Путин сообщил о готовящемся указе красиво - во время «прямой линии» с россиянами, новыми и старыми. Тогда он признал, что «крымско-татарский народ действительно серьезно пострадал в период сталинских репрессий, был депортирован из Крыма - со своей родной территории». Соответственно, эти же люди должны быть восстановлены в своих правах, в том числе и имущественных, что не может не затронуть интересы других народов, проживающих на территории Крыма, прежде всего, русских и украинцев. Ну, а как же иначе, не стояли же дома депортированных пустыми все эти долгие годы?..
Президент подвёл под свой указ историческую платформу. Описывая нынешнюю политику России по отношению к крымским татарам, он помянул Екатерину II, которая после присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году издала указ о том, чтобы эта народность воспринималась страной как собственные граждане. О том, что полуостров был когда-то Крымским ханством, куда русские люди в основном попадали в качестве пленных рабов, Владимир Владимирович толерантно умолчал. И правильно, чего старое ворошить... одна перхоть.
Сделано и сказано, как нельзя, вовремя. Объявление на официальном уровне реабилитации крымско-татарского народа являлось одним из принципиальных требований лидеров крымских татар. Представители этой народности до сих пор до конца не определились с признанием итогов референдума в Крыму по присоединению к России. Однако и.о. вице-премьера Крыма, владелец крымско-татарского телеканала ATR Ленур Ислямов в начале апреля заявлял, что положительный эффект в этом процессе может дать реабилитация крымских татар, которой должны заняться власти России. Правда, по другим источникам, этот медиа-барон не пользуется таким уж авторитетом у своих, как пытаются выставить российский СМИ, а свой пост чиновника он якобы получил именно за соглашательскую политику в пользу России.
Кстати, ещё раньше Путин на встрече с главой Татарстана Рустамом Миннихановым заявил о намерении распространить закон о реабилитации репрессированных народов, принятый в РФ в 1991 году, на крымских татар. Ранее крымские татары пытались добиться принятия такого закона на Украине, но сделать этого не смогли. Всё как-то руки не доходили, плюс иллюзия того, что конкретно украинцы не имели к той депортации никакого отношения. А ещё гонор - как это у кого-то будет больше прав, чем у них самих?!
Впрочем, крымские татары сами с усами (пусть и жидкими) и не лыком шиты. Они уже дали понять, что одна реабилитация их не устроит. В частности, Меджлис выступал против проекта Конституции Крыма, указывая на то, что в нем «отсутствуют нормы, гарантирующие эффективное участие крымских татар в общественно-политической жизни республики и игнорированы положения Декларации Организации Объединенных Народов о правах коренных народов».
Меджлис призывал депутатов Госсовета Крыма отложить принятие Конституции и вынести её на широкое обсуждение, однако Основной закон был принят без учёта этого мнения. Что в итоге привело к расколу в крымско-татарской общине, не могло не привести. И это наталкивает на мысль о спланированности, расколотым народом гораздо проще управлять, чем монолитным.
Сообщения о расколе среди крымских татар появились после внеочередной сессии Курултая, которая состоялась 29 марта в Бахчисарае. Делегаты практически единогласно приняли постановление «О реализации крымско-татарским народом права на самоопределение на своей исторической территории - в Крыму», дав, таким образом, старт формированию собственной государственности на полуострове. Одновременно Курултай обратился к ООН, Совету Европы, ОБСЕ и другим организациям и государствам с призывом поддержать право крымских татар на самоопределение. В составе какого именно государства планируется создавать автономию, в официальных формулировках не уточнялось. Главное, зафиксировать своё право строить национальную автономию на международном уровне... а дальше видно будет.
Наблюдатели тогда отметили, что в Бахчисарае было «очень мало Украины», даже украинский гимн, которым традиционно открывались и закрывались сессии Курултая, не прозвучал. Этакий иносказательный месседж Киеву - «мы уже не под вами». В то же время Курултай не стал запрещать крымским татарам получать российские паспорта.
Председатель Меджлиса Рефат Чубаров так выразился по этому поводу: «Оккупационные власти в городе - и всё население в городе, которое оказалось под оккупацией, вынуждено жить так, как установили власти: и аусвайсы берут, и на работу ходят, и локомотивами управляют, и трактирщиками работают, и дворниками работают - живут по аусвайсам. В чём вина их? В чём вина тех людей, которые сейчас не по своей воле оказались в этой ситуации? Кто их может упрекнуть? Если они для того, чтобы не другому сделать плохо, не услужить кому-то, чтобы самому жить на своей земле, они вынуждены по тому закону, который здесь установлен». Прямая параллель с гитлеровской оккупацией... мне как-то не очень.
Несмотря на скептический настрой, большинством голосов делегаты Курултая приняли решение делегировать полномочия для сотрудничества с властями Крыма предпринимателя Ленура Ислямова и главу ялтинского Меджлиса Заура Смирнова. Как отмечалось, оба они не политики и не должны нести политическую нагрузку. Принятие политических решений и оценок оставлено за Меджлисом и Курултаем.
В своём выступлении Ислямов, который, кстати, и до этого считался успешным российским бизнесменом, а отнюдь не украинским, заявил, что без сотрудничества с властями Крыма и России крымским татарам сейчас не обойтись. По его словам, ATR (его телекомпания) уже почувствовал на себе последствия нахождения на передовой линии фронта. «Это государство, большое государство, Российская империя - сами знаете, что это. Это не шутки-прибаутки, вы все понимаете, о чём я говорю».
Бизнесмен напомнил, что крымские татары могут оказаться заложниками борьбы между крупными государствами, и ввязываться в борьбу было бы крайне неосмотрительно. «Диссидентами весь народ быть не может», - подчеркнул он. Делегаты одобрили аплодисментами.
Но отдельные представители народа могут, и ещё как. Среди крымских татар есть немало диссидентов ещё советского периода, той, брежневской закалки. О Мустафе Джамилёве я, например, слышал в середине 70-х. Читал в «Хронике текущих событий» про его беспримерную сухую голодовку, в течение девяти месяцев (!!) его при карцерном режиме насильно кормили через трубку. У каждого свои герои, кто-то в моём возрасте силой духа Камо (был такой революционер-экспроприатор) восхищался... а я Марченко и Джамилёвым. Эти люди прошли все круги ада и выплыли на гребень популярности своего народа. С такими очень тяжело договариваться и находить компромисс, почти невозможно, как с Валерией Новодворский, у них на всё своё понятие. Но это не какие-то герои-одиночки, а гордость своей маленькой нации, от них просто так не отмахнёшься. Поэтому высказывания в Твитерре крымского премьера Аксёнова да плюс к этому официально сформулированный пятилетний запрет Джамилёву на въезд в Крым (то есть, Россию), я считаю вопиющей некомпетентностью в государственной службе, за которой должно последовать увольнение с должности по статье «профнепригодность». Впрочем, иного от вчерашнего «братка» и ждать бессмысленно... пока не обчешется.
Я ещё несколько лет назад, когда отделение Крыма от Украины не рассматривалось даже фантастами, писал о том, что национальная автономия крымских татар - мина замедленного действия, взрыватель которой всегда находится в состоянии «готов». Уж больно беспокойный народ в своей ментальности, обиженный на всех, кто рядом. Плюс «особость» собственной истории - эти татары считают себя потомками монгольских воинов, много веков назад пасших своих боевых коней на крымских холмах перед походом на Русь. То есть, в их исторической памяти крепко сидит - да мы вас всех имели! Вполне естественно, что они при любом раскладе будут вспоминать о собственной самостийной исключительности, и требовать, требовать... Не зря их идейный лидер Джамилёв на указ Путина лишь пожал плечами - «это не нас надо реабилитировать, это Россия должна реабилитироваться перед нами за все свои преступления». Вы представляете Путина, извиняющегося перед кем-то конкретным? Вот и у меня не очень получается.
Самой же большой ошибкой будет начать им что-нибудь возвращать из материального. Глазки у народа разбегутся и такой самозахват земель начнётся. Конечно, остальным народам это не понравится (вон, крымские греки уже кооперируются с осетинами по поводу восстановления исторической справедливости, они, мол, древнее всех). Очень быстро «Правый сектор», западэнцы и майдауны будут рассматриваться, как возможные союзники в борьбе с ближайшими соседями за собственность. России эта мигрень нужна?
А ещё есть опасность того, что татары из других российских регионов проникнутся проблемами своих крымских братьев (они уже сейчас пытаются принимать там деятельное участие). Тут не надо быть ни психологом, ни аналитиком - общая сущность обязательно приведёт к мысли о сепаратизме и восстановления утерянного вследствие поражения в Куликовской битве.
Стоп, фантазия, угомонись!
Леонид Черток