Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Но таксистом у них Кустурица!». Рецензия на фильм «Балканский рубеж» Алексея Волгина

Был в советские времена такой анекдот (не политический):

Генсек Брежнев, который, как известно, любил быструю езду, получив из-за границы новую бибику, попросил водителя поменять с ним местами и кааак дал по загородному шоссе.

Останавливает их гаишник, заглядывает в салон авто, бледнеет и вытягивается во фрунт. Машина уезжает.

Напарник:

- Зачем отпустил, чья иномарка?

- Не знаю, чья… но шофёром у него БРЕЖНЕВ!!!

Так и в фильме «Балканский рубеж», рассказывающем зрителям патриотическую версию вмешательства России в югославский конфликт. Широким массам наше участие известно в основном по гордому развороту над Атлантикой российского премьера Примакова по пути в Вашингтон и вполне мирному захвату «голубыми беретами» (не путать с «голубыми касками» миротворцев ООН) аэропорта «Слатина». Хорошо помню эти кадры… тогда российские телеканалы не гнушались съёмками CNN и других западных новостных агентств. Больше на парад было похоже… никаких боестолкновений. Но это же так скучно!

В финальной сцене крутого военного боевика (все признаки этого жанра) «Балканский рубеж» зануда-таксист оборачивается к пассажиру на заднем сидении… и мы понимаем, что за рулём сам КУСТУРИЦА! Кто это «мы»? Продвинутая часть кинозрителей, способная сходу узнать дважды лауреата Канн, оценить такой комплимент в свой адрес и сказать «ах!». Реакция остальных 95 % не так важна. Они уже получили свою порцию взрывов, стрельбы и крови (действительно, неплохо снятых). Создатели ленты извинились перед 5 % тех, кто действительно разбирается в кино и политике, за снятую туфту. Зачтём им это..

Понятно, что мы смотрим художественное кино, которое допускает условности в происходящем на экране. Но массового и неискушённого зрителя всегда подкупают надписи «снято на основе реальных событий», плюс когда есть вкрапления хроники в сюжет (специально поинтересовался у своих домашних, именно так). Да ещё предпремьерная реклама шла под слоганом «Мир должен узнать правду». А это уже ответственность и за сказанное, и за снятое.

Лажа начинается буквально с первых кадров.

Вполне могу допустить, что в середине 90-х некая группа российских спецназовцев выполняла некие секретные задания на территории тогда ещё Югославии, страны, вот-вот готовой взорваться. Чего-то взрывали, кото-то похищали и ликвидировали… вполне допускаю. Но дальнейшее развитие сюжета ни в какие рамки! Руководитель группы в приступе гнева выбрасывает из вертолёта в полёте захваченного террориста (предположительно, албанца), который перед этим убил его подчинённого. Что нарушает целый список международных законов, в первую очередь, Конвенцию по защите прав военнопленных. И вообще, в моём представлении, нервы у командира спецназа должны быть покрепче, а голова похолоднее. Однако, с точки зрения авторов, мы должны ему обсочувствоваться… что у меня лично не получилось. Ибо беспредел на войне начинается именно с таких нервных офицеров.

Дальше просто мрак. Оставшихся в живых бойцов группы родное российское командование объявляет вне закона. Мало того, бросает на территории иностранного государства, где они выживают, как могут. Я понимаю, можно ненавидеть военное руководство страны того исторического периода, поводов к тому не счесть. Но ведь не полные идиоты! Только представьте, какой подарочек получили в данной ситуации наши враги, от НАТО до исламских террористов – готовые машины для убийства, обиженные в лучших чувствах, вне закона и без денег. Бери таких и забрасывай в Москву хоть завтра… они сами найдут, кого убить и что взорвать. Понимаю, если бы их арестовали по прибытию на родину или кончили прямо там в Югославии… хотя и непонятно, почему все должны отвечать за проступок командира, что за мушкетёрство?! Во ВГИКЕ на сценарном учат любую авторскую фантазию максимально приближать к реальности в деталях… здесь в точности наоборот. В итоге оставшиеся два с лишним часа экранного времени я жалел, что не показали в подробностях, как спецназовцы выживали в чужой стране… особенно девушка-снайпер в публичном доме.

Совершенно ненужная (только ради метража) сцена танковых покатушек на полигоне под орущего в динамиках Егора Летова. И почти снисходительная реакция офицеров – «мы вас за это накажем» - хотя одна из бронированных машин чудом останавливается у самого обрыва, на дне которого солдат-срочников ждала неминуемая смерть! И эти игры происходят на иностранной территории… по всем признакам ЧП всероссийского масштаба, когда летят погоны с плеч комдивов (сам служил в танковой дивизии, знаю). И этих же придурков с разыгравшемся в одном месте детством почти сразу посылают на выполнение важного боевого задания?! Позвольте не поверить…

Странное поведение албанских боевиков, пытающихся отбить аэропорт у непонятно откуда взявшихся россиян. Сначала наши методично расстреливают их из всех видов стрелкового оружия, и только потеряв больше половины списочного состава, албанцы вдруг вспоминают, что захватили с собой миномёты. По логике войны с них и надо было начинать, а уж когда боеприпасы кончились, идти в атаку.

Но самый большой кинодопуск, не сказать, подлость, это абсолютно односторонний взгляд на сам югославский конфликт. В фильме албанцы сплошь убийцы, насильники и садисты, сербы чуть ли не святые, только иногда слабые (один порядочный албанец, служащий в полиции, общую картину не меняет, наоборот, подчёркивает тенденцию). Подобных раскладов на гражданской войне не бывает в принципе.

Меня вряд ли можно обвинить в больших симпатиях к исламу вообще, тем более, к его радикальным формам. Но когда-то пришлось работать В Останкино с ребятами из только что закрытого операторского отдела АПН, которые посменно провели в Югославии все годы межнационального конфликта. Они такое рассказывали про зверства православных сербов над мусульманами-босняками – волосы дыбом. Но и та сторона была не лучше. Так давайте прямо говорить об этом, предостерегая мир от подобных ошибок, пока историки и политологи продолжают свой бесконечный спор о причинах той междуусобной бойни, на ком вина горше. У кинематографистов есть свой язык, его часто лучше слышно, чем лепет политических комментаторов.

И при всём сказанном выше, мне было нескучно смотреть. Вполне крепкий боевичок с незамыленными актёрскими лицами (Гошу Куценко оценим, как продюсерскую неизбежность). Что-то от «Семи самураев», вечный сюжет, даже странно, что Шекспир не использовал. Чуть не прослезился о пожилого Гойко Митича в роли стойкого сербского полицейского, я с его Чингачгуком всё детство скакал по подмосковным прериям. Да, скрепы присутствуют, но не в том объёме, как в запредельном «Крыме».

Ну и за Кустурицу ещё раз отдельное спасибо.

Леонид Черток   









Вы любите вкусно перекусить? Но у вас совершенно нет времени готовить? Тогда закажите пиццу с доставкой на сайте https://ilmolino.ua/ru/delivery.html. Большой выбор начинок на любой вкус. Наши цены вас приятно удивят.


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Октябрь 2019 (208)
Сентябрь 2019 (269)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)
Июнь 2019 (246)
Май 2019 (239)



Деньги


все материалы
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20