По мнению аналитика из Института проблем естественных монополий, Дмитрия Нарежного, такая ситуация объясняется снижением пошлин на экспорт нефти и одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых. Благодаря такому «налоговому маневру» за 2015 год объем погрузки нефти для внутреннего потребления снизился на 14,5% (до 24,5 млн. тонн). Одновременно вырос экспорт на 7,3%. Одним из факторов, повлиявших на падения объемов железнодорожных перевозок, стало введение в эксплуатацию отвода от нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» к Хабаровскому НПЗ. Проектная мощность такой трубы составляет 6 млн. тонн нефти в год.
Всего за 2015 год отгружено 224,3 млн. тонн нефтепродуктов. Основную долю в их структуре занимают:
Объем погрузки мазута составил 72,4 млн. тонн (-1,2%), а его доля в структуре нефтепродуктов выросла на 0,3% (до 14,5%). Экспорт мазута вырос на 4,2% (до 51,5 млн. тонн), а отгрузка для внутреннего потребления составила 20,9 млн. тонн (-12,1%). Отгрузка дизеля снизилась на 5,9% (до 51,2 млн. тонн). Также снизились и объемы производства дизельного топлива в стране - на 1,8%. Одновременное снижение поставок дизеля наблюдалось в направлении экспорта (-5,3%) и внутреннего сообщения (-6,5%). Объемы перевозки бензина железнодорожным сообщением практически не изменились (-0,3%) и составила 36,5 млн. тонн.
Таким образом, на структуру перевозки нефти и нефтепродуктов введение «налогового маневра» повлияло довольно серьёзно. Эксперт компании Good Logistics, Вадим Луковкин, поделился с нами мнением о том, что в 2015 году в области перевозки нефтепродуктов железнодорожному транспорту другие виды транспорта начали представлять довольно серьёзную конкуренцию. Получить дополнительную консультацию по железнодорожным перевозкам вы можете здесь: http://goodlogistics.com.ua/zheleznodorozhnye-perevozki-gruzov.
Следует отметить, что данное решение было принято властями для стимуляции экспорта нефти и нефтепродуктов для увеличения валютных потоков в страну. Снижение цен на нефть ведет к значительному сокращению заложенных в бюджет доходов от продажи нефти. Стимулирование экспорта позволит частично компенсировать эти потери.
Будущее железнодорожных перевозок нефти определенно. Увеличивается количество трубопроводов, по которым транспортируется не только нефть, но и нефтепродукты с низким содержанием серы. Падение цен на нефть будет стимулировать сокращать расходы на ее транспортировку, а самым дешевым способом ее передачи являются трубопроводы. Зависимо от темпов строительства новых нефтепроводов будут сокращаться объемы перевозки нефти железнодорожным сообщением. Введения «налогового маневра» лишь временно увеличивает объемы экспорта железнодорожными путями.