Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Гений грязи не боится. «Трудно быть богом» Алексея Германа

Всего пять полнометражных фильмов... Целых ПЯТЬ полнометражных фильмов за достаточно долгую творческую жизнь. Мне повезло со временем, я посмотрел его «Двадцать дней без войны», когда ставил честный показ фронтовой обыденности выше панорамы боёв, подвигов, кинжальных атак. И когда смотрел «Проверку на дорогах» был в состоянии оценить, казалось бы, проходную сцену разговора многодетной крестьянки с командиром партизанского отряда. Прижимая к подолу маленьких детишек, она грозится прямо сейчас пойти к фашистам и сдать всех и вся. Потому что те накормят и рейхсмарок дадут, а от вас, партизан, одни убытки. И бывший участковый района, мудрый усталый старлей Локотков (одна из лучших ролей в кино Ролана Быкова, уровня его Скомороха в «Андрее Рублёве») понимающе кивает - иди, мать, что поделаешь. Нет, чтобы на месте пристрелить предательницу, или, хотя бы, произнести зажигательную речь о скорой победе над врагом. Наверное, именно за этот эпизод «Проверка» столько лет пролежала на цензурной «полке». Нет, всё-таки из-за совокупности авторских «грехов». В фильме идёт долгий и тяжёлый спор на тему либеральных взглядов, которые у той власти были так же не в чести, как и у этой. Стоит ли взорванный мост с вражеским эшелоном жизней тысячи наших пленных? Можно ли поверить единожды предавшему присягу или на всякий случай расстрелять потенциального Иуду, ведь ценой может стать жизнь всего отряда? Сталин и Жуков считали, что стоит, расстреливали миллионами, оправдываясь главной победой в той войне. А сын фронтового корреспондента считал по-другому, что победили вопреки бессмысленным жертвам. За кем правда? Это позволено решать зрителю, никакой дидактики.

А потом был «Мой друг - Иван Лапшин», навечно ставший для меня абсолютным шедевром отечественного кинематографа. Гиперреализм, режущий и глаза, и душу. Помню, по телевизору его показали в самом начале перестройки, я как раз был в киноэкспедиции в провинциальном городке средней полосы России. Если кто забыл или не знает, в советское время телеприёмники не считались обязательным атрибутом интерьера гостиничного номера. Смотрел фильм в общем холле на этаже. Рядом на диванчике вздыхала и кривилась пожилая пара, явные ровесники показанного на экране времени. Спросил, чем вызвано их недовольство.

- Всё какое-то серое, некрасивое, грязное, лица у людей страшенные...

- Значит, неправду показывают?

- Да нет, всё так и было, просто не хотим об этом вспоминать.

- Хотите, как в «Кубанских казаках»?

- ДА!!!

Ох, не для этих людей работал и внутренне выгорал Алексей Герман...

Потом был освистанный даже в Каннах «Хрусталёв, машину!». Помню критику. Режиссёра укоряли в том, что он, сын вполне благополучного даже в период борьбы с космополитизмом писателя, грубо и грязно отомстил своему сытому и счастливому детству. Ну, а что в начале 90-х Герман мог сказать нового, несказанного до него? В моём понимании, Алексей Юрьевич именно тогда увлёкся формой, ставя её выше содержания. Пример - изнасилованный во всех формах в автозаке могучий генерал Клёнский, причём изгалялась над ним мелкая уголовная шпана. И он не стал сопротивляться, и даже мстить, а просто пережил, приняв прощение от Сталина, как должное. Тем, кто не понял аллегории, объяснять бесполезно, для них Никита Михалков снял «Утомлённых солнцем».

И вот «Трудно быть богом». Опять чёрно-белый «Кодак», страшные лица, сошедшие как с картины Иеронима Босха (люблю рассматривать, но с лёгким отвращением), дерьмо, сопли и блевотина. Только уже ночь путается с днём, и нет, как в «Лапшине», ярких цветовых вспышек под бравурные трудовые марши Эрнста Буша. Мир режиссёра Германа-старшего? Господь с вами, просто он так прочитал братьев Стругацких и кое в чём додумал.

Интеллектуалы в восхищении, каждый находит в фильме своё. Народ злобствует и плюётся, ибо непонятное всегда вызывает одно - испуг, переходящий в ненависть (не удивлюсь, если какой-нибудь Проханов или Шевченко объявят «Трудно быть богом» Манифестом болотных хомячков и нацпредателей). Критики разделились примерно пополам - насмехаются над первыми, обличая их в бесполезном поиске зёрен в отхожем месте, вторым же не менее издевательски советуют смотреть что-нибудь лёгонькое... уровня «Нашей Раши». Всё-таки я причисляю себя к первым, я ищу... пытаюсь искать.

Все хорошо помнят, что представляет собой планета Арканар у Стругацких? В фильме есть подсказка - «Это не Земля, а другая планета, такая же, но не догнавшая её лет на 800». Короче, наше Средневековье, где художники Эпохи Возрождения соседствовали с инквизицией и прочими мерзостями. Думаете, в те времена народ восхищался Джокондой? Ничего подобного, он часами стоял на площади, любуясь, как сжигают еретиков, более умных и талантливых, чем представители народных масс.

Наверное, каждый слышал о том, что в просвещённой Европе даже короли с королевами мылись пару-тройку раз за жизнь и испражнялись прямо на улицах, когда в «дикой» Руси уже дымились баньки по-чёрному и строились отхожие места. Так что фильм Германа в этой части весьма и весьма патриотичен, даже спорить бесполезно.

И среди всего этого инопланетного дерьмища белыми пятнами сорочек и носовых платков выделяется благородный Дон Румата. По книге я воспринимал его сталкером с ограниченным набором полномочий - наблюдать, не ввязываясь ни во что, без права убивать даже в схватке за собственную жизнь. Герман мне подсказал другую трактовку. Румата - это Штирлиц Эпохи Возрождения. Он старается жить по местным правилам, но из него так и лезет что-то инородное... или инопланетное. Его музыка на дуделках-сопелках напомнила мне вечер Штирлица в День Красной армии, когда он перед камином в собственном особняке пытается мурлыкать себе под нос что-то похожее на «Интернационал». И точно так же как Штирлиц, не имеющий приказа застрелить Гитлера и, тем самым, реально приблизить окончание войны, Румата должен стараться не выдать себя. Только Штирлиц когда-нибудь обязательно станет полковником Исаевым... а вот Румата землянином Антоном... не факт, далеко не факт.

Трагедия же такого «звёздного разведчика» в том, что своей пассивностью он сам низводит себя до уровня толпы, к концу фильма белые вещи на Румате-Антоне перестают появляться. Всё, он уже не бог, он один из многих. Парадокс, однако, в том, что, даже вмешавшись в ход исторического процесса (как в книге), ничего хорошего не получится. Дерьмо должно течь, как течёт, когда-нибудь да кончится.

Вы обратите внимание - у Германа в фильмографии нет ни одного фильма о современном, или прошлое, или фантастическое будущее, которое хуже прошлого. И всё-таки он провидец. В нулевых он предсказал появление юродивых, устраивающих перфомансы по поводу и без повода. В его последнем фильме писатели, философы и просто мыслящие люди в большом загоне - вам это ни о чём не говорит? Его «чёрные» для меня - это «красные» истерика Кургиняна, собирающиеся в колонны под знамёнами «Сути времени». Пока ещё не вешают и не порют стеблями от роз, но лиха беда начало - о нравственности уже заговорили и многое законодательно запрещают.

Больше вам скажу - ситуация на далёком Арканаре начинает напоминать мне современную Украину. В том смысле, что там, в Киеве, просрали (грубо, зато точно) всё, что мог при другом раскладе сил принести студенческий либеральный майдан. Найдите фотки их Сашко Музычко - без грима можно Герману в кадр. Ну, а Россию олицетворяет собирательный образ богов-землян. Нам бы наблюдать, не вмешиваясь в их исторический процесс, ждать, когда рассосётся... или окончательно засосёт. «Сердце моё полно жалости..., но я не могу ничего сделать», - эти слова благородного Дона Руматы благородный президент Путин должен повторять каждое утро в ванной комнате перед зеркалом во время бритья.

Иначе украинские мальчики при первых аккордах российского гимна долгие годы будут повторять последнюю фразу последнего фильма гениального режиссёра Алексея Германа - «У меня от этих звуков живот болит»...

 

Леонид Черток        


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (214)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20