Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Мать близнецов по имени Емца. Из серии "Тайны Поморья"

В сердцевине Архангельской области лежит Холмогорская земля, давшая России Михаила Ломоносова.    «Личность М. В. Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он вырос». Слова принадлежат историку, слависту позапрошлого века В.И.Ламанскому.

     В ста километрах к югу от Холмогор течёт река Емца, впадающая в Северную Двину.  Довелось будущему первому русскому академику пересекать её по льду во время похода с рыбным обозом в Москву за знаниями.

     В селе Емецке, первое упоминание о котором находится в Уставе 1137 года новгородского князя Святослава, в двадцатом веке родился поэт Николай Рубцов.

    Стартовые площадки самого работающего земного космодрома «Плесецк» также стоят на берегу Емцы.
 
    Интересна река ещё и тем, что не бывает на ней привычного для земных рек ледохода: ежегодно лёд сходит так называемой «полыньёй» - закипает бурунами и пропадает, растворяясь, словно сахар. Редчайшее явление.

    Пришло время попытаться ответить на вопросы: что значит название реки, кто дал его, когда, почему?
   
    В Книге Большому Чертежу (XVI—XVII века) в перечне рек, «которыя в Двину пали», встречаются названия Ямца и Емца: «... а Пушенга вытекла из озера, протоку 100 вёрст, пала в Двину против Ямцы реки. ... А ниже устья реки Ямцы 50 вёрст город Колмагоры...А против Пушенги Двинскои, пала река Емца, протоку 250 вёрст, вытекла от реки от Онеги».

   В словаре Владимира Даля встречается несколько русских слов и значений с корнем ем: «Емить - имать или брать, собирать. Емь ж. ряз. сбор, подать, пошлина или взятка. Емец м. орл. калужск. расторопный, смышленый; Емцы м. мн. емки, щипцы. | Емь или емы ж. мн. когти ловчей птицы; Емкий, о человеке кто за все берется с уменьем, решительный и ловкий. | Рассудительный, умный, все понимающий. | Цепкий, ловко хватающий зубами, когтями».

   Река Емца в течение нескольких веков была важной транспортной артерией, связывавшей Великий Новгород с Двинской землёй. В свою очередь, как отмечал С.М.Соловьёв, «Задвинские дани и торговля были главным источником богатства для новгородцев».
 
   Весьма наглядным подтверждением этому служит исторический эпизод, описанный Н.М.Карамзиным: «Великий князь (Димитрий Донской) подписал мирную грамоту (1385 год), с условием, чтобы Новгород всегда повиновался ему как государю верховному, платил ежегодно так называемы черный бор, или дань, собираемую с черного народа, и внес в казну княжескую 8000 рублей за долговременные наглости своих разбойников. Новгородцы тогда же вынули из Софийского сокровища (Софийское сокровище – доходы Дома Святой Софии) и прислали к Димитрию 3000 рублей, отправив чиновников в Двинскую землю для собрания остальных пяти тысяч: ибо двиняне, имев также участие в разбоях волжских, долженствовали участвовать и в наказании за оные».

   То есть колония, которой в те времена была Двинская Земля, должна была оплатить основную часть «грехов» метрополии (В.Новгорода).

   Общеизвестно, что в те времена Русь платила дань Золотой Орде. Согласно исследованиям С.М. Каштанова дань, называемая «выход», которую платило  Московское княжество Орде, составляла 5000 рублей в год (данные за 1389 год).
   На 1 рубль тогда можно было купить примерно 100 пудов (1600 кг) хлеба.
   Население Руси составляло в те времена примерно пять миллионов человек и если бы эта дань была распределена на всех равномерно, то на каждого жителя Руси приходилась бы лишь 1/1000 тогдашнего рубля в год — то есть цена 1,6 кг хлеба.

   Численность населения Двинской Земли тех времён неизвестна, но можно предполагать, что составляла она лишь несколько тысяч человек. В связи с чем, нагрузка от новгородской дани, размером в пять тысяч рублей, была весьма ощутимой для каждого двинского жителя и многократно превосходила суммы дани, выплачиваемой Золотой Орде среднестатистическим жителем Руси того времени.

И поэтому, когда в 1397 году «двиняне дружелюбно встретили московскую рать», то как пишет Н.М.Карамзин: «Новгородцы УЖАСНУЛИСЬ: вместе с Заволочьем они лишались способа не только иметь из первых рук важные произведения климатов сибирских, но и выгодно торговать с немцами, которые более всего искали у них мехов драгоценных. Архиепископ новогородский Иоанн, посадник Богдан и знаменитейшие чиновники спешили в Москву; но великий князь, лично оказав им ласку, не хотел слышать о возвращении Двинской земли».

   Приведённые исторические факты могут служить косвенным обоснованием возможного происхождении названия реки от древнерусского слова емь, в значении «сбор, подать».


   Но поскольку ареал употребления указанного значения слова, по мнению В.Даля, ограничен рязанской землёй и в связи с тем, что в исторических документах и трудах о Суздальском, Ростовском и Московском княжествах, а также о Великом Новгороде данному значению соответствуют слова «дань» или «ясак», рассматриваемую версию следует признать не обоснованной.

   Как известно, северные земли были главными поставщиками ещё одного важного в те времена товара – ловчих птиц. В связи с чем, вариант этимологии исследуемого названия от древнерусского слова емь или емы, в значении «когти ловчей птицы», также возможен.

   Существует версия о происхождении названия «Емца» от имени племени ямь (емь), якобы когда-то обитавшего в здешних местах. Только вот отрицается она результатами исследований, посвященных вопросам происхождения и ареала расселения финского племени хямь. С.М.Соловьёв С.М.  указывает территорию обитания данного племени: «На север от Финского залива новгородцы ходили на чудское племя – ямь; походы эти имели такой же характер, как и походы на эстов: так, в 1188 ходили на ямь новгородские молодцы с каким-то Вышатою Васильевичем и пришли домой по здорову, добывши полона. В 1191 году ходили новгородцы вместе с корелою на ямь, землю ее повоевали и пожгли и скот перебили».
   Легенда о присутствии племени ямь (емь) на берегах Емцы, возможно, могла появиться в связи с близким звучанием самоназвания саамов - саамие, салме/самбе, саам и названия одной из группы финнов – хяме.
   Когда-то некоторые представители саамов жили на юге нынешней Финляндии, и именно проникновение туда с юга новых насельников — суоми и хяме — стало виной заметного отступления саамов к северу.

   С другой стороны, саамы оставили множество «следов» в названиях рек и озёр Архангельской области. Саамские слова емья (ямме), в значении «мёртвый», и еммне, в значении «земля, страна, территория», вполне подходят в качестве основы для приведённых в Книге Большому Чертежу названий.

   В Мурманской области находится гора Мёртвых – Юммечор. Там же, в Хибинах есть ущелье Мертвых - Юмьекорр, с которым связана легенда о большом сражении между саамами и чудью. Причём, чудью саамы именовали вооруженные отряды скандинавов.

   О жизни и битвах саамов на территории, прилегающей к реке Емце, история каких-либо свидетельств не донесла. Но, возможно, битвы и, как их печальный итог – погибшие воины, вполне могли быть и поэтому река могла получить в память о них такое название.


   Кроме того, места для кладбищ саамы предпочитали выбирать на высоких, сухих местах, чаще всего «за водой» (на островах, за рекой и т. д.), так как вода считалась надежной преградой, препятствующей возвращению умершего обратно, в мир живых. И на этом основании река могла получить название «Мёртвая», или река «Смерти».

   Версия о происхождении названия реки от саамского слова еммне в значении «земля, страна, территория» также имеет достаточные основания.

   Д.Д.Квасов в работе «Позднечетвертичная история крупных озёр и внутренних морей Восточной Европы» пишет: «Среди других северодвинских притоков первого порядка р.Емца не отличается значительными размерами и водностью, однако она имеет целый ряд особенностей, позволяющих характеризовать её, как УНИКАЛЬНУЮ (выделено автором)  водную экосистему Европейского Севера России. В ледниковый период её русло являлось началом водной системы, объединявшей бассейны рек Онеги, Северной Двины, Кулоя, Мезени и Печоры».

   Без сомнений, река, чьё русло стало прародителем больших рек, имеет право называться рекой земли (страны, территории).

   Жили на берегах реки и представители финских народов. Карельское и финское ема, в значении «мать», по указанной выше причине, также достойно быть основой названия матери северных рек.

    Как емья, еммне, ема стала Емцей? 

    В статье «Название ‘Тверь’ и ‘Тверца’ в письменных источниках» C.В.Богданов объясняет появление суффикса ца у реки Тфера (Тверь) следующим образом: «...в XIV в. жители Нового Торга добавили к названию реки слово река (реца) ...и в результате этого словообразования получилось Тфера-реца, а с течением времени – Тферца».

   С.Ухов в статье «История Вятки как часть этнической истории восточной Европы» предлагает другую версию: «Суффикс -ца редкий как в гидронимии, так и в апеллятивной лексике. Он восходит к праславянскому суффиксу –ka или –ьka, подвергшемуся палатализации, и коррелирует с суффиксом –ец, что проявляется, в частности, в образовании прилагательного: село Усть-Чепецкое. То есть наши предки совершенно справедливо воспринимали гидроним Чепца как русское слово и изменяли его по законам русского языка, поскольку были интуитивными лингвистами».
 
   Вне сомнений, появившиеся на берегах Емцы в X веке русские насельники, могли изменить полученное от предшественников название реки по законам русского языка.

   Впрочем, их предшественниками могли быть не только саамы и финны, но и предки из так называемой протоиндоевропейской общности. Поскольку громко, уверенно звучит санскрит в названиях северных рек. (примеры: http://rusnord.ru/culture/38027-esche-odna-tayna-pomorya-shveta-dvipa-severnaya-dvina.html )

    Реки в недавние времена выполняли функцию дорог. В переводе с санскрита eмa – «ход, дорога, путь». Яма – «Бог смерти» (у саамов ямме – «мёртвый»); 

   И, наконец, яма-су – «та, что рождает близнецов». Так как русло Емцы явилось началом водной системы, объединившей бассейны пяти северных рек, их можно считать порождёнными Емцей близнецами.

В Емцу впадают реки Мехреньга, Иога с притоком Кумбыш и Ваймуга с притоком Калажма. К звучащим на чистом санскрите названиям этих водных объектов, также подходят множество санскритских значений. Например, йога (река Иога, берёт начало в Великом болоте, в центре которого находится Великое озеро) - «связь, единение, сосредоточение, усилие».

Возможно, о жизни современников авторов приведённых санскритских названий свидетельствует случайно открытая в 1969 году на левом берегу Емцы стоянка, датируемая  II – I тысячелетиями до н. э.  Уверен, множество «неслучайных» открытий ожидается в будущем. Надо лишь искать.

   По образному выражению историка и этнографа XIX века Н.И.Надеждина, топонимика является «языком Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре».

Человеческая история Емцы требует дальнейшего изучения.

Александр Чашев


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (180)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20