Тайчер Алексей Роменович — один из немногих российских топ-менеджеров, кому удалось добиться больших успехов и на госслужбе, и в частном бизнесе. Построив карьеру в сфере транспорта, он сосредоточился на инвестиционной деятельности. За несколько лет бизнесмен построил крупный многопрофильный холдинг ТФМ, клиентами которого являются многие промышленные компании страны. Сейчас группа компаний лидирует на b&b рынке. Подробная биография предпринимателя — в нашем материале.
Тайчер Алексей Роменович родился 20 января 1979 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье железнодорожников.
В 1995 году окончил гимназию в Пушкине с углубленным изучением физики и математики. Несмотря на трудную программу, он был одним из лучших учеников в классе.
В дальнейшем превосходные знания точных наук помогли юноше поступить в вуз. Уже в 16 лет Алексей Тайчер стал студентом экономического факультета Петербургского государственного университета путей сообщения.
Благодаря хорошей школьной подготовке и целеустремленности будущий бизнесмен уже в первый год обучения сдал весь университетский курс информатики, рассчитанный на пять лет.
В 1998-м, еще будучи студентом третьего курса, 19-летний Тайчер начал работать помощником финдиректора ЗАО «Евросиб СПБ», а позже стал его заместителем.
В 2000 году он окончил университет с красным дипломом. Второе высшее образование получил в 2003-м: в Международном институте менеджмента (IMISP) защитил магистерскую степень по экономическому управлению.
В 2003 году Алексей Роменович переезжает в Москву и занимает должность заместителя генерального директора по развитию концерна «Союзвнештранс». На новом месте он успешно справляется с антикризисным управлением и подготовкой к реализации проблемных активов.
Заметив выдающиеся способности молодого управленца, руководство РЖД в 2006 году предложило Тайчеру стать частью команды. Вместе с коллегами разработал Целевую модель реформирования рынка грузовых ж/д перевозок, которая существенно преобразовала всю отрасль. В рамках реализации стратегического документа Алексею Роменовичу доверили создание крупнейшего железнодорожного оператора — «Первой грузовой компании» (ПГК). В дальнейшем он занимал должность первого заместителя гендиректора ПГК, в 2011 году готовил компанию к приватизации. В результате госкорпорация провела самую крупную на сегодняшний день сделку в транспортной отрасли России, продав ПГК фирме UCL Holding (NLML.IL) бизнесмена Владимира Лисина почти за $7,5 млн.
После ухода из госкомпании в 2012 году Тайчер планировал сосредоточиться на собственном бизнесе. В партнерстве с АФК «Система» Владимира Евтушенкова он выкупил у государства АО «СГ-Транс», крупнейшего железнодорожного перевозчика сжиженного газа в России. Сделка обошлась «Системе» в 22,77 млрд рублей, против стартовой цены в 10,09 млрд рублей. Итоговая сумма казалась некоторым инвесторам завышенной, но впоследствии выгода стала очевидной. Новые владельцы вдохнули в компанию новую жизнь. Теперь она может похвастаться не только внушительной историей, но и хорошими показателями. На «СГ-Транс» приходятся около 30% объема транспортировки СУГ и углеводородного сырья с российских заводов.
После трех лет работы на посту президента АО «СГ-Транс» и проведенной в компании трансформации бизнесмену вновь предложили сотрудничество с РЖД. Руководство «Российских железных дорог» пригласило Тайчера возглавить «Вторую грузовую компанию» (ВГК) (с 2012 года — «Федеральная грузовая компания» (ФГК), которая находилась на грани банкротства. Он принял вызов. С приходом Алексея Тайчера ФГК стала сверхприбыльной компанией. Более того, за три года предприятие заплатило РЖД около 40 млрд рублей дивидендов и впервые за свою историю заняло первую строчку в рейтинге российских грузовых железнодорожных операторов. Среди заслуг бизнесмена можно отметить и успешный выход компании на биржу.
Алексей Тайчер мог бы сделать блестящую карьеру, продолжая работать в крупных госкомпаниях, но выбрал частный бизнес. В 2018 году он оставляет пост гендиректора Федеральной грузовой компании. В 2019 году вместе с партнерами заключает крупную сделку, в результате которой становится мажоритарным акционером ПАО «Трансфин-М» (ТФМ). Деятельность компании связана с лизингом вагонов, морских судов, спецтехники, коммерческой недвижимости.
В том же году бизнесмен объявил о новом проекте. На рынке железнодорожных перевозок появился крупный игрок — «Атлант» (входит в состав группы ТФМ). На данный момент в парке компания более 60 тыс. вагонов.
Под управлением ТФМ работает также ООО «ТФМ-Спецтехника». Компания оказывает услуги крупным промышленным предприятиям по разработке месторождений. Фирма перестала быть проблемным активом после смены собственника. Портфель заказов компании на 90% сформировался в течение 2020-2021 годов.
По прогнозам аналитиков, к 2022 году «ТФМ-Спецтехника» станет крупнейшим оператором в России по оказанию полного комплекса услуг при ведении открытых горных работ.
В 2015 году в жизни Тайчера появилось новое увлечение, которому он до сих пор уделяет много времени: хоккей и мототуризм.
К увлечениям Тайчера относится не только спорт. С товарищем они создали Фонд поддержки и развития современного искусства — MaxArt Foundation. Организация разрабатывает образовательные программы для начинающих коллекционеров и проводит выставки на разных площадках.
Также на протяжении уже нескольких лет Тайчер поддерживает Федерацию горнолыжного спорта России.
О личной жизни Алексея Тайчера известно немного. Бизнесмен женат, воспитывает четверых детей.