные восклицательными знаками, часто тройными. В одной из них насторожила фраза «Слава Державной грянет с Соловков!».
Презентация книжек началась под набившую уже оскомину медитативную музыку, ту, которая известна всем ещё со времён Чумака и Кашпировского. Молодые люди, несколько минут назад открещивающиеся от принадлежности к христианской религии, вдруг заговорили о православии, катакомбной церкви «Державная», её мистической роли в возрождении России. Началась демонстрация видеофильма, где на фоне Соловецких декораций показывалась «проповедь» «катакомбного отче».
Восполнить пробел о неизвестном мне житии отца Серафима помогла статья в популярной на севере газете «Вера-Эском» за февраль 2004 года. В газете «Жизнь» от 18 июля 2003г. была опубликована заметка богородичного центра «Загадка последнего русского царя», в которой говорилось, что бывший «архиепископ Серафим Соловецкий», умерший в 1971 году, является Великим князем Михаилом Романовым и младшим братом последнего русского Царя Николая II. Газета «Вера-Эском» исследует факт появления и пребывания на Соловках отца Серафима (Поздеева) весьма тактично относится к личности этого монаха, рассматривя четыре возможных его биографии, однако, ни одна из них не подтверждает «житие», навязываемое всем нам Иоанном Береславским.
Так чем же всё-таки вызван столь бурный интерес «центра» к нашим Соловкам?
Нельзя умолчать о том, что «история болезни» богородичной секты весьма неприглядна. Выдавая себя за православную церковь, учение этого культа на первом этапе его существования отличалось патологическим женоненавистничеством. Употребление слов "мать", "мама" по отношению к женщине запрещалось. Культовый обряд посвящения в секту включал в начале 1990-х годов процедуру отречения от матери. "Земная мать-прообраз дьяволицы. Земной отец- прообраз сатаны. ... Во грехе родила меня и матерь моя... и сеется ею только смерть и тления... Отрекись, брат!" - это цитаты из Береславского. В книге Береславского "Родовой поток" и других утверждается необходимость полного самоотречения, беспрекословного послушания "архиепископу" и его "святым отцам". Попавший в секту новичок должен был многократно твердить: "У меня нет своего ума, совести, воли". Закономерно, что против БЦ были поданы судебные иски. В связи с одним из уголовных дел появилось ставшее известным экспертное Заключение № 1431-з специалистов Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского от 16 января 1995 года. Заключение гласит, что "деятельность “Богородичного Центра” сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека".
Сейчас последователи «пророка» уже намертво забыли о своём прошлом. Идёт «раскрутка» миссионерства с использованием Соловецких святынь, с учётом прошлых ошибок идёт поиск новых жертв и пожертвований. Неужели же наш искушённый Архангельск подходит для подобных акций? Стоит защитить и сами Соловки от тотального нашествия сектантов. Когда враг вступает на святую землю, Сама Богородица взывает к нашей помощи.
ГДЕ МОЖНО НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ О ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ
Издательства с каждым годом предлагают всё больше и больше популярной литературы, где православные священнослужители, публицисты, специалисты в области клинической психологии, психиатры, излагают убедительную информацию и факты по поводу, мягко говоря, отрицательного воздействия на человека сектантских структур. Чтобы попытаться разобраться в сущности той или иной секты, нужно просто не полениться, и прежде чем пойти по чьей- то рекомендации, послушать миссионерскую проповедь в соседний клуб или офис, собрать информацию об инициаторах собрания и их духовных вдохновителях. Поверьте, при нашем информационном изобилии, особенно доступности Интернета, это не так уж трудно. Например, на сайте Иформационно-консультационного центра священномученика Иринея Лионского (http: www.iriney.vinchi.ru ) есть данные о большинстве религиозных обществ, имеющихся на территории России. Интернет располагает и собственными сайтами этих организаций, так что известный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» соблюдён, граждане России вправе получить любую информацию об избранном ими религиозном культе.
Видеорынок предлагает фильмы, показывающие истинное лицо беспрепятственно распространяющихся неорелигий. Авторский фильм режиссёра Александра Егорцева «Религиозные секты: Sвобода Oт Sовести» - это серьёзное журналистское расследование с уникальными кадрами внутрисектантской жизни «Богородичного центра» в Балашихе, «Московской церкви Христа», «Общества сознания Кришны», «Ордена тамплиеров». Скажу прямо, некоторые сюжеты свидетельствуют о психическом нездоровье людей, оказавшихся под влиянием своих предводителей (учителей). Поверьте, при всей нелепости поведения некоторых адептов и их гуру, смешного очень мало. Явно, что некоторым из них требуется специализированная медицинская помощь для восстановления расстроенных нервов и коррекции поведения, участие адвокатов в отстаивании прав на утраченное имущество и жильё, помощь правоохранительных структур для розыска пропавших родных.
Как правило, попадают к сектантам и оккультистам обычные люди, как говорится в ясном уме и твёрдой памяти, проявляющие естественный интерес к разнообразным проявлениям мира. Естественное желание людей обрести успех и реализовать свою внутреннюю энергию бессовестно эксплуатируется организаторами сект. Принято считать, что обращать внимание на бурное распространение деструктивных сект не следует, ведь у каждого из нас есть «право на выбор»… Не слишком ли много негативных последствий от этого сомнительного права? По данным аналитиков, большинство негативных влияний сект можно свести к следующему перечню: психологическая зависимость от руководителей культов, «ненавязчивый» тотальный контроль, денежная или трудовая повинность, обязательства по привлечению новых адептов, разводы, семейная неустроенность, потеря внимания к ближним, детям. Одним словом, явная несвобода взамен временной эйфории от полученных знаний мистического свойства. Нужно приложить немало усилий, чтобы вновь эту свободу обрести!
Как сказал батюшка из подмосковной Балашихи, города, где обосновались «богородичники»: «Бесы, как на ниточке, заставляют дёргаться сектантов»… Так стоит ли так легковерно доверять гастрольному «проповедничеству»?
Елена БАСКАКОВА,
специально для ИА «Русский Север»
ФОТО: http://pdesign.chat.ru/graphics/011.htm