По мнению аналитика из Института проблем естественных монополий, Дмитрия Нарежного, такая ситуация объясняется снижением пошлин на экспорт нефти и одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых. Благодаря такому «налоговому маневру» за 2015 год объем погрузки нефти для внутреннего потребления снизился на 14,5% (до 24,5 млн. тонн). Одновременно вырос экспорт на 7,3%. Одним из факторов, повлиявших на падения объемов железнодорожных перевозок, стало введение в эксплуатацию отвода от нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» к Хабаровскому НПЗ. Проектная мощность такой трубы составляет 6 млн. тонн нефти в год.
Всего за 2015 год отгружено 224,3 млн. тонн нефтепродуктов. Основную долю в их структуре занимают:
Объем погрузки мазута составил 72,4 млн. тонн (-1,2%), а его доля в структуре нефтепродуктов выросла на 0,3% (до 14,5%). Экспорт мазута вырос на 4,2% (до 51,5 млн. тонн), а отгрузка для внутреннего потребления составила 20,9 млн. тонн (-12,1%). Отгрузка дизеля снизилась на 5,9% (до 51,2 млн. тонн). Также снизились и объемы производства дизельного топлива в стране - на 1,8%. Одновременное снижение поставок дизеля наблюдалось в направлении экспорта (-5,3%) и внутреннего сообщения (-6,5%). Объемы перевозки бензина железнодорожным сообщением практически не изменились (-0,3%) и составила 36,5 млн. тонн.
Таким образом, на структуру перевозки нефти и нефтепродуктов введение «налогового маневра» повлияло довольно серьёзно. Эксперт компании Good Logistics, Вадим Луковкин, поделился с нами мнением о том, что в 2015 году в области перевозки нефтепродуктов железнодорожному транспорту другие виды транспорта начали представлять довольно серьёзную конкуренцию. Получить дополнительную консультацию по железнодорожным перевозкам вы можете здесь: http://goodlogistics.com.ua/zheleznodorozhnye-perevozki-gruzov.
Следует отметить, что данное решение было принято властями для стимуляции экспорта нефти и нефтепродуктов для увеличения валютных потоков в страну. Снижение цен на нефть ведет к значительному сокращению заложенных в бюджет доходов от продажи нефти. Стимулирование экспорта позволит частично компенсировать эти потери.
Будущее железнодорожных перевозок нефти определенно. Увеличивается количество трубопроводов, по которым транспортируется не только нефть, но и нефтепродукты с низким содержанием серы. Падение цен на нефть будет стимулировать сокращать расходы на ее транспортировку, а самым дешевым способом ее передачи являются трубопроводы. Зависимо от темпов строительства новых нефтепроводов будут сокращаться объемы перевозки нефти железнодорожным сообщением. Введения «налогового маневра» лишь временно увеличивает объемы экспорта железнодорожными путями.
все материалы