У нашей Земли есть… двойник!

Открытие было сделано при помощи технологии микролинзирования*, которая позволяет засекать отдаленные планеты, обладающие массой, сравнимой с земной.

Как сообщает сайт Национальной информационной группы, специалисты называют такие планеты не очень звучным термином "землеподобные". Вновь открытая планета (она к тому же получила не самое звучное на свете имя "OGLE-2005-BLG-390Lb") обращается вокруг красного карлика в 25 тысячах световых лет от нас в направлении к центру нашей галактики, Млечному пути.

С Землей планету OGLE-2005-BLG-390Lb роднит не только схожий размер (она всего в 10 раз тяжелее), но и то обстоятельство, что она, вероятно, имеет тонкую атмосферу. Правда, год на этой планете длится 10 земных лет, то есть ее орбита очень велика, а это - в сочетании с относительной холодностью красного карлика - приводит к тому, что температуры в этом мире должны быть экстремально низкими.

Исследователи полагают, что поверхность планеты не нагревается более чем до -220 градусов по Цельсию, то есть она, возможно, покрыта слоем замершей жидкости, следовательно, и напоминает более массивный аналог Плутона. А это, подчеркивают астрономы, практически лишает нас надежды на то, что на OGLE-2005-BLG-390Lb может существовать жизнь.

Открытие стало возможным благодаря совместным усилиям трех занимающихся изучением микролинзирования проектов - PLANET/RoboNet, OGLE и MOA, в которых в общей сложности участвуют исследователи из 12 стран.

До сих пор за пределами нашей Солнечной системы обнаружено около 160 планет, из которых пока лишь три были открыты при помощи этой технологии. Однако она позволяет засекать планеты малой массы, сравнимой с земной, а таких, как свидетельствуют последние симуляции* процессов формирования небесных тел, в космосе должно быть предостаточно. Пытаясь обнаружить их, ученые одновременно совершенствуют и саму технологию.

Если же будет найдена планета, условия на которой могут быть признаны более или менее напоминающими те, что существуют в нашем мире, то следующим шагом может быть попытка обнаружения там жизни. Правда, этот шаг, вероятно, легко не дастся.

Прокомментировать значимость открытия ИА "Newsinfo" попросило Николая Николаевича Чугая, доктора физико-математических наук, заведующего отделом нестационарных звезд и звездной спектроскопии Института Астрономии РАН.

"Речь идет об очень важном открытии еще одной несолнечной планеты, которых открыто достаточно много - до 170-ти, - пояснил Николай Чугай. - Но до сих пор в основном открывали массивные планеты с массой, близкой массе Юпитера, который является самой массивной планетой Солнечной системы, превышающие в несколько раз массу Юпитера. На этот раз открыли достаточно маломассивную планету, то есть с массой всего 5,5 земных масс. Особенность этой конфигурации состоит в том, что планета примерно на таком же расстоянии, как Земля от Солнца, в 2,5 раза превышает расстояние от Земли до Солнца, в этом случае масса центральной звезды гораздо меньше солнечной и составляет 22/100 (примерно 0,2 солнечной массы)".

"Интересна сама методика, с помощью которой была обнаружена сама планета, - продолжает доктор Чугай. - Это редкий случай, когда мы видим гравитационное линзирование света далекой звезды".

"Обычно теория формирования планет вокруг таких звезд предсказывает, что должны образовываться действительно планеты с массой от земной массы до примерно 10-15 земных масс. В данном случае,- заключает Чугай,- она как раз попадает в этот интервал, который предсказывается теорией формирования планет".

_____