Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Когда-то в СССР любили поэтов. Стоит ли досматривать «Таинственную страсть»?

Сериал по последней книге Василия Аксёнова на Первом, безусловно, явление. О нём говорят, о нём спорят. Чуть поменьше, чуть потише, чем об «Оттепели», так ведь этот фильм Валерия Тодоровского давно попал в разряд шедевров. Но только для тех, кто понял, о чём там речь

Положительные отзывы начинаются, как правило, с политического момента – «как хорошо, что в то время, когда речь заходит до реабилитации культов личностей разных исторических иродов, главный телеканал страны выпускает кинорассказ про «хрущёвскую оттепель». Раз Хрущёв, значит, против Сталина, уж так мы привыкли. Разговоры о том, что на самом Никите Сергеевиче висит столько загубленных жизней, ни одной перестройкой не отмоешь, встречают с снисходительной улыбкой – там святых не было и нет. «Там» - это во власти. И ведь не поспоришь. Сам Хрущёв признавался, что у него руки по локоть в крови. Не на съезде. С экрана. Голосом Ролана Быкова (к/ф «Серые волки»).

Отрицательные отзывы тоже начинаются достаточно предсказуемо. «Собран сплошной шлак из жизни страны и поэтов. Что же за трудности мешают им творить? А мешает им творить банальное пьянство. Наши герои беспрестанно бухают. Бухают и читают стихи. Бухают и меняют половых партнеров. Бухают и преодолевают трудности утреннего похмельного синдрома».

Что тут ответишь? Только словами из моего материала про сериал «Оттепель», обращёнными к таким вот поборникам нравственности, чьим невзыскательным вкусам потакает современное телевидение: Разве не вы «по многочисленным зрительским заявкам» убрали из телевизионного прайм-тайма все политические ток-шоу, заменив их бесконечным копанием в грязном белье? Разве не вы проголосовали рублём за миллионные тиражи жёлтых газетных дайджестов, выбросив на обочину рынка «Аргументы и факты», «Новый мир» и «Огонёк»? Разве не из-за вашего «утончённого вкуса» авторское кино задвинуто за полночь, зато воскресный вечер открывается «Аншлагом» и закрывается «Юрмалой»? Больше мне добавить нечего, вы сами всего этого хотели (не к конкретным рецензентам из народа обращаюсь, а к общей зрительской массе).

Это что касается идеологии. Качество снятого волнует спорящих гораздо меньше. Общий вердикт – не шедевр. Аксёнов, конечно, хитрец. Сразу предупредил читателя, что не стоит искать прямых параллелей с действительностью. Создатели сериала благодарно ему кивнули и ещё усугубили, сняв «по мотивам романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть», тут уж вообще не подкопаешься. Получилось не так захватывающе, как у Валентина Катаева в «Алмазный мой венец», но мы литературной интригой в принципе не избалованы.

Я искренне и глубоко возмущён тем, что сделали авторы (все, включая писателя) из моего любимого Булата Окуджавы. Какой-то второгодник-переросток, таскающийся с гитарой за отличниками-комсомольцами. Мне очень повезло, Булат Шалвович несколько раз пел у нас дома на кухне, где традиционно кипела творческая и политическая жизнь семьи. Пел после долгих уговоров, и инструмент ему искали по соседям. Ибо он не считал себя бардом, а только писателем и поэтом, о чём часто смущённо напоминал. Окуджава ни разу не Высоцкий, везде появлявшийся исключительно с гитарой и расчехлявший оную при первой же паузе в разговоре (сериального Вертикалова я даже обсуждать не хочу… чтобы никого не обидеть).

К тому же надо понимать, что Окуджава из другого поколения, чем остальные герои истории. Человек, прошедший войну, выбравший свой путь в культуре, в которую только-только проникали поющие поэты. Да, часто выступали на одних площадках, но на этом общение, как правило, заканчивалось, я просто видел его ближний круг. А с этими… да, могли быть пересечения, но ни разу не закадычные друзья. Тем более, чуть ли не на подпевке.

Что касается остальных. Мне нравится Чулпан Хаматова сама по себе. И она очень старается сыграть ту Беллу, в которую влюблялись поэты, писатели, художники… вообще творческие люди (и не только мужчины). Собственно, она предтеча Жанны Агузаровой в отсутствии моды на уфологию. И сыграно так, что становится понятным нежелание киношного Евтушенко иметь от неё детей – какая кормилица из Галатеи?

Евтушенко видел в жизни. И детстве в ресторане ЦДЛ, и позже, когда работал тульскую экспедицию на его режиссёрском дебюте «Детский сад». То, что играет Филипп Янковский, совсем никуда, только дерганная пластика, которую можно увидеть в документальных кадрах в течении всей жизни. Но это, скорее, пародия пожилого человека (Филиппу под полтинник) на молодого. В итоге по экрану катается клубок несуразностей (взять, хотя бы, его нечленство в Союзе писателей, хотя исторически Евтушенко самый молодой его член), ещё и внешне непохожий на реальный и до сих пор живой прототип. Впрочем, я не раз слышал о поэте такую уничижительную характеристику – талантливый, но пустой. Что, конечно, не помешает мне читать его «Казнь Стеньки Разина» в кругу самых близких людей.

Об остальных персонажах могу судить по поверхностным впечатлениям от когда-то виденного, прочитанного, услышанного. Да, кино-Вознесенский похож на реального, это и вдова признала (правда, с телеиронией в голосе). Рождественский… а он мне меньше всех их нравился как поэт, кроме «На Земле безжалостно маленькой». О кино-Бродском ничего не могу сказать. Визуально мы знаем его уже после архангельской ссылки, а это могли быть два разных человека. То, что зануда, по его гениальным стихам видно… ну, да не всем быть восторженными бодрячками, о таких как раз самая и напасть.

Самый убедительный для меня – секретный физик, ставший тестем рассказчика. Даже удивительно, никогда не был поклонником Тараторкина, наверное, давно не видел. Но история его героя прописана, он не двухмерный, с тайной в себе. Что, в принципе, касается и всей семьи, живущей под колпаком КГБ (я такие видел в реальной жизни, подтверждаю). Вот постоянно жующий подросток, московский барчук, вызывающий в лучшем случае пренебрежение. Но одна реплика – «это от голода в детдоме для детей врагов народа у него полетел обмен веществ»… чувствуете, как меняется отношение к персонажу? Правда, остаётся непонятным, от чего такой курицей осталась его сестра Мирра, ведь по логике жизни она не могла избежать такой же судьбы. Впрочем, подобное несоответствие есть и в новой версии «А зори здесь тихие», где несуразную Галю Четвертак тоже превратили в политическую детдомовку. В российском кинематографе это хроническое…

Но лично я смотрю кино о жизни «шестидесятников», к которым мои родители, актёры Центрального театра Советской Армии, имели почти прямое отношение. Отец поменьше, тоже фронтовик, к тому же непьющий-некурящий. Но и в его жизни та оттепель сыграла решающую роль – на смену сталинскому малокартинному кинематографу (не больше 10 фильмов в год на всех киностудиях СССР) пришёл хрущёвский с голливудским размахом. Вчерашние помрежи перескочили во вторые режиссёры, младшие редактора в главные… и так далее. Мама же ещё в начале 60-х попала в литературные круги… да так из них и не вывернулась.

Но к папиной истории больше подходит «Оттепель», где персонажи ещё условней. В кино приходилось пахать в любые времена, была бы работа, нормированный рабочий день, прописанный по КЗОТу, к нам имел чисто номинальное отношение. При этом наши зарплаты никак не соответствовали доходу, что приносил советский художественный кинематограф в казну государству.

Другое дело, литература. В интернете задаются вопросы – на что эти парни-девчонки постоянно бухают в ЦДЛ? Да просто гонорар за одну журнальную публикацию соответствовал месячному окладу квалифицированного рабочего. А уж поэтический сборник… вспомните, какими тиражами они издавались. Я не могу понять то ценообразование, но мой воронежский друг, чьё книгу очерков о комсомольских стройках напечатало региональное издательство, купил себе новый «Жигуль», да ещё полгода его обмывал. Очередей за его творением в воронежских книжных я что-то не заметил.

Тут главная хитрость была вступить в тот самый пресловутый Союз писателей, чего так не хватило Иосифу Бродскому. Официальное признание наличия у тебя литературных способностей – и никакая Норинская не страшна. Да, могли не печатать ТВОИ стихи, ТВОИ рассказы. Но была такая синекура, как «литературная обработка подстрочника». Это когда профессиональный переводчик втупую переводит текст с иностранного, а ты облекаешь его в литературную форму. Помните у Довлатова: «Воннегут в подлиннике значительно уступает самому себе в переводе Райт-Ковалёвой»? Как раз об этом.

Но зарубежная классика – штучный товар, ей в основном занимались настоящие носители языка. Зато остальным на прокорм оставались писатели и поэты многочисленных народов СССР, акыны и пр. Сколько за это платили? Пример: в середине 60-х моя мама литературно перевела четыре стихотворения для сборника «Поэзия гаучо», расплатилась с многочисленным долгами, купила мне «уголок школьника», ещё и хватило на месячный отдых в Евпатории. Самое богатое лето моего «бюджетного» детства…

Да, в этом кругу много пили. И на это органы и профсоюз смотрели сквозь пальцы, ибо пьяный поэт менее опасен для общества, чем пьяный крановщик. Адюльтеры… я таких историй от деревенских в армии наслушался, что Набоков отдыхает. А ещё в творческой среде матерились. Много и изощрённо. Валерий Тодоровский рассказывал, что, собираясь снимать Регину Марковну, с чьим прототипом Ликой Ароновной Авербах я имел счастье работать и без мата через слово её просто не представляю (но делала это красиво, стильно и необидно, почти как Фаина Раневская), спросил у Константина Эрнста – «можно?», и услышал категорическое – «нет». И здесь ничего, обошлись. Хотя, когда читаю рассуждения на тему, употреблялось ли в 60-х слово «интим», в памяти всплывает всевременное и всеобъемлющее слово на буквы «е». И это был своеобразный протест против советского официоза, словесное диссидентство, если хотите. А когда мат появился не только в официальной литературе, но и на экране, и на театральных подмостках, как-то сразу стало неинтересно. Мне, например.

Чего этим поэтам-писателям не хватало, обиженно спрашивают сегодня в интернете. Объяснять бессмысленно. И обида понятна - выстави токаря со станком точить деталь у памятника Маяковскому в Москве, вряд ли толпа соберётся. А на них собиралась…

…но тогда. Вчера спросил у сына-восьмиклассника, говорят ему что-нибудь фамилии Евтушенко-Рождественский-Вознесенский-Ахмадулина, только плечами пожал. Даже с футболистами не спутал, потому что и ими не интересуется. Хотел было возмутится… но потом задал себе вопрос – назови кого-нибудь из нового поколения поэтов? И молчок. Никого не знаю, кроме своих же друзей (Трусов, Григораш, Орлуша), которых никак нельзя назвать «новыми». Разве что, «ещё живыми».

Но когда-то в этой стране любили поэтов, их слово ценилось выше брежневски-хрущёвского. Об этом и сериал. Всё-таки стоит досмотреть…

Леонид Черток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы любите сочинять стихи, то зачастую сталкиваетесь с ситуацией, когда очень сложно подобрать рифму. Генератор рифм эффективно подбирает рифмы к словам при написании стихов. Рифма к любому слову!


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (192)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20