- Бюджет 2014 года будет сложным. Это связано с тем, что возможности федерального и регионального бюджетов по поддержке нашего муниципального образования резко уменьшились, - рассказывает Виктор Николаевич. - А общие параметры таковы: наши доходы прогнозируются на уровне 6,7 млрд рублей. В 2013 году эта сумма равняется 7,3 млрд рублей. Иначе говоря, мы имеем значительное снижение доходов бюджета на уровне пяти процентов. По всем видам налогов снижается доходная база по муниципальному образованию.
- Какие статьи бюджета останутся гарантированно защищенными?
- Это заработная плата в социальной сфере. Она будет полностью сохранена. Кроме того, мы закладываем повышение зарплаты согласно указу президента. Конечно же, приоритетными остаются вопросы жизнеобеспечения города: мусор надо вывозить, дороги и тротуары надо чистить от снега, вода должна поступать, канализация должна работать. Предстоит пережить зиму.
- Горожане говорят, что уборка города должна вестись более тщательно и оперативно...
- Замечания горожан справедливые. Но должен заметить, что уборка дворовых территорий - задача управляющих компаний, за мэрией основные дороги, подъезды к учреждениям, школам, детсадам, больницам и поликлиникам. Убираем настолько, насколько есть денег в городском кошельке, и все же мы ежегодно добавляем. Планируем предусмотреть на уборку около 300 млн рублей, а нужно порядка 500 млн. Дефицит средств всегда имеется. И в этом году увеличить средства на эти цели не получится.
- Виктор Николаевич, самый живой интерес общественности вызвало решение губернатора области отменить закон о льготах ветеранам труда Архангельской области, компенсации на ребенка, не получившего место в детсаду, в размере двух тысяч рублей, а также приостановление действия закона об областном центре. Мы в той или иной степени останавливались на этой теме, но не можем не вернуться. Не кажется ли вам, что принятие этих решений - удар, что называется, в спину всем архангелогородцам, которые пришли на выборы в сентябре и поддержали действующую власть?
- Да, людей использовали, а теперь сказали: спасибо, вы свободны. Выглядит не очень прилично. Все эти действия областного правительства, как я уже отметил, непосредственно бьют по Архангельску, по его жителям. Почему? Из 116 тысяч ветеранов Архангельской области, пользующихся этой льготой, 33 тысячи ветеранов живет в Архангельске. Из 13 тысяч человек, стоящих в очереди в детсады и получающих эти, прямо скажем, небольшие деньги, 4800 - архангелогородцы. Не говоря уже о том, что на свое инфраструктурное развитие город не получит 600 млн рублей по областной программе развития Архангельска как административного центра. Таким образом, более 115 млн рублей недополучат жители нашего города по детсадам плюс 600 млн по программе развития города и, по предварительным данным, около 650 млн рублей - ветеранские деньги. Итого Архангельск недополучит более одного млрд 300 млн рублей.
Однако, понимая горожан, как бы это ни было больно людям, я понимаю и губернатора Игоря Орлова.
- Сложно понять, когда человек так борется против людей, против нашего города...
- А вы задумайтесь. Областной бюджет находится в плачевном состоянии, область в предбанкротном состоянии, Минфин РФ категорически отказывается помогать, пока в регионе существуют какие-то льготы. Все логично: не хватает на самое необходимое, а тут разные льготы предусмотрены. Понимая все это, мы и предлагаем хотя бы деньги с программы развития Архангельска как областного центра в сумме 600 миллионов рублей направить на нужды самого города. И варианты мы предложили - это выполнение указов президента России, это строительство нового водовода. В ответ губернатор просто молчит и делает вид, что ничего не слышит.
Диалога не происходит. Наверное, губернатор убежден, что председатель областного Собрания Новожилов - карманный, а депутаты областного парламента, в том числе и девять депутатов от Архангельска, - ручные и проголосуют по его указке. Пусть это останется на их совести, им тоже отвечать перед народом за свои обещания, данные во время недавних выборов.
- Ну вы же не думаете, что это не так? Опыт показывает, что команды о том, кого на какую должность в облсобрании посадить, поступают из «дома за оленем». Оттуда же идут указания, как голосовать по тем или иным правительственным инициативам...
- Если это так, то это неуважение к жителям Архангельска, столице нашей области, к истории и великому подвигу в годы войны города воинской славы. Наконец, здесь проживает 30 процентов населения области, которые дают в бюджет 20 млрд рублей. Вот почему нужен диалог.
- Почему так происходит: у муниципалитета все больше полномочий, а денег все меньше? Может быть, надо законодательно закрепить и сбалансировать возможности муниципалитета и их обязанности?
- Вот уже 10 лет мы живем по 131-му федеральному закону о местном самоуправлении. Так вот, десять лет назад у муниципальных властей было 27 полномочий, а сейчас их около 60. Полномочия добавляются, а финансированием не обеспечиваются. Это самый главный вопрос противоречий. Мы не против, чтобы полномочия все время росли, это ведь понятно: мы, органы власти на местах, ближе всех стоим к людям лицом к лицу и должны решать их проблемы, понимать их чаяния и нужды. С нас, как правило, горожане спрашивают за деятельность всех уровней власти, не разбирая, за что отвечает федеральное правительство, за что региональное, а за что мэрия. Передавая нам те или иные полномочия, нужно передавать и финансирование на их исполнение.
А когда у муниципалитета забирают полномочия на другой уровень, это каждый раз сопровождается двойным изъятием средств. Так было, например, когда у нас забрали здравоохранение. Оно «стоило» 750 млн рублей, а в итоге мы лишились 1,5 млрд рублей.
- Так может, стало лучше здравоохранению под областным правительством?
- Не думаю. И мы все это видим. Супербольница - Первая городская - скоро превратится в богадельню. А в городских поликлиниках горожане просто не могут попасть на прием к тому или иному врачу месяцами...
Или, скажем, сейчас выплата зарплаты учителям и теперь воспитателям детских садов осуществляется за счет субсидии областного бюджета. Так у нас и забрали под эти функции доходную базу по налогам. При этом говорится, что Архангельску дают огромные деньги. Это далеко от истины.
- Как чувствует себя город-донор в сегодняшней ситуации?
- Не при смерти, но заболевания носят хронический характер, лечение требуется постоянное. Все наши проблемы родом из прошлого, когда городским хозяйством не занимались, средства не вкладывались. Вы же помните: не выплачивали зарплаты и пенсии, страна стояла на грани развала и экономической катастрофы, шло формирование государственности. Было не до хозяйственных вопросов.
- В вопросах вывода «Водоканала» из кризиса с правительством также не удается найти общий язык?
- Все действия, а вернее бездействие, правительства ведут к банкротству стратегического для Архангельска предприятия. Кстати, и для Приморского района тоже. Они также пользуются услугами нашего муниципального предприятия. Да, мы не снимаем с себя ответственность. Но история уничтожения «Водоканала» началась еще при губернаторе Киселеве, когда водозаборы и водоснабжение отдаленных и островных территорий, наносящих предприятию убытки в миллионы рублей, были переданы «Водоканалу» без денег. Это решение еще больше усугубило существующие проблемы в самом «Водоканале». Дальше - больше. С 2011 года тариф на водоснабжение и водоотведение устанавливает правительство региона. И устанавливает экономически необоснованный. Мы доказали это в суде, да и сам руководитель областного агентства по тарифам это косвенно подтвердил на недавней сессии гордумы. Что же это значит? Чиновник понимает, что это неправильно, но выполняет чью-то волю?
- Что же делать в такой ситуации?
- По закону правительство области должно компенсировать эти затраты из бюджета, но денег нет. Я понимаю, что найти их нелегко. Тогда давайте вместе искать другие варианты, а не объявлять, что мы дураки и не понимаем, как вести дела. Если же вы такие умные и все понимаете, тогда предложите решение проблемы: как построить новый водовод, как бороться с утечками, не имея инвестиций, и не повышать тарифы для населения. Мы всем городом скажем вам спасибо и свечку поставим за ваш разум и прозорливость. Соглашусь с губернатором, что мы все сидим в одной лодке и не надо ее раскачивать, чтобы не утонуть. Только в этой самой лодке гребем мы в разные стороны.
- Один из главных источников пополнения доходной части бюджета - платежи за землю. Насколько эффективно они используются?
- Этот вопрос надо задать правительству области. Как известно, они распоряжаются землей. Мы все время просим вернуть землю в ведение городской власти, чтобы ею распоряжался город. Это сократит путь оформления земельного участка и обеспечит более эффективное использование доходов от платежей за землю.
Наша архангельская ситуация по земле - редкая для России. Такая неразбериха влияет на создание нормального инвестиционного климата. Сегодня, к примеру, компания готова строить тот или иной объект: заявку они будут подавать в область, область шлет документы к нам, затем мы оформляем участок земли, потом снова все идет в область и там зависает. С каким серьезным партнером можно говорить при такой неразберихе между уровнями власти?
Но эти организационные моменты - полбеды. Проблемы есть со сбором платежей за землю. Областные чиновники не сумели собрать около 500 млн рублей платежей за землю. Вот вам резерв для обеспечения льгот по оплате за детские сады мамам. Кстати, эти деньги теоретически стоят в наших доходах, однако мы их не получаем. С 1 января следующего года все 100 процентов доходов от земли должны идти в муниципальный бюджет, и это также уже обозначено как наши потенциальные доходы.
- Иначе говоря, финансовые взаимоотношения с региональным правительством весьма напряженные?
- Мы отстаиваем интересы Архангельска - города с многовековой историей, города, который в том числе и на федеральном уровне называют воротами в Арктику. Я пытаюсь объяснить это на всех уровнях. Мы доказали, что Архангельск может претендовать на какую-то специальную программу. И такая программа работала, и мы получали по ней средства, чтобы эти самые ворота сделать приличными. Мы убеждены, что в решении финансовых и экономических проблем такого города, как наш, нужен постоянный диалог, чего сегодня не происходит.
- Существует ли подобный опыт программ по областным центрам в других городах?
- Да, например, в Краснодарском крае. Их краевая программа называется «Краснодару - столичный облик». Программа долгосрочная, на общую сумму восемь млрд рублей, в год выделяется по два млрд. Средства идут прежде всего на благоустройство, дороги, объекты соцкультбыта - на все то, что сформирует этот самый столичный облик. Конечно, у нас другие деньги, но важен принципиальный подход.
Как я уже говорил, учитывая сложный период и проблемы с областным бюджетом, мы предложили средства программы переориентировать на выполнение указов президента России в Архангельске или направить 300 млн на строительство нового водовода. К сожалению, в областном правительстве очень простой подход - командирский: забрали и разделили, сказали: живите, как хотите, и идите в банки с протянутой рукой. Да мы уже третий год кредитуемся, и муниципальный долг на сегодняшний день - один млрд 100 млн рублей. Что дальше?
- Как мы поняли, часть проектов будет сохранена, несмотря на резкое сокращение доходной части бюджета, а чем все же придется пожертвовать?
- Прежде всего придется пожертвовать развитием. У нас есть планы по инфраструктуре. Ведь ее развитие связано с дальнейшим строительством социального жилья. Здесь же и проблемы «Водоканала». Какое может быть жилищное строительство, если водопроводные сети еле дышат. Подготовка проектов по инфраструктуре - это задел на дальнейшую жизнь в городе. Это и придется заморозить.
- Виктор Николаевич, будете ли вы участвовать в программе по расселению ветхого и аварийного жилья?
- Да, и у нас в заделе строительство трех-четырех домов на Конзихинской и 19 домов в Цигломени. Надеюсь, что по этой программе будет софинансирование из областного бюджета.
- Больной и большой вопрос - исполнение судебных решений по предоставлению людям жилья...
- Мы каждый год строим, переселяем людей, но у нас уже 1700 таких судебных решений. Из той очереди, которая у нас есть на расселение, появилась своя очередь по исполнению судебных решений. Я не раз обращался по этому поводу в правительство области. Результат - ноль.
В этом году мы предусмотрели в своем бюджете 63 млн рублей на исполнение судебных решений, которые не выполнены еще за 2010-й год, а уже заканчивается 2013-й.
Это одна из приоритетных задач - расселение людей из ветхого и аварийного жилья. У нас действует также программа развития застроенных территорий. Мы взаимодействуем с потенциальными инвесторами, которые берут участок в городе и строят, предоставляя квартиры жителям «деревяшек».
- Виктор Николаевич, недавно в Архангельске состоялось собрание мэров и представителей городов Центра и Северо-Запада России. Что удалось вам наработать вместе с гостями?
- Мы выработали совместные решения по всему комплексу вопросов, связанных с проблемной инфраструктурой в городах. Наши предложения мы представим на съезде муниципальных образований России, который состоится 8 ноября. В нем примет участие президент РФ Владимир Владимирович Путин. Мы надеемся на его поддержку в урегулировании наших взаимоотношений с вышестоящим уровнем власти, чтобы не возникало постоянных перетягиваний одеяла с одного уровня власти на другой. Из одного бюджета в другой. Чтобы исключить разборки, кто прав кто виноват. Чтобы не было раскачивания лодки, в которой мы все действительно находимся.
Опубликовано в газете «Архангельск-город воинской славы» №81 от 29 октября 2013 г.