Этот закон дает право силам ПВО сбивать самолеты, которые захватили террористы, а также военно-морским силам топить в аналогичной ситуации морские и речные суда. При этом предусматривается несколько степеней проверки информации о захвате перед уничтожением террористов.
Напомним, что перед вторым чтением из документа было изъято положение о режиме "террористической опасности", предусматривавшего ограничение некоторых прав и свобод граждан в зоне его действия, в частности, запрет на любые массовые мероприятия, ограничение свободного передвижения, прослушивание телефонов и контроль за другими средствами связи, а также регламентацию работы СМИ.
В новом варианте законодательства остались два правовых режима - "чрезвычайное положение" и "контртеррористическая операция". Каждый из них предусматривает определенные ограничения. В частности, в зоне контртеррористической операции спецслужбы могут прослушивать телефонные переговоры и осуществлять контроль за средствами электронной связи.
Нормы, связанные с какими-либо ограничениями деятельности СМИ в зоне проведения контртеррористической операции, из закона были исключены, но осталось положение о том, что руководитель оперативного штаба определяет представителя штаба, который будет работать со СМИ во время проведения операции.
Законом вводится ряд ограничений для граждан, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции: усиливается паспортный контроль, вводится ограничение передвижения граждан и транспорта, устанавливается усиленный контроль на жизненно важных предприятиях. Лица, проводящие операцию, сохраняют за собой право на беспрепятственное проникновение в жилые и иные помещения, принадлежащие физическим лицам, их земельные участки, на территории и в помещения организаций, независимо от форм собственности, для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.
Документ предусматривает ведение переговоров с террористами "в целях сохранения жизни и здоровья людей", однако никакие выдвигаемые ими политические требования рассматриваться не должны. Такие переговоры должны вести лица, специально уполномоченные руководителем контртеррористической операции.
Кроме того, в законе присутствует положение о создании в регионах антитеррористических комиссий. Их возглавят губернаторы, в их состав также войдут главы территориальных подразделений силовых ведомств. Главным уполномоченным органом по борьбе с терроризмом определена Федеральная служба безопасности (ФСБ).
В законе также содержатся положения, позволяющие привлекать вооруженные силы для пресечения терактов и для борьбы против террористов за пределами территории РФ. В частности, поправками устанавливается, что вооруженные силы в соответствии с международными договорами России и действующим законодательством могут применить оружие с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз.
Глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев пояснил, что после принятия закон вступит в силу в обычном порядке. После этого вступает в силу указ президента РФ о мерах по противодействию терроризму, который предусматривает создание Национального антитеррористического комитета, сообщает «Лента.ру».