Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Дырки, в которые утекло благополучие Коряжмы

Долг муниципального предприятия «ПУ ЖКХ» в Коряжме за энергоресурсы продолжает нарастать. По состоянию на 1 июля 2015 года просроченная задолженность достигла 395 млн рублей. Понимаю, что многим эта цифра кажется абстрактной, мало касающейся кого-то лично. Подумаешь, недодали «Илиму»…

Недодали на самом деле не только «Илиму», но и коллективу комбината. Поскольку ЦБК, как и любое предприятие, сегодня работает по строгому бюджету. Не выполнили план по доходам – нет средств на дополнительное стимулирование сотрудников. Соответственно, не растет НДФЛ – основная статья доходов местного бюджета. Это – одно из следствий. Другое? Когда на коммунальном предприятии плохо с деньгами, у него нет возможности должным образом содержать городские сети. Изношенные трубы текут, «текут» и деньги из кошельков горожан, поскольку то, что утекло, закладывается в тарифы для населения. Недавно в МУПе провели ревизию дыр на сетях, и выяснилось, что только в одну из прорех в год «вытекало» до 2 млн рублей!

НА РУЧНОМ УПРАВЛЕНИИ ГУБЕРНАТОРА
Более двух лет назад губернатор Архангельской области Игорь Орлов после визита в Коряжму поручил создать при министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства специальную рабочую группу по разбору «завалов» коряжемской «коммуналки». Представители правительства, Группы «Илим», администрации города, МУП «ПУ ЖКХ» на протяжении нескольких месяцев детально анализировали экономику предприятия. По сути, выяснилось, что должным управлением коряжемского жилкомхоза никто на протяжении последних летне занимался. Более того, администрация города, чтобы изобразить видимое благополучие бюджета, спихивала на коммунальщиков содержание городских объектов, затраты на которые должен был нести муниципалитет. МУП «подсасывали» управляющие компании-частники. Все последние годы город не финансировал не только программы поддержания, нои развития коммунального хозяйства, что в свою очередь ставило крест на привлечении из вышестоящих бюджетов средств на модернизацию сетей. Отсутствовали программы модернизации в самом МУПе, и это не позволяло учитывать затраты на ремонт сетей при формировании тарифов. В итоге они, как правило, утверждались не в пользу предприятия. В общем, управляла администрация города своим главным и самым жизненно важным для горожан активом по принципу «ехало-болело». В итоге не прошло и десятка лет, как передовое не только в регионе, но и в России предприятие превратилось в фактического банкрота.

Любопытно, что проблемам коряжемской «коммуналки» время и силы уделял министр Игорь Гоздиш (делать ему больше нечего!), руководители региональных ведомств. Но при этом глава Коряжмы Валерий Елезов не счел нужным присутствовать на заседаниях рабочей группы.

В РОЛИ ПАСЫНКА
Кроме бездарного управления,настоящей засадой для муниципального предприятия стало создание управляющих компаний. В нашем городе формирование «частного сектора» на рынке коммунальных услуг пришлось на время правления Валерия Елезова. До этого МУП «ПУ ЖКХ» было одновременно сетевой и управляющей компанией (в 2006-м «ПУ ЖКХ» в качестве УК выбрали 92 процента собственников квартир в многоэтажных домах Коряжмы). То есть муниципальное предприятие совмещало две функции, одна из которых – содержание городских сетей – приносила убытки, а содержание жилья – прибыль. Это позволяло МУПу поддерживать определенный баланс и, соответственно, всю городскую коммунальную систему. И в какой-то мере – сдерживать тарифы: прибыль от управления домами шла на поддержание городских сетей. Теперь содержание жилья (следовательно, прибыльная деятельность) перешло в руки УК.

Справедливости ради надо сказать, что создание частных управляющих компаний и заведение их на рынок коммунальных услуг было обязательным условием для получения городом средств из Фонда реформирования ЖКХ на капитальный ремонт жилья. Но при этом закон вовсе не обязывал «убивать» муниципальные УК, достаточнобыло отдать частникам четверть коммунального рынка. Но в Коряжме власти почему-то «рубанули до основания», отдав весь город частным «укашкам» и явно сместив интересы в их сторону.

Этим «укашкам» почему-то даже позволялось залезать в карман муниципального предприятия. А на МУП администрация города, как камень на шею утопающего,навешивала свои собственные обязанности – содержание ливневой канализации, бани, гостиницы, общественных туалетов, и,одновременно, предприятию было фактически отказано в бюджетной помощи. А «укашки», напротив, получали подпитку из казны. Апогеем стала передача весомых пакетов в уставных капиталах «Атланта» и «Кедра», которыми владело муниципальное предприятие, в собственность учредителей этих УК. Имущественные доли были отданы за сущие копейки. Городская администрация, таким образом, обрубила возможности собственного контроля за деятельностью этих управляющих компаний. А топя муниципальное предприятие, лишила казну возможности получать прибыль от его деятельности.

РАК И ЩУКА
В этом «расщеплении» «коммуналки» есть еще один важный нюанс. Городские и общедомовые сети в маленьком городе – один единый комплекс. Чтобы сделать их надежными и энергоэффективными, рублем должны отвечать и МУП, и управляющие компании – все, кто сидит на «трубе». МУП отвечает. Если протечки в сетях выше тех, что заложены в тариф для населения, муниципальное предприятие несет серьезные убытки. УК это не касается никак, поскольку за внутридомовые потери платят собственники и наниматели жилья. То есть изначально для обслуживания единого комплекса в одну упряжку впрягли рака и щуку. Для маленького города это – путь в пропасть. В итоге мы получили полностью разрегулированную систему водо- и теплоснабжения (это подтвердил профессиональный технический аудит).

ОЧЕРЕДНОЙ СЮРПРИЗ АДМИНИСТРАЦИИ
С помощью правительства региона, нового руководства МУП «ПУ ЖКХ», с участием Группы «Илим»удалось не только проанализировать деятельность коряжемского муниципального предприятия, но и принять серьезные меры к финансовому оздоровлению. В 2014 году прирост просроченной задолженности по сравнению с предыдущим годом снизился почти в два раза – с 61 до 33 миллионов. Были скинуты с шеи МУПа несвойственные функции, оторваны от титьки муниципального предприятия «укашки», коммунальщики стали разрабатывать программу модернизации, «Илим» ужался в своем тарифе до предела рентабельности, чтобы дать возможность поправить дела сетевой компании.

Но администрация Коряжмы опять подготовила коммунальщикам сюрприз. Чиновники стали хронически недофинансировать муниципальные учреждения. В итоге по состоянию на 1 июля 2015 года долг школ, детских садов и других муниципальных структур за коммунальные услуги превысил 8 миллионов рублей. Школа №1, к примеру, задолжала аж 2 млн 200 тысяч! То есть практика безумного управления распространилась и на муниципальные бюджетные учреждения? Ситуация парадоксальная: власти рапортуют о плановой наполняемости городской казны, это подтверждает налоговая инспекция, а бюджетных денег нет даже на прямые полномочия. Крайнее опять МУП «ПУ ЖКХ», у которого в разгаре подготовка к зимнему отопительному сезону. Из-за неплатежей прирост просроченной задолженности предприятия опять подскочил до 58 млн рублей.

СПИТ ГОСУДАРЕВО ОКО
Наблюдаю, как, к примеру,прокуратура Вельска надзирает за соблюдением законности в сфере ЖКХ и держит под контролем вопрос «коммуналки». Похоже, там государево око понимает последствия коммунальных неплатежей. Вот, к примеру, такую информацию обнародовали СМИ.

«При проведении прокуратурой Вельского района проверки исполнения законодательства по подготовке объектов жилищно-коммунальной сферы к отопительному периоду 2012–2013 годовустановлено... что ряд учреждений, финансируемых из бюджета района, несвоевременно оплачивает предоставленные ООО «Вельские коммунальные системы» услуги по теплоснабжению, в результате чего образовалась задолженность в размере более 240 тысяч рублей. К числу данных учреждений относятся четыре образовательных учреждения, муниципальное предприятие и районный комитет по управлению муниципальным имуществом. По данному факту прокурором района главе администрации внесено представление об устранении нарушений закона».

Мне стало интересно, а как коряжемская прокуратура реагирует на растущий ком коммунальных долгов со стороны юридических лиц, финансируемых из бюджета? Ведь 8 с лишним миллионов (вместе с федералами – 10) – это не вельские 240 тысяч. Судя по отсутствию какой-либо внятной публичной реакции, наше государево око, скорее всего, привычно спит...

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
Ну а теперь о том, что коряжемцам сулит благостное бездействие городских властей и прокуратуры. Президент Владимир Путин для повышения эффективности коммунального хозяйства поручил Правительству РФк 2016 году решить вопрос передачи частным операторам объектов ЖКХ, которыми управляют неэффективные муниципальные предприятия. Коряжемское МУП «ПУ ЖКХ», разумеется, попало в список неэффективных. Во исполнение поручения президента губернатор Игорь Орлов 29 декабря 2014 года подписал график, согласно которому администрация Коряжмы должна была организовать конкурс для заключения договора концессии (передать в управление частникам) на часть наружных теплосетей до 30 июня 2015 года. Вы слышали что-нибудь о конкурсе? Я – нет.

Коряжемские чиновники, похоже, по привычке даже пальцем не пошевелили, серьезно подставив губернатора перед федеральным правительством. Но дело даже не в этом. Я с трудом представляю коряжемскую сетевую коммуналку в руках частников. И где найдется такой частник, готовый инвестировать миллионы в изношенные сети? А самое главное – как он будет отбивать вложения? Вариант один: за счет наших с вами кошельков.

Но и это еще не все. При заключении договора концессии просроченные долги ПУ ЖКХ автоматически лягут на учредителя МУПа – муниципалитет. Если это случится, величина долговМО «Город Коряжма» фактически сравняется с размером годового бюджета Коряжмы. На каждый год правления команды Елезова – почти по 100 млн рублей долгов. Не многовато ли? На обслуживание долга уже ушли почти все социальные программы некогда самого благополучного города Архангельской области. Теперь, получается,xnjмуниципалитет не в состоянии исполнять прямые обязанности по содержанию даже детских садов и школ. В Коряжме не ремонтируются дороги, не работают от ветхости светофоры, уличное освещение ориентировано на белые ночи. И что дальше? Теперь и город передадим на концессию?!

ВЕРНУТЬ ВСЁ НА КРУГИ СВОЯ
Как выходить коряжемской «коммуналке» из патовой ситуации? Я лично считаю, что в маленьком городе в условиях ограниченного числа потребителей услуг предпочтительнее иметь муниципальное сетевое предприятие с функцией управляющей компании. Как и было раньше, когда коммунальное хозяйство Коряжмы признавали одним из лучших в России. И – обязательно – контролирующего его деятельность грамотного, системного, подготовленного чиновника. Некая «укашка» под двойным контролем: собственников жилья и муниципалитета.

Помнится, мыслилось, что частные УК привнесут на рынок коммунальных услугконкуренцию, а мы с вами будем только выбирать, какая компания лучше и чьи услуги дешевле. Конкуренции не получилось. «Кедр» с «Атлантом», обслуживающие большую часть лучшего жилого фонда города, больше смахиваютна братьев-близнецов, а не на конкурентов. Есть еще пара небольших компаний, которым достались городские окраины, но они «Кедру» и «Атланту» конкуренции составить не могут. И пока такое ощущение, что не мы, а они выбирают нас. А уж о том, как собственники реально могут контролировать деятельность УК, наша газета писала не раз.

Возвращение на рынок управления жилым фондом МУП «ПУ ЖКХ» станет не только хорошим стимулом для развития существующих частных компаний, но и даст собственникам возможность выбора. Мне кажется, процентов 80 горожан проголосуют за муниципальную УК в надежде, что ее учредитель – администрация города – будет жестко и в интересах горожан контролировать деятельность домового управленца. Согласитесь, что пока у пенсионеров, которые в основном и проявляют интерес к управлению домом, куда меньше возможностей разобраться в хитросплетениях экономически-юридических коммунальных взаимоотношений, чем у городской власти. МУП, в свою очередь, может инвестировать прибыль от управления домами в поддержание сетей.

Правда и власть, на мой взгляд, для этого потребуется другая. Умеющая грамотно управлять муниципальной экономикой, а не кивать бесконечно на губернатора, который якобы должен помочь отдать долги. Нет у губернатора волшебного кошелька...

Вспоминаю бывшего главного бухгалтера Котласского ЦБК Юрия Константиновича Рябева. Однажды он преподал мне урок экономики: если в кармане образуется маленькая дырочка, из него утекут все монетки. МУП «ПУ ЖКХ» в какой-то мере и стало той «дырочкой», куда утекло былое благополучие города. К сожалению, «дырочкой» не единственной.

Надежда Сухопарова ("Трудовая Коряжма")

 

 

 

 

 

 

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (302)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20