В сердцевине Архангельской области лежит Холмогорская земля, давшая России Михаила Ломоносова. «Личность М. В. Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он вырос». Слова принадлежат историку, слависту позапрошлого века В.И.Ламанскому.
В ста километрах к югу от Холмогор течёт река Емца, впадающая в Северную Двину. Довелось будущему первому русскому академику пересекать её по льду во время похода с рыбным обозом в Москву за знаниями.
В селе Емецке, первое упоминание о котором находится в Уставе 1137 года новгородского князя Святослава, в двадцатом веке родился поэт Николай Рубцов.
Стартовые площадки самого работающего земного космодрома «Плесецк» также стоят на берегу Емцы.
Интересна река ещё и тем, что не бывает на ней привычного для земных рек ледохода: ежегодно лёд сходит так называемой «полыньёй» - закипает бурунами и пропадает, растворяясь, словно сахар. Редчайшее явление.
Пришло время попытаться ответить на вопросы: что значит название реки, кто дал его, когда, почему?
В Книге Большому Чертежу (XVI—XVII века) в перечне рек, «которыя в Двину пали», встречаются названия Ямца и Емца: «... а Пушенга вытекла из озера, протоку 100 вёрст, пала в Двину против Ямцы реки. ... А ниже устья реки Ямцы 50 вёрст город Колмагоры...А против Пушенги Двинскои, пала река Емца, протоку 250 вёрст, вытекла от реки от Онеги».
В словаре Владимира Даля встречается несколько русских слов и значений с корнем ем: «Емить - имать или брать, собирать. Емь ж. ряз. сбор, подать, пошлина или взятка. Емец м. орл. калужск. расторопный, смышленый; Емцы м. мн. емки, щипцы. | Емь или емы ж. мн. когти ловчей птицы; Емкий, о человеке кто за все берется с уменьем, решительный и ловкий. | Рассудительный, умный, все понимающий. | Цепкий, ловко хватающий зубами, когтями».
Река Емца в течение нескольких веков была важной транспортной артерией, связывавшей Великий Новгород с Двинской землёй. В свою очередь, как отмечал С.М.Соловьёв, «Задвинские дани и торговля были главным источником богатства для новгородцев».
Весьма наглядным подтверждением этому служит исторический эпизод, описанный Н.М.Карамзиным: «Великий князь (Димитрий Донской) подписал мирную грамоту (1385 год), с условием, чтобы Новгород всегда повиновался ему как государю верховному, платил ежегодно так называемы черный бор, или дань, собираемую с черного народа, и внес в казну княжескую 8000 рублей за долговременные наглости своих разбойников. Новгородцы тогда же вынули из Софийского сокровища (Софийское сокровище – доходы Дома Святой Софии) и прислали к Димитрию 3000 рублей, отправив чиновников в Двинскую землю для собрания остальных пяти тысяч: ибо двиняне, имев также участие в разбоях волжских, долженствовали участвовать и в наказании за оные».
То есть колония, которой в те времена была Двинская Земля, должна была оплатить основную часть «грехов» метрополии (В.Новгорода).
Общеизвестно, что в те времена Русь платила дань Золотой Орде. Согласно исследованиям С.М. Каштанова дань, называемая «выход», которую платило Московское княжество Орде, составляла 5000 рублей в год (данные за 1389 год).
На 1 рубль тогда можно было купить примерно 100 пудов (1600 кг) хлеба.
Население Руси составляло в те времена примерно пять миллионов человек и если бы эта дань была распределена на всех равномерно, то на каждого жителя Руси приходилась бы лишь 1/1000 тогдашнего рубля в год — то есть цена 1,6 кг хлеба.
Численность населения Двинской Земли тех времён неизвестна, но можно предполагать, что составляла она лишь несколько тысяч человек. В связи с чем, нагрузка от новгородской дани, размером в пять тысяч рублей, была весьма ощутимой для каждого двинского жителя и многократно превосходила суммы дани, выплачиваемой Золотой Орде среднестатистическим жителем Руси того времени.
И поэтому, когда в 1397 году «двиняне дружелюбно встретили московскую рать», то как пишет Н.М.Карамзин: «Новгородцы УЖАСНУЛИСЬ: вместе с Заволочьем они лишались способа не только иметь из первых рук важные произведения климатов сибирских, но и выгодно торговать с немцами, которые более всего искали у них мехов драгоценных. Архиепископ новогородский Иоанн, посадник Богдан и знаменитейшие чиновники спешили в Москву; но великий князь, лично оказав им ласку, не хотел слышать о возвращении Двинской земли».
Приведённые исторические факты могут служить косвенным обоснованием возможного происхождении названия реки от древнерусского слова емь, в значении «сбор, подать».
Но поскольку ареал употребления указанного значения слова, по мнению В.Даля, ограничен рязанской землёй и в связи с тем, что в исторических документах и трудах о Суздальском, Ростовском и Московском княжествах, а также о Великом Новгороде данному значению соответствуют слова «дань» или «ясак», рассматриваемую версию следует признать не обоснованной.
Как известно, северные земли были главными поставщиками ещё одного важного в те времена товара – ловчих птиц. В связи с чем, вариант этимологии исследуемого названия от древнерусского слова емь или емы, в значении «когти ловчей птицы», также возможен.
Существует версия о происхождении названия «Емца» от имени племени ямь (емь), якобы когда-то обитавшего в здешних местах. Только вот отрицается она результатами исследований, посвященных вопросам происхождения и ареала расселения финского племени хямь. С.М.Соловьёв С.М. указывает территорию обитания данного племени: «На север от Финского залива новгородцы ходили на чудское племя – ямь; походы эти имели такой же характер, как и походы на эстов: так, в 1188 ходили на ямь новгородские молодцы с каким-то Вышатою Васильевичем и пришли домой по здорову, добывши полона. В 1191 году ходили новгородцы вместе с корелою на ямь, землю ее повоевали и пожгли и скот перебили».
Легенда о присутствии племени ямь (емь) на берегах Емцы, возможно, могла появиться в связи с близким звучанием самоназвания саамов - саамие, салме/самбе, саам и названия одной из группы финнов – хяме.
Когда-то некоторые представители саамов жили на юге нынешней Финляндии, и именно проникновение туда с юга новых насельников — суоми и хяме — стало виной заметного отступления саамов к северу.
С другой стороны, саамы оставили множество «следов» в названиях рек и озёр Архангельской области. Саамские слова емья (ямме), в значении «мёртвый», и еммне, в значении «земля, страна, территория», вполне подходят в качестве основы для приведённых в Книге Большому Чертежу названий.
В Мурманской области находится гора Мёртвых – Юммечор. Там же, в Хибинах есть ущелье Мертвых - Юмьекорр, с которым связана легенда о большом сражении между саамами и чудью. Причём, чудью саамы именовали вооруженные отряды скандинавов.
О жизни и битвах саамов на территории, прилегающей к реке Емце, история каких-либо свидетельств не донесла. Но, возможно, битвы и, как их печальный итог – погибшие воины, вполне могли быть и поэтому река могла получить в память о них такое название.
Кроме того, места для кладбищ саамы предпочитали выбирать на высоких, сухих местах, чаще всего «за водой» (на островах, за рекой и т. д.), так как вода считалась надежной преградой, препятствующей возвращению умершего обратно, в мир живых. И на этом основании река могла получить название «Мёртвая», или река «Смерти».
Версия о происхождении названия реки от саамского слова еммне в значении «земля, страна, территория» также имеет достаточные основания.
Д.Д.Квасов в работе «Позднечетвертичная история крупных озёр и внутренних морей Восточной Европы» пишет: «Среди других северодвинских притоков первого порядка р.Емца не отличается значительными размерами и водностью, однако она имеет целый ряд особенностей, позволяющих характеризовать её, как УНИКАЛЬНУЮ (выделено автором) водную экосистему Европейского Севера России. В ледниковый период её русло являлось началом водной системы, объединявшей бассейны рек Онеги, Северной Двины, Кулоя, Мезени и Печоры».
Без сомнений, река, чьё русло стало прародителем больших рек, имеет право называться рекой земли (страны, территории).
Жили на берегах реки и представители финских народов. Карельское и финское ема, в значении «мать», по указанной выше причине, также достойно быть основой названия матери северных рек.
Как емья, еммне, ема стала Емцей?
В статье «Название ‘Тверь’ и ‘Тверца’ в письменных источниках» C.В.Богданов объясняет появление суффикса ца у реки Тфера (Тверь) следующим образом: «...в XIV в. жители Нового Торга добавили к названию реки слово река (реца) ...и в результате этого словообразования получилось Тфера-реца, а с течением времени – Тферца».
С.Ухов в статье «История Вятки как часть этнической истории восточной Европы» предлагает другую версию: «Суффикс -ца редкий как в гидронимии, так и в апеллятивной лексике. Он восходит к праславянскому суффиксу –ka или –ьka, подвергшемуся палатализации, и коррелирует с суффиксом –ец, что проявляется, в частности, в образовании прилагательного: село Усть-Чепецкое. То есть наши предки совершенно справедливо воспринимали гидроним Чепца как русское слово и изменяли его по законам русского языка, поскольку были интуитивными лингвистами».
Вне сомнений, появившиеся на берегах Емцы в X веке русские насельники, могли изменить полученное от предшественников название реки по законам русского языка.
Впрочем, их предшественниками могли быть не только саамы и финны, но и предки из так называемой протоиндоевропейской общности. Поскольку громко, уверенно звучит санскрит в названиях северных рек. (примеры: http://rusnord.ru/culture/38027-esche-odna-tayna-pomorya-shveta-dvipa-severnaya-dvina.html )
Реки в недавние времена выполняли функцию дорог. В переводе с санскрита eмa – «ход, дорога, путь». Яма – «Бог смерти» (у саамов ямме – «мёртвый»);
И, наконец, яма-су – «та, что рождает близнецов». Так как русло Емцы явилось началом водной системы, объединившей бассейны пяти северных рек, их можно считать порождёнными Емцей близнецами.
В Емцу впадают реки Мехреньга, Иога с притоком Кумбыш и Ваймуга с притоком Калажма. К звучащим на чистом санскрите названиям этих водных объектов, также подходят множество санскритских значений. Например, йога (река Иога, берёт начало в Великом болоте, в центре которого находится Великое озеро) - «связь, единение, сосредоточение, усилие».
Возможно, о жизни современников авторов приведённых санскритских названий свидетельствует случайно открытая в 1969 году на левом берегу Емцы стоянка, датируемая II – I тысячелетиями до н. э. Уверен, множество «неслучайных» открытий ожидается в будущем. Надо лишь искать.
По образному выражению историка и этнографа XIX века Н.И.Надеждина, топонимика является «языком Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре».
Человеческая история Емцы требует дальнейшего изучения.
Александр Чашев