«Транснефть» инвестирует в трубопровод Харьяга — Индига
. “Транснефть” выделяет 850 млн руб. на подготовку инвестиционного проекта этого маршрута. Компания намерена одновременно строить Восточный и Северный проекты. А чиновники ради этого готовы не требовать с компании высокие дивиденды.
Проект нефтепровода с выходом в Баренцево море, откуда можно поставлять российскую нефть в США, обсуждается уже несколько лет. Сначала нефтяные компании — “ЛУКОЙЛ”, “ЮКОС”, ТНК, “Сибнефть” и “Сургутнефтегаз” — предлагали построить трубу до Мурманска, но чиновники побоялись частного нефтепровода. Потом разработать маршрут из Западной Сибири в Баренцево море обещала “Транснефть”. Но чиновники долго выбирали, какой из трубопроводов — Восточный или Северный — лучше построить первым. В итоге в конце прошлого года было принято решение строить трубопровод из Тайшета в Тихий океан. “Тогда стало понятно, что о Северном проекте стоит забыть по крайней мере до тех пор, пока не будет закончен Восточный”, — говорит аналитик “Совлинка” Лев Сныков.
Но трубопровод в моря Ледовитого океана может строиться одновременно с восточной веткой. “Транснефть” планирует потратить 17% чистой прибыли за прошлый год — 850 млн руб. — на обоснование инвестиций по северному маршруту, рассказал “Ведомостям” чиновник, близкий к совету директоров монополии. Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев подтвердил это и добавил, что нитку планируется построить из Харьяги (в Республике Коми) до Индиги в Белом море. Предполагается, что проект мощностью 24 млн т нефти в год будет стоить около $2,2 млрд. Григорьев уверен, что “Транснефть” сможет реализовать этот проект параллельно с Восточным, стоимость которого оценивалась в $11,5 млрд.
Трубопровод Харьяга — Индига — усеченный вариант первоначального северного маршрута. Он намного дешевле, поэтому может быть построен одновременно с восточной трубой, говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Он напоминает, что трубопровод из Сургута в Индигу стоил бы $5,6-6,2 млрд, а до Мурманска — до $11,8 млрд. По мнению Нестерова, северная и восточная трубы могут быть пущены до 2010 г. Этот проект будет популярным среди нефтяников, прогнозирует Нестеров. Прежде всего он интересен “ЛУКОЙЛу” и “Роснефти”, у которых есть месторождения в Тимано-Печорском регионе, а также “Сургутнефтегазу” и ТНК-ВР, которые хотят в нем работать.
“ЛУКОЙЛ” готов предоставить “Транснефти” гарантии прокачки по северному маршруту, сказал представитель “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский. Компания приветствует реализацию и Восточного, и Северного проектов, говорит он, ведь оба они выводят Россию на глобальные рынки и дают ей возможность гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. “Если у нас появится право на разработку месторождений в Тимано-Печоре, то проект будет нам интересен, — сказал менеджер "Сургутнефтегаза". — Но пока мы здесь не работаем и не можем гарантировать прокачку по этой трубе”.
“Мы настаивали на реализации обоих проектов одновременно”, — рассказывает директор департамента Минэкономразвития Кирилл Андросов. Вопрос привлечения средств для них, по его словам, решился из-за сокращения северного маршрута. Новая труба будет стимулировать развитие тимано-печорских месторождений, говорит Андросов, в дальнейшем она может быть дотянута и до Западной Сибири. “Ошибался тот, кто думал, что, приняв решение идти на восток, Россия оставит без внимания северный маршрут”, — отмечает представитель Минпромэнерго Станислав Наумов. Он добавляет, что в ближайшее время будет оглашена декларация о намерениях по Северному проекту.
По словам Андросова, чиновники согласились с предложением “Транснефти” направить на подготовку проекта 850 млн руб. прибыли. Росимущество требовало выплаты дивидендов на госпакет на уровне прошлого года, т. е. 2,4 млрд руб. Но чиновники решили иначе. По словам Андросова, на дивиденды монополия направит 750 млн руб., из которых государству достанется лишь 250 млн руб. Такая сумма зафиксирована в проекте директивы госпредставителям в совете директоров, направленном на подпись премьер-министру Михаилу Фрадкову. Большую часть прибыли — 2,7 млрд руб. — “Транснефть” потратит на расширение Балтийской трубопроводной системы до 60 млн т, рассказал Григорьев, еще 700 млн руб. пойдут на подготовку ТЭО Восточного трубопровода, сообщают «Ведомости».