Экономика наша больна – эта аксиома уже не требует доказательств. Падение цен на нефть обрушило всё, что можно. Правительство из последних сил выполняет набранные за тучные нефтяные годы социальные обязательства, пытаясь максимально оттянуть выплеск народного недовольства. Каким оно будет, увидим в сентябре. Дай бог, если только пренебрежением гражданским долгом.
А сил всё меньше. Сам министр финансов Антон Силуанов прогнозировал год назад, что резервный фонд страны (который впору переименовывать в «фонд национального спасения») иссякнет уже в 2016-м. Правда, его заместитель Татьяна Нестеренко в своих прогнозах более оптимистична, называя 2017-2018 тем временем, когда для всех нас наступит полная ж… . И всё равно это тоже похоже на «хронику отложенной смерти» и оптимизма не внушает.
Пока простые россияне по укоренившейся с советских времён привычке видят причину своих бед в происках Запада. Так, по данным издания «Ведомости», 72% респондентов считают, что наиболее враждебно к России настроены США. Второе место с самым высоким показателем за всю историю наблюдений занимает Украина - 48% (ещё в 2015 году так считали 37%). Замыкает тройку врагов России Турция, совсем недавно появившаяся в этом списке, за что с чистой совестью можно благодарить нашу разнузданную пропаганду. В друзьях же у нас ходят Беларусь, Казахстан и Китай. К ним неожиданно подтянулась Сирия… ну, с этим мы как-нибудь в другой раз разберёмся.
Однако вспомните, в какие тартарары полетела советская власть вместе с СССР, когда народ уяснил, что основной источник его проблем – это внутреннее руководство, а не внешние козни. Видимо, об этой закономерности вспомнили и в Кремле, и не на шутку взволновались.
Что и привело к заседанию президиума экономического совета при президенте РФ, который до этого не собирался два года. Речь сразу пошла об экономическом росте в России и его источниках. Эксперты разных взглядов вели дискуссию о стимулировании экономики, пытаясь склонить в свою сторону Путина. Председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, недавно возвращённый во власть со статусом «спасителя», заявил о необходимости снизить напряженность в геополитике. Президент напрягся…
Что, собственно, имел в виду Алексей
Леонидович? Догадаться несложно – возвращение России в ранг развитых стран
демократической направленности, в разные советы, восьмёрки-двадца
Кудрин выступал в своей привычной манере «интеллигентного давления авторитетом». Одним из необходимых условий экономического роста он назвал привлечение иностранных инвестиций, «без которых рост невозможен». Эксперт убеждал президента, что Россия технологически отстала и должна, пусть и на вторых ролях, встроиться в международные технологические цепочки. Для этого нужно снизить геополитическую напряженность, чтобы с Россией стали общаться как прежде. Иначе стагнация в компании других мировых маргиналов.
Стратегия Кудрина понятна – если уж пригласили экономику спасать, то будьте добры прислушаться ко всему мною сказанному, а то вы не знали, что от меня услышите. Но тут Путин взъярился, ибо непримиримая позиция в споре с Западом его фирменный конёк, с которого он слезать не собирается - народ может не понять и разлюбить. В заключительной речи президент отрубил, что не Россия начала первой конфронтацию. Владимир Владимирович напомнил, что у его страны тысячелетняя история, хоть она в чём-то и отстала. И что Российская Федерация не станет торговать суверенитетом. Он на это готов жизнь положить, не меньше.
Впрочем, в конце президент добавил примирительную реплику о том, что не надо увеличивать напряжённость и поддаваться на провокации. И что иностранный бизнес, которому выгодно здесь работать, не уйдёт по-любому, потому что прибыль для капиталиста главнее любой политики. С этим не поспоришь…
Аналитики утверждают, что Кудрин фактически поставил Путина перед двумя вариантами развития событий: либо политические амбиции и стагнация, либо политическая скромность и умеренный экономический рост. Концепция сильна тем, что подразумевает сохранение резервов, которые, в свою очередь, обеспечивают безопасность (не доедать всё накопленное до конца). Но вот та часть, где Кудрин как бы не верит в безусловное величие России, в её возможности сделать с места могучий рывок за 4-процентным ростом ВВП, не могла понравиться президенту по определению.
А есть ли иная стратегия в экономике? А как же. Например, у социалиста Сергея Глазьева, ратующего за глобальное участие государства во всех крупных проектах, оставив частному капиталу всякую мелочь уровня ларьков, бистро и будок для чистки обуви. И новая его идея, для выполнения которой он блокируется с ненавистным ему представителем капиталистов Борисом Титовым – увеличение денежной массы. Доводом к этому приводятся примеры Китая, Австралии и некоторых других стран, где, несмотря на заметный прирост денежной массы, удавалось сдержать инфляцию и увеличить ВВП.
Это действительно действует, но только в том случае, когда государство параллельно такими же темпами наращивает производство товаров, а напечатанные деньги обеспечивают покупательскую активность населения. Вы видите хоть намёк на такую тенденцию? И я не вижу. Как сидели на нефтяной игле, так и сидим. Иными словами – это прямой путь к галопирующей инфляции. Даже моя матушка с её твёрдой двойкой по математике смогла понять в 90-х, что вожделенная пенсия в тысячу баксов автоматически приведёт к батону хлеба за сто. По-другому в мире просто не бывает.
Путин прямо заявляет: «Никакой монополии на истину в экономической дискуссии быть не должно». Впрочем, у Кудрина здесь есть преимущество – он из путинской команды, они на ты. И это даёт хоть какую-то гарантию того, что мы не покатимся обратно в социализм, где целесообразность подменяется патриотическими лозунгами и показной борьбой с надуманными химерами. Для меня, например, именно улучшение качества жизни является объективной оценкой деятельности правительства… и только на десятом месте комбинации в геополитике. Сокращайте расходы на вооружение - будет вам за это от обывателей респект и уважуха.
Хотя, если честно, я и в кудринской концепции не вижу подъёма наверх. Разве что пожелание жить по средствам и без понтов…