Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

10 июня православные верующие чтят память преподобного Никиты Халкидонского.

Преподобный Никита Халкидонский

Святитель Никита был избран епископом города Халкидон в конце VIII века, в самый разгар иконоборческой смуты.

Уже к началу VI столетия византийское общество было полно иконоборческих настроений, в значительной мере из-за увлечения монофизитством, отрицавшим иконы со ссылкой на заповедь: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им" (Исх. 20:4-5), и от неприятия просвещенной публикой народного суеверного иконопочитания, когда иконы брали в крестные детям, соскобленную с них краску добавляли в евхаристическое вино, клали на икону причастие, чтобы "получить его из рук святого".

Сыграло свою роль и распространение ислама, отрицающего изображения всего одушевленного: в районах империи, граничивших с землями арабских племен, издавна процветали христианские ереси, ставящие под сомнение истинность иконопочитания, и императоры вынуждены были считаться с этими настроениями.

Да и видные христианские богословы зачастую были настроены весьма критически. Так Анастасий Синаит (VII век) еще до всякого иконоборчества писал: "Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение".

Кроме того, к VIII веку в империи слишком усилилась политическая роль церкви. Духовенство стало активно участвовать в делах управления, в 715 году диакон константинопольского собора Святой Софии даже был назначен главнокомандующим войсками. Так что, как пишет греческий историк Папарригопуло, "параллельно с религиозной реформой, осуждавшей иконы, запрещавшей мощи, уменьшившей число монастырей и вместе с тем не коснувшейся основных догматов христианской веры, производилась реформа социальная и политическая".

И началась она, когда в 717 году императором стал Лев III Исавр, который стремился распространить христианство на отвоеванные у мусульман и иудеев территории. При нем в империи началась целенаправленная кампания против иконопочитания.

Естественно, это вызвало раздражение иконопочитателей — как духовенства и монашества, так и массы простого народа, и особенно женщин всех классов общества. При уничтожении икон то и дело происходили схватки, перераставшие в настоящие побоища. Население Греции и Цикладских островов даже подняло настоящее восстание, окончившееся полной победой Льва III. Немало жителей внутренних частей империи бежали на окраины государства; значительная часть итальянских владений Византии вместе с Равенной перешли под власть варваров-лангобардов.

Константинопольский патриарх Герман обличил императора в ереси, но тот стоял на своем, и Герман сложил с себя омофор, по преданию, со словами: "Если я Иона, то бросьте меня в море. Без вселенского собора не могу изменить веры, государь", а часть константинопольских святынь отправил в Рим папе.

Вместо Германа патриархом стал иконоборец Анастасий, подписавший эдикт против почитания икон – первый иконоборческий документ, изданный от имени не только императора, но и церкви.

Тем временем папа Григорий II собрал в Риме Собор, подтвердивший законность иконопочитания, а  патриарха Анастасия обличил в ереси и под угрозой анафемы потребовал его покаяния и возврата к православию. Отношения Византии с Западом значительно ухудшились.

На Востоке иконоборцев громил Иоанн Домаскин, написавший "Три защитительных слова против порицающих святые иконы".

Отстаивал иконопочитание и Халкидонский епископ Никита, за что был лишен сана, отправлен в ссылку и окончил жизнь в одном из палестинских монастырей.

А Лев III, опираясь на армию, придворную аристократию и часть духовенства, продолжал прежнюю политику. Остались ей верны и его преемники – Константин V Копроним, собравший иконоборческий собор, анафематствовавший защитников икон во главе с Германом Константинопольским, Иоанном Дамаскиным и Георгием Кипрским и приказавший выбросить в море мощи святой Евфимии из храма в Халкидоне, превращенного по указу императора в арсенал; и Лев IV Хазар. И только после его смерти, когда регентшей при малолетнем Константине VI стала сторонница иконопочитания императрица Ирина, созванный ей в 787 году в Никее Седьмой вселенский собор восстановил иконопочитание.

Но армия, оставшаяся иконоборческой, через пару десятилетий взяла реванш, возведя на престол популярного в полках Льва V Арменина, первым решительным действием которого стало снятие образа Спасителя с ворот дворца Халкопратии. В результате произошли столкновения горожан с солдатами, "убили некоторых из царских людей", "и многие за ревность к благочестию были казнены усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений, особенно люди знаменитые и родом, и просвещением".

Правда, при нем иконы уже не называли идолами, но начали удалять их с видных мест, а в церквях их поднимали повыше, чтобы народ не прикладывался и не кланялся им. А оставшихся верными иконопочитанию иерархов снова начали отправлять в ссылки.

Потребовалось еще несколько десятилетий, прежде чем в 843 году Константинопольский собор окончательно утвердил иконопочитание, и пострадавший  за чистоту православия Халкидонский епископ Никита был причислен к лику святых.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (232)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20