Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Полный текст послания главы администрации Архангельской области к региональному парламенту

ПОСЛАНИЕ Главы администрации Архангельской области областному Собранию депутатов Уважаемые депутаты областного Собрания! Уважаемые северяне! В соответствии с Уставом Архангельской области представляю вам ежегодное Послание. В нём изложены основные направления политики областной администрации на текущий год и среднесрочную перспективу. Считаю, что главными задачами органов власти являются улучшение условий жизни и благосостояния северян на основе роста экономики, защита прав и свобод личности. Социально-экономические показатели свидетельствуют о том, что область динамично развивается. По темпам роста промышленного производства в прошлом году мы заняли второе место среди регионов Северо-Запада. Вырос валовой региональный продукт, увеличились объёмы промышленного производства, инвестиций, внешнеторгового оборота, сферы торговли и услуг. В 2004 году удалось снизить более чем на половину просроченную задолженность по выплате заработной платы, а работникам бюджетной сферы долги погашены практически полностью. Ликвидирована задолженность по выполнению федеральных законов об инвалидах и ветеранах, которая в течение последних лет дестабилизировала обстановку на транспорте, в жилищной сфере. Предприятиям и учреждениям, предоставляющим льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещены расходы в сумме более 450 миллионов рублей. Погашены долги по детским пособиям за 1997-99 годы. Текущие выплаты финансируются полностью. Экономическое развитие обеспечило рост реальной заработной платы, увеличились налоговые поступления. Своевременное принятие бюджета на 2005 год и детальная проработка главного финансового документа позволяют исполнять бюджетные обязательства в установленные сроки и в полном объёме. Усиливается работа с федеральными ведомствами по привлечению финансовых средств на территорию региона. Общий объём финансирования федеральных целевых программ из всех источников составил 3 миллиарда рублей. Считаю, что в экономике сформированы условия для дальнейшего поступательного развития области. Но сама по себе экономика и темпы её развития – не самоцель, а лишь фундамент для повышения уровня жизни населения, поэтому главный приоритет и критерий оценки деятельности администрации – рост благосостояния жителей региона. Основные функции государства кратко можно выразить тремя словами: «Учить, лечить и защищать». Важной задачей исполнительных органов власти всех уровней является обеспечение права граждан на образование. Детские сады, школы, училища, колледжи, вузы, составляющие образовательную систему, работают сегодня в соответствии с происходящими в обществе переменами. Область активно участвует в модернизации российского образования: осуществлён переход на профильное обучение учащихся, внедряются новые образовательные технологии, в том числе информационные. Во многих городских и сельских школах ученики получают хорошие, прочные знания, и это подтверждают высокие результаты единого государственного экзамена. Тем не менее, в сфере образования накопилось немало проблем, которые необходимо решать общими усилиями. Серьёзного внимания требует обеспечение образовательных учреждений учебным и лабораторным оборудованием, спортивным инвентарём, автотранспортом, оргтехникой, компьютерами, средствами охраны и пожарной сигнализации. Кроме того, здания учреждений образования имеют высокую степень износа. На их строительство и реконструкцию следует привлекать средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. В связи с недостаточным количеством мест обострилась проблема устройства детей в городские дошкольные учреждения. Ситуацию надо менять незамедлительно, в том числе за счёт повышения эффективности работы детских садов и возвращения системе образования помещений, которые используются не по прямому назначению. Следует продолжить разработку и принятие нормативных актов, усиливающих гарантии соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последнее время значительно повысились требования к профессиональному образованию. Вместе с тем учреждения этой сферы работают в условиях резкого сокращения федерального финансирования. Большинство профессионально-технических училищ уже перешли на областной бюджет. Наша задача – осуществить комплекс мероприятий по реформированию учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, оптимизировать структуру и объёмы подготовки рабочих кадров, в которых отрасли промышленности и социальной сферы сегодня остро нуждаются. Целесообразно создать систему, в которую войдут такие составляющие, как организация производственной практики, трудоустройство выпускников, их адаптация на рабочем месте. Должна возрасти и роль работодателей в развитии механизмов социального партнёрства, планировании нужного количества специалистов, техническом оснащении образовательных учреждений – особенно профтехучилищ. Одним из приоритетных направлений остаётся развитие науки и высшей школы. Этому должны способствовать: • формирование областного заказа на исследовательские и научные работы; • взаимодействие вузовской и академической наук; • активное внедрение инновационных разработок и научное сопровождение программ в конкретных отраслях; • создание в Архангельске единого научно-образовательного инновационного университетского комплекса на базе ведущих вузов и научных институтов. Систему здравоохранения области необходимо нацелить на укрепление физического и социального благополучия граждан, удовлетворение растущих потребностей в медицинской помощи, решение вопросов, которые поставила социальная реформа. В первом квартале 2005 года на льготных условиях отпущено лекарств на сумму более 60 миллионов рублей, что составило почти половину затрат прошлого года на эти цели. Северянам выдано около трёх тысяч льготных путевок на санаторно-курортное лечение, и полторы тысячи человек уже прошли курс оздоровления. Задача власти на предстоящий период – стабилизировать лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. Одна из самых насущных проблем – повышение качества и доступности медицинской помощи. Решение этой задачи предполагает существенную модернизацию здравоохранения. Прежде всего, нужно перенести акцент с высокозатратного, дорогостоящего стационарного сектора на развитие первичной медицинской помощи. Для этого в прошлом году в дополнение к 47 общеврачебным практикам открыты ещё 13 – преимущественно в сельской местности. Успешно развивается амбулаторная хирургия. Увеличилось число мест в дневных стационарах при поликлиниках. Однако доступность первичной медицинской помощи остаётся низкой, при этом объёмы стационарной помощи и затраты на неё – неоправданно высокими. Необходимо обеспечить создание механизмов, стимулирующих развитие первичной медицинской помощи и профилактическую направленность здравоохранения. Следует привлекать инвестиции для укрепления материально-технической базы больниц и поликлиник, замены устаревшего медицинского оборудования, информатизации системы охраны здоровья людей. Особая задача – использовать все возможные меры по восстановлению и дальнейшему развитию профилакториев, санатория «Сольвычегодск», курортов «Солониха» и «Беломорье». Президент Владимир Владимирович Путин в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что «государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам». И главная роль в этом отводится социальной защите населения. В первом квартале текущего года около 200 миллионов рублей направлено на ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла и гражданам, пострадавшим от репрессий. Жилищно-коммунальным предприятиям перечислено 84 миллиона рублей на возмещение льготных услуг. Для обеспечения транспортной доступности в областном бюджете этого года предусмотрено более 70 миллионов рублей. Курс на поэтапное предоставление адресных мер социальной поддержки будет продолжен. В сфере социальной защиты семьи и детей сделаны конкретные шаги по введению дополнительных видов социальных выплат – ежемесячного пособия на второго, третьего и последующих детей в семье, ежегодного пособия на детей до трёх лет. Необходимо обеспечить дальнейшее правовое регулирование социальной защиты семьи и детей, принять областной закон о мерах поддержки многодетных малообеспеченных семей, установить целевые денежные выплаты, обеспечивающие помощь многодетным семьям в трудных жизненных ситуациях. Следует расширить возможности предоставления субсидий в отношении малоимущих граждан. Ставится задача ввести систему персональных счетов для их выплаты. Надо довести до конца передачу муниципальных социальных учреждений в областную собственность, активнее внедрять малозатратные формы обслуживания инвалидов и пожилых граждан, открывать для них отделения дневного пребывания или временного проживания, предоставлять различные социальные услуги на дому. Совместно с органами местного самоуправления необходимо организовать летний отдых детей, в том числе из малообеспеченных и социально неблагополучных семей. В числе приоритетных задач на ближайшую перспективу – завершить реконструкцию театра драмы имени М.В.Ломоносова, строительство реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями в Архангельске и Котласе, детского дома в Каргополе, станции скорой помощи в областном центре. Мы должны создать подрастающему поколению условия для здорового образа жизни, занятий физкультурой и массовыми видами спорта. Вместе с реконструкцией старого бассейна в Архангельске нужно строить новый, современный. Все эти объекты входят в программу развития социальной инфраструктуры региона. Администрация вместе с жителями области поддерживает возрождение духовности в обществе, в том числе идею строительства кафедрального собора. Говоря о социальной сфере, надо отметить, что средства на содержание бюджетных учреждений выделяются немалые, но как сопоставляются затраты и результаты работы? До сих пор наиболее распространённой была «затратная» модель управления общественными финансами. Считалось, что нужно контролировать затраты учреждений и руководящих ими государственных органов, а результаты при этом как бы сами собой «приложатся». Такой же подход использовался при планировании расходов бюджета. По сути, чётких, реально измеримых результатов от бюджетополучателей и органов власти не требовалось. Сложившиеся традиции снижают заинтересованность бюджетных учреждений в качественном осуществлении своей деятельности. Зачем сокращать издержки и повышать качество работы, если из бюджета с ежегодной индексацией гарантированно «дадут» и на зарплату, и на содержание? Результат проводимых реформ существенно увеличил нагрузку на областной бюджет в 2005 году. Однако темп роста доходов не адекватен возросшим расходным обязательствам, поэтому необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы, изменить принципы бюджетного процесса. Стратегическими целями бюджетной реформы на территории области являются: • повышение эффективности и результативности расходов; • расширение самостоятельности и усиление ответственности участников бюджетного процесса; • формирование чётких и понятных процедур разработки бюджета и социальных программ. Перед нами стоит задача перейти к среднесрочному бюджетному планированию. Устанавливать лимиты ассигнований необходимо по программам и функциям, а не по сметам отдельных департаментов и учреждений. С главных распорядителей нужно снять мелочную опеку, дать больше свободы в действиях, установив при этом строгий контроль за исполнением своих обязанностей. Власти тоже придётся доказывать «отдачу» от бюджетных средств, выделяемых на её содержание. Считаю необходимым разработать систему индикаторов, которые будут отражать работу каждого подразделения областной администрации. Это требование напрямую связано с решением кадровых вопросов. К сожалению, за последние десятилетия многие технологии подбора и воспитания кадров утрачены. Между тем количество задач и проблем, которыми занимаются органы власти, постоянно растёт. Для их успешного решения необходимо выстроить систему кадровой работы. Области требуются компетентные специалисты, способные профессионально и ответственно управлять сложными процессами в экономике, социальной сфере, общественной жизни. При этом все без исключения чиновники должны понимать, что это они работают на граждан, а не граждане на них. Сейчас принято решение о создании кадрового резерва. Одновременно мы ведём работу с ведущими учебными заведениями региона по подбору молодых специалистов для работы в органах власти. Чёткая и понятная система кадровой работы, адекватная современным требованиям, должна быть создана в течение 2005 года. Это тем более важно, что интерес к деятельности властных структур со стороны общества постоянно растёт. Налогоплательщики имеют право не только знать, на что тратятся их средства, но и влиять на распределение финансовых ресурсов, а также спрашивать с ответственных лиц. Информация о деятельности органов государственной власти должна стать более доступной и открытой. Законы «О федеральном бюджете на 2005 год» и «Об областном бюджете на 2005 год» впервые чётко разграничили и закрепили доходные источники бюджета за конкретными ведомствами. И хотя в начальный период из-за отсутствия опыта работы с плательщиками администраторы столкнулись с рядом организационных проблем, в целом это решение было правильным и своевременным. Прошли времена, когда из-за пробелов законодательства вообще не администрировались целые направления – например, платежи за загрязнение окружающей среды, доходы от использования лесного фонда. Все без исключения администраторы доходов должны обеспечить полное и своевременное поступление финансовых средств в областную казну. К сожалению, в ходе бюджетной и налоговой реформ мы потеряли ряд крупных доходных источников. В этой ситуации особую актуальность приобретает вопрос мобилизации собственных ресурсов за счёт экономического роста и развития налогового потенциала. Для этого считаю важным активизировать работу комиссии по обеспечению поступления платежей в бюджет и внебюджетные фонды, завершить совместно с муниципальными образованиями формирование полного реестра хозяйствующих субъектов, осуществлять постоянный мониторинг их деятельности, помогать предприятиям. Ключевым условием роста благосостояния населения является развитие промышленности. Точки экономического роста нами определены. Это не только такие традиционные отрасли, как лесной комплекс, машиностроение, строительство, но и минерально-сырьевой комплекс, транспорт. Транспортные коммуникации области должны развиваться комплексно. Для этого необходимо решить следующие задачи: • соединение районных центров с Архангельском дорогами общего пользования (Онега, Яренск, Лешуконское, Карпогоры, Мезень); • развитие сети дорог с учётом интересов населения и промышленности; • привлечение в более полном объёме федеральных ресурсов для завершения строительства Северного транспортного коридора, газопровода на участке Вельск – Плесецк. Одной из приоритетных задач является увеличение грузооборота Архангельского морского порта. Этому будет способствовать реализация проектов перевалки через порт экспортных углей, нефтепродуктов, контейнерных грузов. Необходимо проработать вопрос о возможности создания глубоководного района порта у острова Мудьюг. Развитие железнодорожной составляющей включает строительство отводов к месторождениям полезных ископаемых, дополнительных путей на промежуточных станциях и разъездах участка Обозерская – Архангельск. Всё это позволит значительно увеличить транзит грузов через нашу территорию и создаст оптимальные условия для работы промышленности. Значимость крупных центров промышленного производства в развитии всех сфер жизни доказаны временем. Предприятия Северодвинска, объединённые в Государственный центр атомного судостроения, воплощают в жизнь инновационную политику, развивают наукоёмкие производства, используют знания и опыт в работе по выпуску военной и гражданской продукции. Уже сейчас есть весомый портфель заказов, в который входят контракты на производство морских ледостойких платформ, плавучих буровых установок для добычи нефти и газа, контейнеров для отработанного ядерного топлива, строительство серии танкеров-химовозов для Норвегии. Машиностроительный потенциал области остаётся конкурентоспособным, поэтому одним из первостепенных направлений деятельности власти должны стать разработка и принятие необходимых мер по его дальнейшему увеличению. Это невозможно осуществить без решения проблем, связанных с высокими энергозатратами предприятий. Ставлю задачу в кратчайшие сроки разработать областную программу энергосбережения и приступить к её реализации. Высокий научно-технический и интеллектуальный потенциал Северодвинска при наличии свободных производственных мощностей позволяет решить вопросы по созданию крупного инновационного центра – конечно, с привлечением федеральных средств. Необходима консолидация всех уровней власти и трудовых коллективов вокруг общих интересов – внедрения новых технологий, модернизации производств. Промышленные флагманы региона, в первую очередь – судостроительные, могут и должны предоставлять сопутствующие заказы для средних и малых предприятий. Кооперацию и партнёрские отношения мы будем всячески поддерживать. Содействие продвижению продукции машиностроительного комплекса на внутреннем и внешнем рынках – насущная задача органов государственной власти и местного самоуправления. Другим крупным центром развития являются лесоперерабатывающий и целлюлозно-бумажный комплексы. Однако здесь, несмотря на солидный вклад этих отраслей в экономику, мы имеем серьёзное отставание от общемировых стандартов. Крайне низкими темпами внедряются технологии переработки отходов лесного и деревообрабатывающего производств, медленно идёт процесс обновления оборудования. Не используются значительные ресурсы лиственной древесины. Ставится задача ускорить переход к выпуску продукции глубокой переработки. Следует усилить контроль за перемещением лесоматериалов по территории области от делянки до потребителя, эффективнее защищать леса от пожаров. Это потребует применения инновационных технологий и новых способов мониторинга за эксплуатацией и охраной лесных ресурсов. Хочу поставить точку в бесплодных спорах относительно развития транспортных коммуникаций в лесопромышленной отрасли. Областная администрация может и будет участвовать в их строительстве. Но доступ к лесным ресурсам в приоритетном порядке получат только те предприятия, которые участвуют в строительстве дорог и внедряют технологии глубокой переработки древесины. Наша общая задача ясна – область должна вывозить готовый продукт, а не сырьё. Создавать благоприятные условия для модернизации производств, обеспечивать транспортную инфраструктуру надо совместными усилиями, в том числе и с привлечением отраслевой науки. Для её развития необходимо добиться выделения бюджетных средств с целью решения самых актуальных проблем лесопромышленного комплекса. Исполнительной власти совместно с депутатским корпусом следует активнее отстаивать интересы предприятий на федеральном уровне. Особенно это касается проблемы совместного финансирования дноуглубительных работ по лесосплавным рекам. Их проведение не только снизит себестоимость доставки леса и грузов, но и обеспечит транспортную доступность отдалённых районов. Очень высок минерально-сырьевой потенциал нашей территории. Сегодня идёт добыча бокситов для алюминиевой промышленности, известняков для цементного производства. В ближайшее время будет начата эксплуатация опытно-промышленного участка на месторождении алмазов имени М.В. Ломоносова. Увеличиваются объёмы освоения месторождений строительного камня, песчано-гравийных материалов, гипса и глины. Это связано с ростом потребности в материалах для промышленного и гражданского строительства, а также ремонта дорог и мостов. Вместе с тем сырьевые ресурсы области не используются в полной мере. Задачи на 2005-й и ближайшие годы ставятся следующие: • осуществить переход от оценочного к поисковому этапу геологоразведочных работ на перспективных нефтегазоносных участках; • продолжить работу по привлечению в регион инвестиций для проведения геологоразведочных работ на поиски месторождений рудных полезных ископаемых, в том числе меди и никеля. Вовлечение всех видов минеральных ресурсов в экономический оборот будет служить надёжной основой ускоренного развития региона. Развивая экономику, промышленность, нельзя забывать об окружающей среде. Силы природы не беспредельны – об этом надо помнить всегда. Вопросами антропогенного воздействия на природу необходимо заниматься серьёзно и ответственно. Прежде всего, это касается снижения уровня выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на основе внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий. Большую пользу могут принести и ведомственные экологические службы на предприятиях. В число первостепенных задач входит экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального природопользования, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого следует создать полноценный механизм взимания платежей за эксплуатацию природных ресурсов, рационально использовать средства на их восстановление. Ущерб, нанесённый природе, должен возмещаться в полной мере. Остаётся сложной ситуация в агропромышленном комплексе. В силу наших природно-климатических условий сельскому хозяйству очень непросто конкурировать с завозной продукцией даже при существенных дотациях областного бюджета. Необходимо кардинально пересмотреть политику в агропроме, ориентировать её на проекты, которые будут приносить экономический эффект, и в первую очередь – на обновление техники. Для производства и переработки сельскохозяйственной продукции нужно приобретать передовые технологии. Это особенно важно для Мезенского, Лешуконского, Верхнетоемского, Ленского районов, где есть необходимость в малообъёмной переработке грибов, ягод, излишков сельхозпродукции. На решение этих задач должно быть обращено пристальное внимание и руководителей муниципальных образований. Учитывая положительный опыт объединения сельскохозяйственного и лесного бизнеса в Устьянском, Шенкурском, Няндомском районах, мы будем способствовать созданию предприятий таких форм собственности, которые привлекательны для инвесторов. Агропромышленному комплексу необходимо принять меры по увеличению объёмов производства и реализации молочной продукции за счёт роста продуктивности стада, улучшения племенной работы, интеграции производителей и переработчиков. Одним из приоритетных направлений должно стать выполнение проекта по производству семенного, экологически чистого картофеля – как это делает Финляндия для всей Европы. В число основных задач, стимулирующих производство и переработку продукции, входит расширение рынков сбыта внутри области и за её пределами. Здесь я имею в виду наших соседей по Северо-Западному федеральном округу. Нужно восстановить утраченные позиции в промышленном птицеводстве и свиноводстве и с этой целью – возобновить производство на Архангельской и Плесецкой птицефабриках и Коношском свинокомплексе. Чёткую позицию администрация области занимает по отношению к проблемам рыбопромышленного комплекса. В начале 2004 года начался процесс банкротства крупнейшего рыбодобывающего предприятия – Архангельской базы тралового флота. В результате скоординированных действий трудового коллектива, областной власти и федеральных структур кризис был преодолён. Полностью погашена задолженность по заработной плате, сохранены все производственные фонды, начата процедура финансового оздоровления. Впервые за последние несколько лет траловый флот отработал год без убытков. Процесс финансового оздоровления предприятия необходимо завершить. Для этого есть все предпосылки: в первом квартале 2005 года вылов и реализация рыбной продукции увеличились в полтора раза. Суда тралового флота стали поставлять в Архангельск продукции в два раза больше, чем в прошлом году. Приоритетными направлениями развития рыбопромышленного комплекса являются: • максимальное освоение ресурсов прибрежного рыболовства; • повышение экономической эффективности рыболовецких колхозов и их роли в развитии территорий; • увеличение поставок рыбы и рост объёмов перерабатывающих предприятий для обеспечения населения области всеми видами рыбной продукции. В условиях Севера конкурентоспособность любой продукции напрямую зависит от тарифной политики в энергетике. Особенностью регулирования тарифов в 2005-2006 годах является то, что они устанавливаются в пределах, утверждённых уполномоченным федеральным органом. В следующем году произойдёт полномасштабный переход к самоуправлению. И уже сегодня надо разработать соответствующие мероприятия, которые обеспечат принцип сбалансированной тарифной политики с учётом интересов жителей, потребностей предприятий и возможностей энергетического комплекса. При переходе жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в новых условиях население должно получить эффективно действующие системы жизнеобеспечения. Для этого необходимо строить газоотводы в газифицированных районах, проводить реконструкцию и модернизацию объектов ЖКХ. Сегодня они устарели, качество работы оставляет желать лучшего, как следствие – мы имеем высокие затраты и тарифы. Финансовым ресурсом для решения проблем должны стать средства предприятий всех форм собственности, местных и областного бюджетов. Нужен единый программный документ по энергосбережению. Работать над этой важнейшей задачей предстоит областной и муниципальной власти, депутатам, руководителям предприятий. Актуальное направление работы администрации области – создание условий для расширения жилищного строительства. Обеспечение доступным жильём – очень болезненный вопрос для большинства северян. Увеличение ввода жилья в первом квартале 2005 года в 2,2 раза (по сравнению с прошлогодним периодом) – это хорошо, но совершенно недостаточно. Причём новое жильё покупают, в основном, люди с высокими доходами. Чтобы реально ощутить результаты в жилищной сфере, нужно увеличить сегодняшний показатель как минимум в пять раз. Нами разработана социально-экономическая программа «Развитие жилищного строительства в Архангельской области на 2005-2008 годы». В июне мы вносим её на рассмотрение областного Собрания. Главная цель программы – обеспечить значительное увеличение объёмов возведения нового и сокращение объёмов аварийного и ветхого жилья. Запланированные параметры финансирования значительны. Общий объём затрат оценивается в 12 миллиардов 695 миллионов рублей, эти средства планируется получить из следующих источников: • областной бюджет – 796 миллионов рублей; • федеральный – 1 миллиард 221 миллион рублей; • местные бюджеты – 216 миллионов рублей; • внебюджетные источники – 10 миллиардов 462 миллиона рублей. Ожидаемые результаты – ввод более 100 тысяч квадратных метров социального жилья и 545 тысяч – коммерческого. Выполнение программы потребует совместной напряжённой работы власти всех уровней, предприятий и организаций, населения. При этом надо разрабатывать схемы, которые позволят людям улучшать жилищные условия не только за счёт текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счёт будущих доходов. Жилищное кредитование должно стать долгосрочным и доступным. Наряду с ипотекой, ориентированной на состоятельных граждан, необходимо создать условия для полноценного кредитования молодых семей и работников бюджетной сферы. Низкие доходы, высокие процентные ставки на финансовых рынках, неразвитый рынок жилья и огромные цены на строительство – вот далеко не полный перечень проблем, решению которых будет уделяться первостепенное внимание. Уже несколько лет общая тенденция в строительном комплексе определяется ситуацией, связанной с постоянным ростом объёмов незавершённого строительства. Это даёт основание сделать вывод о пагубности политики одновременного финансирования большого количества объектов, что в результате приводит к «распылению» средств. На данном этапе оптимальным является реализация проектов, требующих существенно меньших затрат из бюджета. Речь идёт о завершении объектов с высокой степенью готовности и проектных работ по объектам жилищного строительства, по которым существует реальная возможность получения помощи из федерального бюджета. Это станет вполне приемлемой финансовой основой для начала позитивных масштабных преобразований в строительстве жилья, что, в свою очередь, существенно повысит качество жизни северян. На показатели качества жизни непосредственно влияет и чёткая работа общественного транспорта, предприятий торговли, бытового и ремонтно-строительного обслуживания, а также деятельность учреждений, которые занимаются организацией отдыха людей. Эти потребности может обеспечить малый и средний бизнес. Качество жизни и развитие предпринимательства – две стороны одной медали. В прошлом году в данной сфере произведено продукции и оказано услуг на сумму 11 миллиардов рублей. Малый и средний бизнес предоставляет сегодня 90 тысяч рабочих мест. Очевидно, что эта развивающаяся отрасль вносит значительный вклад в экономику, поэтому ей необходимо уделять повышенное внимание. Сегодня масса сложностей, равнодушие к проблемам предпринимателей губят инициативу людей, мешают малому и среднему бизнесу. Администрация области разработала Программу развития предпринимательства на 2006-2008 годы, мы вносим её на июньскую сессию областного Собрания депутатов. Каждое муниципальное образование также должно иметь свою программу по малому бизнесу, обеспечивающую приток молодёжи в этот сектор. Особое внимание следует уделить созданию предприятий в сфере услуг, а в сельской местности – и малых форм производства. Взаимодействие власти и бизнеса должно быть таким: администрация создаёт условия и ставит задачи, а бизнес должен эффективно их решать и получать прибыль для развития. Одно из базовых условий для динамичной работы промышленности и социальной сферы – инвестиционная привлекательность региона. Объём инвестиций в основной капитал в 2004 году увеличился на 22% и составил более 15 миллиардов рублей. Тем не менее, эти показатели не могут нас устраивать. Основными сдерживающими факторами повышения инвестиционной привлекательности остаются: • большая зависимость экономики от внешнеэкономической конъюнктуры; • дефицит собственных средств предприятий для реализации крупномасштабных проектов; • высокая цена коммерческого кредитования; • фактическое отсутствие системы страхования инвестиционных рисков; • невысокая финансовая и операционная прозрачность; • отсутствие эффективных механизмов трансформации в инвестиции сбережений населения. Администрация области обеспечивает, насколько это возможно на региональном уровне, равные условия для ведения бизнеса вне зависимости от его масштаба. Так, в областном бюджете этого года на развитие предпринимательства заложены средства в размере 40 миллионов рублей для субсидирования процентных ставок по кредитам. По предварительным расчётам, в инвестиционный оборот будут вовлечены порядка 400 миллионов рублей. Следует создавать благоприятные условия для инвесторов на период освоения капитальных вложений. Инвесторы, которые будут выполнять особо значимые для региона проекты, должны рассчитывать на серьёзные преференции. Их необходимо срочно сформулировать на уровне области и каждого муниципального образования, широко информировать об этом деловые круги через интернет, телевидение, прессу и внести в законодательство изменения, позволяющие инвестору реализовывать свои права в полной мере. Мощным импульсом для привлечения средств могут стать мероприятия, связанные с юбилеем Михаила Васильевича Ломоносова – в 2011 году исполняется 300 лет со дня его рождения. Подготовка к этому событию российского и мирового масштаба уже началась. Создан областной оргкомитет, он будет координировать всю работу. Необходимо получить федеральное финансирование для выполнения конкретных строительных работ, развития и оснащения учреждений, в том числе косторезной фабрики и училища в Холмогорском районе. Нам предоставляется прекрасная возможность показать потенциал области на различных площадках для привлечения существенных инвестиций, прежде всего – в науку и образование. Особо важное направление – взаимодействие с центром по участию в федеральных программах. В 2004 году из федерального бюджета в регион было направлено более 900 миллионов рублей. Эту сумму необходимо увеличивать, в первую очередь – за счёт более активной работы с государственными заказчиками и выполнения наших обязательств по софинансированию. Отраслевые департаменты и подразделения администрации несут строгую ответственность за направление всей документации, необходимой для включения областных объектов в федеральные целевые программы, и рост объёмов финансирования. Уверен – мы можем ежегодно добиваться существенного увеличения средств на эти цели. Большую актуальность приобрёл сегодня процесс интеграции субъектов Российской Федерации, имеющих взаимные интересы. Администрации области необходимо наладить с регионами Северо-Запада систему разработки и выполнения совместных проектов. В этой связи важно расширить рамки взаимодействия с Ненецким автономным округом. У нас есть конкретные предложения по поставкам строительного материала и продукции сельского хозяйства, созданию совместной лечебной и санаторно-курортной базы, подготовке кадров. В ближайшее время в округе будет открыто представительство Архангельской области. Это должно стать одним из основных инструментов развития экономических и торговых связей. В результате взаимодействия наш регион и Ненецкий автономный округ должны стать центром освоения арктического континентального шельфа Российской Федерации. Следует незамедлительно приступить к выполнению этой задачи. В число приоритетов деятельности администрации входит подготовка к реализации реформы местного самоуправления. Суть реформы – создание двухуровневой системы муниципальной власти, а цель – максимально приблизить власть к народу. На территории области проведена огромная работа по определению границ и статуса муниципальных образований. Сейчас наша задача – создать правовые условия и надёжные механизмы для обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления, осуществить кадровое и методическое сопровождение муниципальной реформы. В конечном итоге именно от положения дел на местах будут судить о результатах всех преобразований, которые идут сейчас в России. За последние годы произошли серьёзные изменения в политической системе. Заметно повысилась роль партийных объединений в формировании федеральных и региональных органов власти. Действующее областное Собрание депутатов четвёртого созыва в полной мере отражает присутствие в регионе основных политических партий. Исполнительной власти необходимо совершенствовать систему взаимодействия с законодательным органом, повышать качество подготовки законопроектов. Администрация области готова совместно с партийными организациями активно работать над решением социально-экономических вопросов. В настоящее время с партией «Единая Россия» выполняется Программа реальных дел, с которой она шла на выбор

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (194)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20