В эту пятницу должна разрешиться главная интрига весеннего политического сезона – ЛДПР проголосует за нового лидера партии.
Если после безвременного ухода казавшегося вечным лидера и основателя партии список возможных преемников насчитывал без малого десяток фамилий, за полтора месяца он скукожился буквально до двух-трёх претендентов. И это при том, что в партию на нерядовые должности попадают люди амбициозные, с маршальским жезлом за пазухой.
Практически выпал хорошо известный в Архангельской области, в прошлом её куратор от партии Ярослав Нилов. Чистый политик, харизматичный и внешне располагающий, умеющий размазать оппонента в прямых дебатах (случай с Епифановой). Его объективный минус – в бэкграунде нет ничего, кроме партийной деятельность (даже у Ленина в профессиональном багаже было участие в нескольких уголовных процессах не в качестве обвиняемого). Возможно, за него замолвил бы слово сам Владимир Вольфович, но он тоже искренне считал себя вечным.
Выпал из числа вероятных претендентов и прямой наследник Игорь Лебедев. Занимая значительные посты при жизни отца и даже изредка выступая с госдумовской трибуны, он так и остался просто «папенькиным сынком», к чему все относились с должным пониманием. В первые дни эксперты приводили в его пользу сравнение с французской парочкой семейных политиков – Жан-Мари Ле Пен и Мари Ле Пен, последняя до сих пор выходит во вторые туры президентских выборов. Но там внешность, там харизма, там политическая гибкость, когда в нужный момент ультраправая риторика «Национального фронта» трансформируется в умеренную. В российском варианте, увы, ничего и близкого нет, Игорю Владимировичу и так достанется материальная часть наследства… хотя и здесь не будем спешить до оглашения завещания. Батюшка его тот ещё шутник был.
В итоге к дню внутрипартийного голосования ЛДПР приходит с двумя фамилиями – Леонида Слуцкого и Михаила Дегтярёва (не будем трогать самозаявившихся, они для массовости).
Основные ставки на первого. И не без основания, уже стал руководителем госдумовской фракции. А ещё он единственный, кто хотя бы отдалённо напоминает усопшего по солидности и манере поведения. Плюс доктор экономических наук. Часто читаю мнения, что Слуцкий один из «кошельков» ЛДПР, хотя официального бизнеса у него нет (будем считать, что имеется в виду талант по привлечению финансов со стороны). Из минусов – громкий скандал с сексуальными домогательствами прямо на рабочем месте (в Госдуме), но партию этим не смутишь (так исторически сложилось). Возраст «чуть за полтинник», уже моложе всех коллег такого же уровня.
Второй пока ходит в должности губернатора Хабаровского края. Дегтярёва в этом смысле можно назвать политическим везунчиком – без ареста Фургала ему бы ещё долго куковать на вторых ролях в здании на Охотном ряду. Явный любимчик и выдвиженец Жириновского. В роли главы края не затерялся, но и революций не совершил, в кресле сидит крепко и с явного одобрения Кремля. Возраст – «сорок с хвостиком», самое то для главы региона в сегодняшнем тренде, но объективно маловато для лидера партии с более чем тридцатилетней истории. Партийные соратники говорят, что он может «включить бескомпромиссность», что было позволено основателю (в определённой степени), но вряд ли молодому. Начинал политическую деятельность в «Единой России» (по его собственному признанию «заставили на работе»), Жириновский привечал подобных перебежчиков (ведь чаще бывает наоборот).
До сих пор часть политологов упоминает вероятность появления «кандидата ИКС». Самого неожиданного, вплоть до телевизионных шоуменов, но со стопроцентной электоральной узнаваемостью. В пример подобного проекта приводится (не падайте) Зеленский и его карнавальный «Слуга народа», обернувшиеся в итоге большим горем. Но даже без этого, подобный ход подразумевает полный ребрендинг ЛДПР в ультрапопулизм, а этой болезнью Россия отстрадала ещё в 90-х (очень надеюсь).
В любом случае, наивно думать, что сами либерал-демократы выбирают себе нового капитана, корвет ЛДПР ещё долго будет нужен флагманскому кораблю. Поэтому вероятному кандидату придётся получать одобрение на самом верху властной вертикали.
Ещё один феномен Жириновского – начиная как несистемный политик, он идеально вписался в систему власти при трёх президентах, но в представлении многих своих сторонников оставался тем же самым ухарем, способным рубить правду-матку по самым острым и скользким темам без оглядки на мнение сверху.
Его ядерная часть электората – мужчины среднего возраста и старше, бывшие военнослужащие, а также «мотавшие срок», часть маргинального общества, находящаяся внизу «пищевой цепочки», но не прогулявшая ещё свой паспорт и способная в воскресенье дойти до избирательного участка. Плюс предприниматели среднего уровня (крупным приходится голосовать за другую известную партию), как правило, выбившиеся из «правильных пацанов» периода «дикого капитализма» (вот откуда популярность ЛДПР в регионах Сибири и Дальнего Востока). В целом – элегантное сочетание всем недовольных низов и среднего класса с претензией на респектабельность.
Вы спросите, где тут женщины, которых в процентном отношении всё-таки больше? Дело в русской ментальности – жёны идут голосовать за мужьями, ставя галочку в той же клеточке. Если вообще идут. И отдают голоса тем депутатам, которые после избрания будут поддерживать законопроекты, против которых голосуют левые фракции. Но в этих тонкостях избиратели либерал-демократов из второго списка, как правило, плохо разбираются, в их душах остаётся иллюзия, что они есть самый протестный электорат.
Помните лозунг «Голосуй сердцем»? Именно он помогал Жириновскому и его партии все эти годы держаться на хорошем плаву, хотя был придуман под выборы Ельцина.
Когда можно будет проверить удачность выбора нового вождя? Уже в следующем году, в Единый день голосования на выборах в региональные парламенты (уровень ниже вряд ли можно считать репрезентативным из-за известной доли местечковости). То есть, и по Архангельской области.
А здесь у ЛДПР есть серьёзные проблемы. У Владимира Вольфовича в активе был классический приём – становиться во главе партийного списка, часто подпоркой выступал куратор партии по региону. Люди радостно голосовали за знакомые фамилии тяжеловесов, а потом удивлялись – «куда же они слились?».
Рискну предположить, что фамилия нового вождя и через год с лишним не будет известна той части ядерного электората, о которой написано выше. О кураторе Олеге Лаврове ничего не слышно с сентября прошлого года, то ли отозвали, то ли самому надоело. Ставший формальным лидером фракции ЛДПР в АОСД Александр Федорков на деле таковым не является, его узнаваемость на уровне членов партии. Возможно, к политической деятельности вернётся ушедший в исполнительную власть Сергей Пивков (мало ли что произойдёт за это время в руководстве региона… ну, вы понимаете), но его имидж оппозиционера подорван раз и навсегда, хоть в «Единую Россию» заново вступай. А больше ярких личностей и нет, кто из партии вышел, кто область покинул.
Есть яркий, внешне привлекательный (поспорьте, что это не важно) лидер либерал-демократов в Архангельской городской Думе Мария Харченко. Человек всю сознательную жизнь в партии (без метаний), выбравшая стезю публичного политика, доказавшая способность управлять мужским брутальным (другие в ЛДПР не заходят) коллективом. Как известно, в этой партии раньше были сложности с продвижением представительниц прекрасного пола, но времена меняются вместе с вождём. Однако не будем загадывать.
Пока же ЛДПР в целом предстоит нелёгкое испытание на выживаемость. Раньше было принято говорить - «Нет Жириновского, нет ЛДПР». Получится ли переформатировать на «ЛДПР и есть Жириновский»? Ведь для кого-то и Ленин до сих пор живее всех живых…
Леонид Черток
(фото из социальной сети)