В начале года на таможне случился очередной затор с импортом телефонов, компьютеров и другой электронной техники. С 1 января изменились правила ввоза шифровальных средств в страны Таможенного союза. (Члены Таможенного союза - Россия, Казахстан и Белоруссия). Теперь эти средства - а возможностями шифрования оснащены многие виды техники - полагается «нотифицировать» в уполномоченном органе государственной власти соответствующей страны. В России около месяца разбирались, какая организация должна этим заниматься. В начале февраля новые процедуры (теперь импортер техники, содержащей криптографию, подает нотификацию в ФСБ, это ведомство выдает заключение о возможности ввоза. Минпромторг выписывает лицензии на ввоз шифровальных средств) прописали в инструкциях, и затор постепенно рассосался.
Вот только список техники, ввоз которой на территорию Таможенного союза ограничен, составлен довольно расплывчато. В нем присутствуют формулировки вроде «телекоммуникационное оборудование и его части, имеющие функции шифрования». К примеру, крышка от телефона - это ведь часть телекоммуникационного оборудования. А что в ней нет функций шифрования - это импортер еще должен доказать. У таможенников появился прекрасный повод задерживать товары и требовать все новые документы от их владельцев.
На некоторых таможенных постах стали требовать оформлять «нотификации» на динамики, корпуса телефонов, батарейки, зарядные устройства и даже соединительные кабели. Чтобы ввезти запчасти, импортерам приходится составлять подробные описания ввозимых запчастей и объяснительные записки о том, что эти детали не могут содержать шифры.
О задержке нескольких партий комплектующих «Маркеру» рассказал сотрудник российского представительства компании, производящей мобильные телефоны. Наличие проблемы «Маркеру» подтвердили и таможенные брокеры. Количество обращений к ним за помощью в растаможивании комплектующих для мобильных телефонов значительно увеличилось с начала года, но помочь клиентам удается редко. При отсутствии лицензии от ФСБ таможня требует заключения экспертов, подтверждающие невозможность создавать шифровки с помощью той или иной детали. А кто может быть экспертом в таком вопросе, в официальных документах не сказано. Специалистов ФСБ вряд ли хватит на все винтики и крышечки. Собеседники «Маркера» ожидают роста контрабанды на рынке электронной техники (ввоз шифровальной техники).
Представители ФСБ заявили «Маркеру», что они «никакими крышечками не занимаются» и что их дело - «шифровальное оборудование». И повесили трубку.