Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Алексей Медведев – человек, зажигающий фестивали. Серьёзный разговор с куратором Arctic Open

Все, кто имеет отношение к Arctic Open, с теплотой вспоминают самый первый кинофестиваль. Почти самодеятельный, слепленный буквально на коленках. Но уютный, как домашний плед. Члены трёх жюри собирались с утра в кают-компании Научной библиотеки САФУ, пили чай, смеялись, рассказывали друг другу киношные байки, иногда творчески ругались. Потом всей гурьбой ехали обедать… и разбредались по своим делам. Какое-то кино для зрителя показывали, но за ним нужно было ездить по всему городу. Из известных медийных лиц, по-моему, один Угольников – «Оба-на приехал!». Единственное, закрытие фестиваля трудами четы Резицких получилось громким, пафосным, дающим надежду на продолжение… и, всё равно, не покидало ощущение, что это междусобойчик для своих. Кинофестиваль для жюри… имеем право.

И как всё изменилось через год! Количество и уровень присланных на отбор работ. Приглашённые в Архангельск звёзды кино… пусть пока и не самые яркие, но зритель на них идёт. Фестивальный общедоступный уголок в ТРК «Европарк», мастера культуры должны быть поближе к народу. После показа почти каждой киноленты встреча с её авторами… всё по-взрослому. Пусть не красная, но синяя «звёздная дорожка», ведущая в кинокомплекс «Русь», где киносмотр открывался фейерверком и настоящим иностранным блокбастером.

Как признают люди из оргкомитета кинофестиваля, этими переменами Arctic Open в основном обязан одному человеку. Незнакомому широким зрительским массам из-за специфики своего кинематографического ремесла. Алексей Медведев «зажигает» кинофестивали – организовывает, курирует, отбирает в шорт-лист присланные со всего света ленты.

Последняя работа просто-таки титаническая. Если учесть, что на Третий международный кинофестиваль Арктических стран в этом году было прислано почти 3 000 заявок. Это же надо было так раскрутиться в мировой кинематографической тусовке… не без деятельной помощи моего сегодняшнего собеседника (сидим, как всегда, в уютном вип-зальчике «Старого Тифлиса», совмещаем приятное с полезным). С нами программный директор фестиваля Анжелика Долинина, известный в Архангельске телережиссёр, в особых рекомендациях не нуждающаяся. Но то, что знают не все – именно на ней лежит основной труд по просмотру и отбору присланных на конкурс лент. Вот на этой всегда и всем улыбающейся женщине…  

Первое, что мне интересно – когда появилась профессия (специализация) отборщик фестивальных фильмов, я о такой раньше и не слышал. В советские времена на ММКФ, понятное дело, этот труд брал на себя идеологический отдел ЦК КПСС, а сегодня кому это надо?

Про историю кинофестивалей Алексей может рассказывать долго… очень долго (что свойственно любому профи в своём деле). Первые международные кинофестивали появились в 30-х годах прошлого века, и до поры до времени были своеобразной «ярмаркой тщеславия» - каждая страна, имеющая национальный кинематограф, везла, что хотела, часто не совпадающее с общемировыми тенденциями и вкусами. Как образно описал Алексей – «даже Канны раз в год превращались во французское подобие ВДНХ, где понаехавшие делегации представляли – «вот наша корова».

Именно французы и сломали эту пагубную тенденцию, когда вытащили на свой главный кинофестиваль полузапрещённую у себя на родине кинокартину гениального поляка Анджея Вайды «Человек из мрамора». И хотя «Золотую Пальмовую ветвь» она не получила, но стала осязательным примером того, как кино может вмешиваться в политику, а тоталитарные режимы при этом помалкивают в тряпочку. У французов появился первый отборщик фестивальных фильмов, в их интерпретации – генеральный делегат. Что в итоге заставило правительства многих государств повернуться лицом к своему национальному кино, как давно требовал известный ленинский тезис.

- Но как, - спрашиваю я Алексея, - как ты можешь брать на себя ответственность за то, что нашёл именно зерно, а не шелуху (мы на «ты», как принято в среде киношных)?

- Я доверяю своему вкусу, и это придаёт мне уверенности. Впрочем, в таком субъективном деле, как оценка фильмов, ни один профессионал от ошибок не застрахован.

Какие ещё тайны этой профессии? Медведев утверждает, что в ряде случаев за минуту просмотра способен понять, достоин ли фильм участия в кинофоруме, ведь это, как ни крути, признание профессионалов.

- Иногда сажусь смотреть, вижу потрясающей красоты картинку родной природы или известного города… и выключаю, чтобы не тратить время попусту – не пойдёт. В сюжете фильма обязательно должен быть конфликт, именно он делает кино из снятого материала.

- Впрочем, - вступает в беседу Анжелика, - примерно 5 % присылаемых к нам фильмов с загадкой. Разгадка обычно в финале, поэтому такие ленты нужно досматривать до конца – вдруг нас ждёт открытие!

Алексей Медведев соглашается – да, подобная ситуация и для него настоящий подарок.

- Как, собственно, попадают в отборщики? – интересуюсь.

Алексей поступил во Всесоюзный (тогда) государственный институт кинематографии в 1989 года. Причём на экспериментальный курс (перестройка, самое время), где обучали основным кинематографическим профессиям, выпуская «киношников широкого профиля». Стал, как режиссёр, снимать что-то своё, даже получать призы… но понял, что профессия режиссёра – не его.

- Как так?! – удивляюсь я, всю жизнь считавший именно эту профессию вершиной творческих амбиций.

- Есть расхожее мнение, что критики – это неудавшиеся режиссёры. А, по-моему, всё наоборот… родоначальник новый волны в французском кино Жан-Люк Годар начинал как раз с кинокритиков. Что касается меня, то я почувствовал – руководить съёмочным процессом не моё дело.

Алексей всегда писал. Плюс знание иностранных языков (английский, французский), что помогло ему найти себя в киножурналистике. А фестивали пришли сами собой. В конце 90-х на пресс-конференции по поводу итогов очередного ММКФ уже в качестве культурного смотрителя издания «Время-МН» он иронично прошёлся по качеству перевода иностранных лент. В зале присутствовал Никита Михалков… через несколько дней из дирекции кинофестиваля раздался звонок с предложением самому заняться качеством переводов. И пошло-поехало…

- И сколько фестивалей ты сейчас курируешь?

- Основных пять – Калининград, Сахалин, «Послание к человеку» в Питере, Якутск, вот Архангельск… - считает на пальцах Алексей, - а ещё есть разовые приглашения, чтобы наладить работу. Всего за год посещаю фестивалей десять, в том числе, зарубежных.

Я только присвистнул.

- …на самом деле, это не так много. Моя чешская коллега с громким именем в мировых кинематографических кругах, одна из организаторов кинофорума в Карловых Варах, в год посещает до 40 фестивалей, и то не все, куда её приглашают.

- Ты, наверное, уже понял, что Архангельск по многим мелким причинам не самый кинематографический город в стране, здесь снимают крайне редко. Можешь коротенько объяснить, зачем местному зрителю кинофестиваль? За 13 лет киношного безвременья я не заметил, чтобы народ истосковался по актерам на набережной… больше по победам «Водника» (хоккей с мячом), тоже ушедшими вместе с губернатором Ефремовым.

- Есть известная пушкинская фраза о том, что мы ленивы и не любопытны. Особенно при наличии интернета, где при желании любой просмотр можно получить одним кликом «мыши». Но фестиваль – это целое культурное событие, где можно в хорошем кинозале бесплатно посмотреть фильм, который, может быть, не выйдет в широкий прокат, как это часто бывает с авторскими лентами. Плюс авторы получают ещё один канал контакта со зрителем. Есть кинематографисты, которые заранее знают, что снимают некассовое кино, но им необходимо высказаться. Ты же не веришь, что «Керосин» твоего друга Юсупа (Разыкова) будет собирать полные залы на платных сеансах? А сейчас он только и делает, что представляет его на различных кинофорумах, фактически это ещё один прокат с достойной прессой. Ну и прямой контакт с публикой, любой режиссёр, сценарист, актёр подтвердит, насколько это важно. Плюс мы ориентируем зрителя, что действительно стоит смотреть, а что можно прогнать на ускоренной перемотке.

И тут я задал профессиональному отборщику заранее заготовленный провокационный вопрос. Как же так, говорю, с одной стороны ориентируем зрителя на достойное, умное кино, а с другой на «Кинотавре» вручают гран-при «Быку». С моей точки зрения, это «Бригада» для бедных», бандитская тема в отечественном кино исчерпана ещё в нулевых. Это что, чьё-то лоббирование победителя сочинского киносмотра?

Алексей быстро сбил мою эстетскую спесь. Да, на «Кинотавре» особое жюри, больше актёрское, из звёзд первой величины. Но есть и важный нюанс. Сейчас даже на уровне вгиковской учебной работы невозможно снять что-то критическое по отношению к сегодняшнему дню, сразу же попадёшь в список неблагонадёжных. А молодёжь хочет… поэтому и снимает фильмы про якобы 90-е, в которых проскакивают приметы нашего времени. И вообще, как специально подчеркнула Анжелика Долинина, уже отсмотревшая много из присланного, наши кинематографисты всё больше уходят в частные истории… с несчастий отдельного гражданина какой спрос. Зато думающий зритель всегда распознает, в какую болевую точку посыл.

Лично мне это напомнило чтение советской прессы, где истину искали между строк… да уж такие нынче времена.

- А что, - интересуюсь, - один российский фестиваль не похож на другие?

- Конечно, - хором отвечают, - и не должны быть похожими. Больше кинофестов хороших и разных! Мы всё-таки знаем специфический менталитет наших северных зрителей, согласовываясь с ним, многие заявки заворачиваем, зачем людей зря обнадёживать…

И уже в самом конце нашей беседы я вспомнил о насущном. Третий раз Arctic Open пройдёт при одном губернаторе – Игоре Орлове. Который, конечно, не такой фанат экрана, каким был Ефремов, но относится с пониманием к этому виду искусства, если и не очень помогает, то точно не мешает. Есть вероятность, что следующий пройдёт уже с другим губернатором, который любит, например, балет. А может и не надо помогать… тогда фестиваль будет полностью независимым, вечная проблема – кино и власть.

На это Алексей Медведев рассказал такую историю. Десять лет они с его тёзкой Аграновичем (председатель большого жюри прошлогоднего Arctic Open) делали кинофестиваль на Сахалине. Куда зазвать актёров-режиссёров вообще никаких проблем – когда ещё звезда любой величины попадёт за чужой счёт на самый край света! С губернатором Хорошавиным у них было всё ровно, пока того не посадили (помните ручку за миллион долларов?). А пришедший после него Кожемяко привёз своего знакомого организатора киносмотров, с которым он привык работать в своём бывшем регионе. Так вот, возмутилась сахалинская публика, привыкшая к другому формату и качеству отобранных лет. Возмутилась вплоть до одиночных пикетов у здания администрации области. И всё вернулось на круги своя.

- Поэтому будем делать кинофестиваль для режиссёров, актёров и публики, а не губернаторский, - резюмирует Алексей Медведев. – Но если исполнительная власть захочет помочь, мы же отказываться не будем, правда?

- Правда-правда, - сказали мы с Анжеликой Долининой и разбежались готовиться к 4 декабря, Дню, когда откроется третий Arctic Open.

С конкурсной программой кинофестиваля вы можете ознакомиться здесь.

P.S. Проект реализуется из средств Фонда президентских грантов РФ.

Леонид Черток

(фото Артёма Келарева)

        


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Ноябрь 2019 (170)
Октябрь 2019 (292)
Сентябрь 2019 (269)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)
Июнь 2019 (246)



Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20