Тегеран выходит в космос через Плесецк
Скандал из-за намерения Ирана запустить собственный спутник своей же ракетой-носителем впервые разгорелся в январе 2003 года. Министр обороны Ирана адмирал Али ШАМХАНИ сделал сенсационное заявление, сказав, что "Иран будет первой исламской страной, которая проникнет в стратосферу со своим собственным спутником, а также своей собственной системой запуска". И произойдет это через 18 месяцев.
Развивая свою мысль, господин Шамхани прямо сказал, что запуск спутника станет ответом на действия США: "Когда-то Персидский залив был местом, откуда исходили постоянные угрозы в адрес Исламской Республики. Сейчас же с той мощностью, которую мы обретаем, этот регион не может быть использован против нас какой-либо внешней силой".
США в тот момент завершали последние приготовления к нападению на Ирак. Однако, очевидно, уже тогда и в Вашингтоне, и в Тегеране просчитывали, что именно Иран должен стать следующей мишенью. Именно поэтому иранские военные решили использовать радикальные меры защиты. Начиная с этого момента, проблема запуска Ираном его собственного спутника, наряду с иранской атомной отраслью, стала одной из двух самых острых проблем в отношениях между Тегераном и Вашингтоном.
К тому моменту, когда генерал Шамхани предал огласке планы запуска спутника, этот проект существовал уже несколько лет. Работы по проекту спутника Mesbah, предназначенного для дистанционного зондирования Земли (так завуалированно называют спутники-разведчики.–Ъ), массой около 60 кг, начались еще в 1998 году. Однако контракт (на сумму $10 млн) на постройку аппарата на платформе Mita и его запуск на орбиту высотой 900 км был подписан лишь в феврале 2003 года, когда министерство науки, исследований и технологий Ирана подписало соответствующее соглашение с итальянской фирмой Carlo Gavazzi Space. Одновременно с этим Тегеран приступил к созданию собственными силами спутника Sinah-1 массой около 20 кг, который он предполагал запустить носителем, созданным на базе ракеты Shihab.
Как заявлял тогда в интервью выходящей в Лондоне на арабском языке газете Al Hyatt председатель Иранской организации аэрокосмической промышленности бригадный генерал Ахмад ВАХИД, Иран действительно разрабатывает спутник для "разведки и гражданского использования", а также создает ракету-носитель для его запуска. Отметив при этом, что программа "выполняется с применением иранского опыта и собственных технологий", а "запуск спутника станет кульминацией проекта Shihab".
Одновременно генерал Вахид настаивал на том, что у Ирана нет планов разработки межконтинентальных баллистических ракет, способных достичь территории США: "американские территории не являются целью нашей оборонной стратегии". Впрочем, он признал, что "основная задача состоит в том, чтобы поразить израильские цели, если Иран подвергнется удару израильских ракет". Однако эти разъяснения генерала звучали неубедительно, ведь ракета-носитель, способная вывести на околоземную орбиту спутник, может доставить также в любую точку Земли и боеголовку.
Сообщалось, что помощь Ирану в подготовке к запуску уже оказывают Италия, Китай, Монголия, Пакистан и Таиланд. Однако до реализации дело не дошло по политическим причинам. Большинство партнеров Ирана отпугнули жесткие антииранские заявления США и угроза введения против них санкций.
Довести дело до конца Ирану помогла Россия. Сотрудничество России и Ирана в космической сфере началось еще в феврале 2003 года. Тогда министерство почт, телеграфа и телефона Ирана отменило уже подготовленный к подписанию с российским "Авиаэкспортом" контракт на сумму $125 млн, предусматривающий создание спутника связи Zohreh. Его должны были сконструировать в красноярском Научно-производственном объединении прикладной механики (НПО ПМ) и запустить с помощью ракеты-носителя "Союз-У" в конце 2004 года. Однако затем сделка забуксовала. По сведениям Ъ, отмена сделки была вызвана возникшими разногласиями между министерством и иранским парламентом. Последний не дал своего согласия на контракт, требуя заключения контракта напрямую с НПО ПМ, без посредничества "Авиаэкспорта", поскольку это привело бы к уменьшению стоимости контракта не менее чем на $6-7 млн. Однако Москва, по всей видимости, не желала "засвечивать" исполнителя контракта, опасаясь введения против НПО ПМ санкций со стороны США. Как раз в то время НПО вело активную работу с иностранными компаниями по созданию телекоммуникационных спутников серии "Экспресс-АМ" для обновления российской орбитальной группировки.
В результате контракт по созданию и запуску Zohreh тогда подписан не был. Переговоры продолжились, и завершить их удалось только в конце прошлой недели: Россия и Иран заключили сделку о запуске спутника связи Zohreh – правда, его стоимость возросла до $132 млн. Как объяснил Ъ источник в Роскосмосе, это исключительно последствия падения курса доллара и инфляции. А посредником в сделке по-прежнему выступил "Авиаэкспорт".
Однако подписание контракта о запуске Zohreh стало прикрытием для более серьезной сделки. Как стало известно Ъ, премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение, которым Минобороны РФ разрешается запустить во втором квартале 2005 года на легкой ракете-носителе "Космос-3М" с космодрома Плесецк два первых иранских спутника – Mesbah и Sinah-1 – на околоземную солнечно-синхронную орбиту. Оба спутника предназначены для дистанционного зондирования поверхности Земли. Кроме того, документ разрешает также допуск иностранных специалистов на расположенные на космодроме объекты минобороны, на которых будут проводиться работы, непосредственно связанные с обеспечением запуска спутников.
Примечательно, что первоначально Иран рассчитывал запустить на иностранном носителе (при этом переговоры велись не только с Москвой, но и с Пекином) лишь Mesbah, а Sinah-1 отправить на орбиту на собственной ракете-носителе. Ее создание велось в рамках национальной ракетной программы Shihab. Причем последний запуск планировалось провести в апреле-мае 2005 года с полигона на территории Ирана.
Однако Москве удалось отговорить Тегеран от этого шага, который мог бы в случае осуществления пуска привести к открытому вооруженному противостоянию Ирана с США, давно записавших Тегеран в изгои. Как стало известно Ъ, убедить Иран отказаться от пуска с собственной территории и осуществить его из Плесецка удалось находившейся в прошлом месяце в Тегеране российской делегации во главе с бывшим тогда замруководителя Федерального космического агентства Георгием ПОЛИЩУКОМ. Контракт на запуск спутников Mesbah и Sinah-1, по сведениям Ъ, с министерством науки Ирана заключила госкомпания "Рособоронэкспорт". Как стало известно Ъ, его стоимость составляет более $1 млн.
Вчера сразу два высокопоставленных представителя администрации США сделали заявления по поводу вероятного вторжения в Иран. Сначала высказался замгоссекретаря Джон БОЛТОН, всегда занимавший максимально жесткую позицию в отношении Тегерана. Находясь с визитом в Арабских Эмиратах, он заявил, что в ближайшее время Израиль может нанести удары по иранским ядерным объектам. Говоря о планах США, господин Болтон, правда, заметил, что Вашингтон "не исключает никаких вариантов, однако пытается решить эту проблему дипломатическими средствами". Точно такой же тезис и раньше высказывали уже почти все американские официальные лица, включая президента Буша. Его неизменность говорит о том, что позиция США давно определена. По сути, Вашингтон уверен в том, что ему придется атаковать Иран, и сейчас ему нужно лишь найти достойный повод, который убедил бы мировое сообщество в необходимости начинать войну. Запуск Ираном собственного спутника мог бы оказаться именно таким поводом, ведь в этом случае Иран представлял бы явную угрозу для безопасности США.
Иван САФРОНОВ, Михаил ЗЫГАРЬ
http://www.kommersant.ru/
Фото: Иранское руководство (на фото слева президент Мохаммад Хатами) хотело лично увидеть запуск своих спутников, однако сдалось на уговоры России запустить их с территории России