На заседании Комиссии присутствовали представители Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Генеральной прокуратуры и Федерального агентства по недропользованию. Администрацию Ненецкого АО представлял Владимир Шибеко, заместитель начальника управления природных ресурсов и экологии НАО.
В числе первых сенаторы рассмотрели вопрос о законности приватизации в 1990-х годах 290 скважин государственным предприятием “Архангельскгеология”. В частности, был установлен факт нанесения ущерба государству в размере 34 млн. долларов США в результате незаконной передачи в 1992 году “Архангельскгеологией” 24 скважин в качестве уставного капитала компании “Полярное Сияние”. Данное горное имущество не принадлежало приватизации, так как на тот момент действовал Указ президента РФ (от 24.12.1993 г. № 2284), запрещавший приватизацию скважин глубокого бурения.
В результате выборочной проверки Счетная Палата установлено, что в том же 1992 году ряд нефтяных компаний (“Полярное Сияние” и “Тоталь”) получили лицензии на геологическое изучение и разработку недр без конкурса. В результате государство не получило значительный объем разовых платежей.
Аудиторы отметили, что до настоящего времени в ряде лицензий отсутствуют: границы геологического отвода, сроки и задания на геологическое изучение при наличии в лицензии статуса геологического отвода, задания на рекультивацию и учет средств на эти цели, а также объемы и сроки добычи по результатам ведомственной экспертизы Центральной комиссии по разработке Минэнерго России (в настоящее время МПР России).
В свою очередь представитель администрации Ненецкого округа отметил, что нефтяные компании нарушают условия лицензионных соглашений по срокам ввода месторождений в разработку и их обустройству, что сказывается на уровне добычи и приводит к потере региональным бюджетом налоговых отчислений. Кроме того, пользуясь недостаточным контролем со стороны Ростехнадзора и федеральных налоговых органов, недропользователи не регистрируют вовремя право собственности на промышленные объекты, что позволяет им уходить от уплаты налога на имущество. Ежегодно Ненецкий округ теряет до 500 миллионов рублей по этому виду налога.
Также Владимир Шибеко обратил внимание представителей регионов на нежелательность включения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в число регионов, где нефтяники получат налоговые льготы при вводе в разработку месторождений, так как в этом случае значительные средства теряет, как государство, так и Ненецкий автономный округ.
Российский бюджет рискует безвозмездно отдать нефтяным компаниям месторождения Тимано-Печоры, в разведку которых в 70-х годах были вложены колоссальные средства, в то время как за выдачу лицензий государство могло бы получить солидную компенсацию. Почти все 70 ныне известных месторождений НАО были открыты за государственный счет. Из 35 лицензий, выданных в НАО на право добычи углеводородов, отметил Шибеко, лишь 7 нефтяные компании получили в результате конкурса.
Округ же в случае введения на его территории дифференцированного НДПИ теряет значительные поступления от налога на добычу полезных ископаемых. Кстати, этот вид налога – основа регионального бюджета. Доля нефтегазодобычи в промышленном производстве округа составляет сегодня свыше 95 %.
В итоге Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной Палатой РФ предложила Совету Федерации Федерального Собрания РФ совместно с Правительством России рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона для внесения поправок в Гражданский кодекс РФ, позволяющих увеличить срок исковой давности по сделкам, в отношении которых имеется информация о совершении экономических правонарушений. Кроме того, Генеральной прокуратуре РФ рекомендовали рассмотреть факт передачи государственных скважин в уставной капитал ООО “Компания Полярное Сияние” на наличие признаков уголовно наказуемого деяния.
Также организатор слушаний рекомендовал Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом принять неотложные меры по учету и инвентаризации скважин глубокого бурения в Ненецком округе, так как в контрольных органах по природопользованию имеются противоречивые данные по количеству скважин в Ненецком округе.
Со следующей рекомендацией – усилить администрации Ненецкого округа контроль за соблюдением недропользователями законодательства – власти региона не согласились, так как эта функция относится к полномочиям федеральных органов. В настоящее время администрация региона готовит письмо в Совет Федераций об изменении данного пункта с указанием конкретных федеральных структур, ответственных за контроль в сфере разработки углеводородного сырья.
Осенью сенаторы Федерального Собрания намерены вернуться к теме освоения углеводородного сырья в Ненецком округе и выслушать информацию по устранению нарушений, выявленных Счетной Палатой РФ на территории НАО в этой сфере.