Шум вокруг московской реновации всё не стихает и становится даже назойлив. Мало того, он вызывает раздражение у обитателей таких же хрущёб в российской периферии, для которых бесплатный переезд в новый дом сродни ненаучной фантастике. Так то столица…
Днем в воскресенье, 14 мая, в центре Москвы на проспекте Академика Сахарова собрались тысячи москвичей, выступающие против продвигаемой мэрией программы реновации. Собравшиеся озвучили два основных требования. Первое из них - отмена неконституционного законопроекта о сносе домов, который пока прошел лишь первое чтение. Второе - отставка столичного градоначальника Сергея Собянина. Мероприятие прошло мирно, но без вмешательства полиции все-таки не обошлось.
Что касается массовости события. Полиция говорит о восьми тысячах, организаторы – о тридцати с лишним. Причём и те, и другие заявляют, что не ожидали такого наплыва народа. В моём представлении, любая из двух цифр – лишь жалкий процент того, что на сегодняшний день проживает в московских пятиэтажках. Или остальных переезд вполне устраивает, или наглядное проявление гражданской пассивности.
Пытаюсь разобраться, вспоминаю, как то же самое происходило со мной. Только купили квартиру в пятиэтажке (ту, на какую денег хватило, слово ипотека ещё и слыхом не слыхивали), у дома появились геодезисты с теодолитами (или как эта фигня на треноге правильно называется). Через пару месяцев прошёл обнадёживающий слух – прописка в доме закрыта. И уже через год нас, жильцов, вызвали на собрание в районную управу. На выбор предлагали несколько строящихся домов. Был вообще крутой, монолит с подсобными помещениями, но… три автобусных остановки от метро. Нас устраивала школа, и мы выбрали дом, где от старого подъезда до нового было меньше 50 м. Кто мечтал уехать из Медведково (таких было немного), тем предложили другие районы, например, Преображенку.
О выгоде переезда. Любая новая квартира оказывалась больше метражом, чем старая, из-за специфической «архитектуры» хрущёб. К тому же в нашем доме совсем не было балконов. Зато был мусоропровод… больше напоминавший питомник для крыс и тараканов. Людям давали равноценные по количеству комнат квартиры… но(!) с учётом обстоятельств. В квартире соседней с нашей в одной комнате проживала семья из трёх человек. Так бы им дали однокомнатную, но они стояли на учёте по улучшению жилищных условий – получите «двушку». Во второй комнате (вообще прикол) был прописан житель солнечного Дагестана, выпускник Московского института землеустройства, сразу же уехавший в родную Махачкалу, но не забывавший приезжать и прописывать всех нарождавшихся детей. Так вот, ему перепала «трёшка» в том самом монолите. Он её получил и сразу перепродал. Хвастался, что на эти деньги такую виллу у себя отгрохает – начальник республиканского ГАИ простому землемеру обзавидуется!
За оформление ордера нам пришлось заплатить что-то эквивалентное семистам долларам США по тогдашнему курсу. Причём меня поразила реакция пожилой операционистки сберкассы, принимавшей платёж. Прочитав, за что, она в буквальном смысле схватилась за сердце: «Нас тоже сносить собираются… где мы возьмём такие деньги?!». Ну и жадины в начальниках главного банка страны, подумал я… шёл 1997 год.
Ну, а дальше ремонт, кто сколько мог себе позволить, хотя все квартиры сдавались с чистовой отделкой. Целый год, а может и дольше, дом жужжал дрелями по вечерам и выходным. Иногда вход в подъезд был перегорожен коробками от новой техники и мебели… но это были приятные хлопоты. А на месте нашей разрушенной пятиэтажки так ничего и не построили (по крайней мере, на момент моего отъезда), разбили маленькую прогулочную аллейку. И я не видел, чтобы кто-то клал цветы на место своего бывшего дома… даже те, кто в нём родился-влюбился-женился.
А что же сейчас? Тогда, как я помню, переселенческий бум кончился вскоре после августовского дефолта. Кому повезло, тому повезло. А моему другу-кинооператору не повезло - его хрущёба со смежными комнатами, где он проживает с 90-летней матушкой, как стояла, так и стоит. Проживает, кстати, с пятилетнего возраста (семья переехала в неё из какой-то дикой коммуналки с вечно сломанной ванной). Мужику в этом году исполняется 62 года… прочувствуйте. И новую квартиру он себе не покупает как раз из-за надежды на реновацию, ибо не миллионер.
Так вот, недавно выяснилось, что его дом будет снесён одним из последних. Потому что стоит прямо над линией метро «ближнего залегания», на этом месте больше ничего не построишь. Хотя от подъезда до входа на станцию буквально две минуты хода… очень удобно. Вот оно - еврейское счастье в действии (хотя он только наполовину).
Лично у меня ощущение, что во всей этой шумихе слишком много Алексея Навального (моё отношение к нему известное). Но и к Собянину не лучше. Убеждён, что во главе Москвы должен стоять москвич даже не во втором поколении.
В беседе с радиостанцией "Эхо Москвы" Навальный затем заявил, что законопроект о реновации - "абсолютно коррупционный и беспредельный", а его цель - "обогащение застройщиков". "Я здесь в том числе потому, что у меня родственник, бабушка жены живет в пятиэтажке, потому что это касается сотен тысяч москвичей, и я с огромным количеством из них встречался, когда шел на выборы. Я знаю отлично эту проблему, и, конечно, я вместе с остальными москвичами сегодня не мог не прийти для того, чтобы возмутиться происходящим". Деталька – многотысячный воскресный митинг в Москве практически не освещался. Замалчивать – старый контрпропагандистский приём… только малодейственный.
Вообще-то я понимаю растерянность властей. Вместо радости – наконец-то и до нас очередь дошла, а то после Лужкова и не надеялись - получили активное сопротивление. Разумеется, основные подозрения касаются коррупционной составляющей проекта – реновацию продавило строительное лобби. Я даже в этом не сомневаюсь… но какая вам разница, если у вас не отбирают, а наоборот, дают?
Не хотите покидать «исторический центр Москвы»? Я тоже с этим сталкивался, когда расселяли дом моего детства. Мать и дочь, обе пенсионерки, не хотели уезжать из родного Замоскворечья в таинственное Зюзино. Легли на кровати и ни в какую, типа забастовки. Ну, с той властью не забалуешься – закинули в кузов грузовика вместе с кроватями под истерические вопли. Хорошо, что антисоветскую агитацию не приписали…
Но тот дом был постройки XIX века, и я совсем не помню в центре Москвы хрущёб. Разве что дальний центр, Беговая, но там посносили ещё при Лужке. То, что показывают по телевидению, где народ действительно возбухает… «Водный стадион» - никак не центр. Но и власть не отстаёт – расселять дома не будут, если более 30 % жителей выступают против. Вот когда начинаешь ненавидеть «демократию большинства».
Да они там оборзели, что ли?! Градоначальник предложил закрепить в документе переселение москвичей исключительно в районы проживания, право на равноценную площадь, "более четкие" гарантии судебной защиты, "вопросы самой реновации", гарантию предоставления квартир комфорт-класса, помощь при переселении гражданам в сложной жизненной ситуации, ветеранам и инвалидам. В нашем доме жила многодетная мать-одиночка, которая хоть и ухитрилась получить аж три квартиры (с учётом «однушки» для своей матери, проживавшей до этого вместе с ней), но денег ей это не прибавило – месяца три перетаскивали скарб на руках, никто ничего не предоставлял. И, между прочим, протестов против переезда я не слышал. НИ ОДНОГО. Даже когда давали не тот дом, что хотели… только вздыхали – ну, что ж, зато на халяву. Шли, между прочим, наилиберальнейшие 90-е.
Я понимаю устроителей и идеологов митингов против хреновации. Общество, людей разных профессий и кругов общения стал объединять протест, они оказывают сопротивление тупой государственной воле, народ переводят из стадии пассивного сопротивления (на кухнях и в курилках) в стадию гражданской активности – тварь я дрожащая или право имею.
Но меня смущает повод для недовольства. Мне непонятны вот такие посты - …меня в эту "хрущевку" привезли из роддома, и я знаю своих соседей, их менталитет и прочее. Им нужен их дом. Тот, где жили родители и бабушки с дедушками. Им нужны соседи, любимый магазин, пруд и врач в поликлинике. Потеря этого всего для многих, я не преувеличиваю, означает потерю смысла жизни.
Господи, да во всём цивилизованном мире люди редко выходят на пенсию в том городе, где они родились, не говоря уже об эмиграции. Как правило, они едут за лучшими предложениями о работе, за лучшим климатом, за любимыми… а не цепляются за знакомый с детства пруд.
Или это я такой бродяга по натуре – «вести оседлый образ жизни мешает ай-на-нэ в крови»?
Леонид Черток