Судебное заседание полностью было посвящено заслушиванию показаний свидетелей обвинения.
Первым - и, собственно, главным из них - был зам.директора одной из строительных компаний Х. Именно он в рамках оперативно-розыскной деятельности - как он сам признался - «добровольно» - сотрудничал с ФСБ. Именно банковская карта, на которой лежало 1,5 млн рублей, переданная им Таскаеву 10 декабря 2013 года, была окрашена специальными средствами в рамках все той же ОРД. Иными словами, первым в суде был допрошен непосредственный участник «подставы».
Как следует из слов Х., сумму, которую следует заплатить в качестве «компенсации» за победу в конкурсе на право проведения работ по ремонту системы водоснабжения двух общежитий САФУ, расположенных на пр.Новгородский, ему озвучил отнюдь не проректор САФУ Дмитрий Таскаев. Речь о 12-ти процентах отката Х. вел с бывшим сотрудником САФУ - А.
«В марте 2013 года я встретился со своим знакомым А., который сказал мне, что есть возможность поучаствовать в ремонтных работах САФУ - стать подрядчиком, - рассказал в суде Х.. - Он обозначил примерно 10-12 процентов от суммы контракта. Я сказал - не возражаю».
Отметим, что данные слова свидетеля Х. могут красноречиво говорить о том, что в САФУ в принципе существовала/существует определенная такса за победу в подобного рода конкурсах. И уж если ее в состоянии озвучить вполне себе рядовой сотрудник - даже с приставкой «экс», то уж грех не предположить, что об этом не в курсе на самом высоком уровне - в ректорате и конкретно в кабинете ректора университета г-жи Кудряшовой.
В апреле состоялась встреча Х. и проректора Таскаева, где процент был переозвучен в пользу небольшого повышения. Теперь речь шла о 15-ти процентах. Сумма контракта - порядка 10 млн 200 тыс рублей.
Стоит заметить, что когда Х. пришел в апреле к Таскаеву, он уже плотно «работал» на ФСБ - ранее в суде было озвучено, что именно с этого времени у проректора начали прослушивать мобильный телефон и вести видеонаблюдение. Кстати,на прямой вопрос адвоката о том, что побудило предпринимателя сотрудничать с ФСБ, ответа получить не удалось - вопрос был признан судом не имеющим отношения к делу , а потому - отклонен.
Деньги Х. были переведены на банковскую карту ВТБ-24. Инициатива того, что это должна быть именно карта, принадлежала, со слов свидетеля, Таскаеву. Передача состоялась 10 декабря в коридоре вуза. Именно тогда Таскаев и был взят с поличным сотрудниками ФСБ.
На вопрос гособвинителя о том, откуда Х. были взяты денежные средства для перечисления на карту, он сказал, что занял их у своего партнера по бизнесу М. Последний также выступал в суде и пояснил, что между ними это обычная практика, а в данном конкретном случае был составлен договор займа - якобы на покупку машины.
Свидетель А., который свел Х. с Таскаевым и который озвучил тому про 12 %, показал в суде, что это именно Х. попросил его устроить встречу с проректором. «В апреле я их познакомил, - рассказал А. - После разговора компания Х. получила подряд. Х. сказал, что они договорились, и чтобы я передал деньги. Я отказался».
Свидетель Илья Эмке, работавший ранее в должности начальника управления по капремонтам и строительству САФУ, отметил, что по рассматриваемой конкурсной процедуре на тот момент заявлялись 2 компании - ООО-шка, где зам.директора был Х., и ООО «Солярис». «У «Соляриса» была неправильно составлена проектно-сметная документация, - отметил Эмке. - Я сам голосовал за фирму Х."
«Документы, представленные ООО Х., были так хороши, что конкуренции не составили», - сказал, комментируя показания Эмке, Дмитрий Таскаев.
Свидетелем обвинения выступил и учредитель ООО «Солярис» - депутат Архангельского областного Собрания Алексей Бородин - человек, по умыслу «сливщиков», заочно выставленный организатором таскаевской подставы. «Нашу фирму отстраняли от конкурсов в рамках действующего законодательства, - отметил Бородин, - но это обычная практика в РФ».
На вопрос о том, поступали ли ему предложения от Таскаева поучаствовать в конкурсе на формальных основаниях за откат, Бородин ответил однозначно - нет. Таким же стал и ответ на вопрос о том, известно ли ему о том, что Таскаев получал взятки.
«Как Вы можете охарактеризовать Таскаева?» - спросила свидетеля Бородина адвокат Любовь Коростелева. «Он - уникальная личность, - ответил Бородин. - Таскаев много социально значимого сделал для области, в частности, ему принадлежит инициатива порядка 30-ти законопроектов, принятых в третьем и четвертом созывах Облсобрания».
Остальные свидетели обвинения - среди которых бывший начальник РУ ФСБ, а затем проректор по безопасности САФУ Александр Топчий, - в суд не явились. Их показания, данные в ходе следствия, признаны и приняты судом достаточными и не требующими переозвучивания.
23 апреля свои доводы будет представлять защита Дмитрия Таскаева. Судебное заседание назначено на 14 часов.
Напомним, Дмитрий Таскаев обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в особо крупном размере). 10 декабря 2013 года Таскаев был задержан сотрудниками РУ ФСБ в момент получения банковской карты, на которой лежали 1,5 млн рублей, и конверта с пин-кодом. В период следствия обвиняемый вину признал, раскаялся в содеянном.
Срок содержания под стражей Таскаеву продлен до 26 мая 2014 года.