"Нужно, чтобы были соответствующие нормативные акты правительства, которые бы обязывали осуществлять госзакупки, для начала, нефтепродуктов, сырьевых товаров, которые используются в государственных нуждах, через биржу, - сказал он. - Нужна политическая воля, подкрепленная конкретными действиями правительства. Госдума уже все необходимое сделала, законодательных ограничений для торговли сырьевыми товарами, чтобы заработала эта биржа, сейчас нет".
В качестве позитивного примера биржевой торговли Аксаков назвал организацию торговли цементом через Московскую фондовую биржу (МФБ), которая позволяет избежать ценовых сговоров и сформировать рыночную цену на этот товар.
"Цена становится более прозрачной. Она реально рыночная, а не та, которая формируется хаотично или нехаотично с помощью откатов. Если на бирже это цена на цемент, то это цена, а не предмет закулисного договора", - сказал он.
Формирование реальной рыночной цены на товар нужно и самому государству, когда речь идет о госзакупках, считает Аксаков, поскольку это позволит не завышать цены на сумму "отката".
По его словам, бывают случаи, например, при закупке нефтетоваров для госнужд, когда они закупаются по розничным, а не по оптовым ценам. "То есть как будто с бензоколонок покупаются эти нефтепродукты", - пояснил он.
"Цена (при формировании через биржу) будет более правильная, более справедливая, и для бюджета она будет точно вести к экономии", - считает парламентарий.
Кроме цемента, а также нефти и газа, по мнению Аксакова, на бирже могут торговаться металл, зерно, лес. "Непонятно, как сейчас формируются цены на круглый лес", - сказал он.
"Биржевые товары - это товары, которые в крупных объемах поставляются потребителям. Если речь идет о мелких объемах, то не имеет смысла, как это было в 90-е годы, торговать через биржу туфлями, товарами народного потребления, а вот нефть, газ, нефтепродукты, лес, цемент, металлы, руда - это биржевые товары", - пояснил он.
"Это (биржевая торговля) расширит доступность товаров, формирование справедливой цены. Будет меньше возможностей для ценовых сговоров", - сказал депутат.
Что касается нефти и газа, то, полагает Аксаков, торговлю этими товарами может начать любая из работающих в России бирж. "Де-факто все наши ведущие биржи могут проводить биржевую торговлю. Технически, организационно и содержательно это ничем не отличается от торговли другими финансовыми инструментами", - сказал Аксаков.
Он считает, что в настоящее время цена на нефтепродукты формируется несправедливо. "На рынке нефтепродуктов активно используется трансфертное ценообразование, то есть продажа продукции по низкой цене через офшорную зону, где ниже налоги, с тем, чтобы потом продать нефть по более высокой цене", - сказал депутат.