В Госдуме полным ходом идет работа над законом, который должен повысить безопасность в сфере детского оздоровительного отдыха и туризма уже в сезоне 2017-го года.
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья" был разработан по поручению спикера СФ Валентины Матвиенко после трагедии в детском лагере в Карелии летом 2016 года. Его приоритетной задачей является обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. Законопроект внесен группой членов Совета Федерации во главе с вице-спикером верхней палаты Галиной Кареловой.
Ранее Президент РФ Владимир Путин заявлял, что должны быть разработаны единые стандарты безопасности организации детского отдыха, нужна система аккредитации.
Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей планирует, что сенаторский законопроект о летнем детском отдыхе будет одобрен депутатами 14 декабря, а уже 21 в срочном порядке будет принят во втором и третьем чтениях. Об этом на заседании комитета заявила его председатель Тамара Плетнева.
«Я попрошу его вынести 14 декабря на палату, на первое чтение. Потом у нас всего-навсего три дня на сбор поправок. 20 декабря опять Совет Думы, я опять прошу, пожалуйста, рассмотреть во втором и третьем чтении», - сказала Плетнева.
Законопроект стал итогом совместной работы сенаторов с представителями субъектов РФ, министерств и ведомств, общественных организаций. В документе учтены направления, обозначенные президентом РФ, которые предусматривают введение единых требований ко всем компаниям, занимающимся организацией детского отдыха в России, вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности. В частности, устанавливаются общие требования к туристическим маршрутам при прохождении их детьми.
«О необходимости законодательного регулирования детского отдыха заговорили летом после трагедии на карельском Сямозере, когда погибли 14 детей. Эта история показала, что сегодня в стране нет единых требований к детскому отдыху, - комментирует по итогам прошедшей накануне рабочей группы по разработке законопроекта об организации детского отдыха заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина. - И если у организаторов детского отдыха, работающих в системе Министерства образования, существует целый свод внутренних нормативных актов, то частный бизнес руководствуется только законом о туристской деятельности и СанПинами. Как результат – потерянные детские жизни… Этот закон нам нужен, как воздух. Самое важное, что должно найти отражение в нем, - это обеспечение безопасности наших детей! Плюс мне очень не нравится, когда у нас 80% детей «оздоравливаются» в пришкольных лагерях. Да, такой вид «отдыха»-присмотра за детьми должен быть, но он не должен быть единственным, нужны разные виды отдыха».
СУТЬ ЗАКОНОПРОЕКТА
Законопроект разграничивает полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти в организации детского отдыха. Так:
- правительство РФ должно разработать и установить порядок организации отдыха детей и их оздоровления, включая общие требования к туристским маршрутам и порядку их прохождения;
- федеральное министерство, курирующее эту сферу (с нового года таким ведомством станет Минобрнауки), должно обеспечить методическое сопровождение (так что любая организация, которая пожелает войти в реестр, обязана будет работать по программам, разработанным Минобрнауки),
- региональные органы власти обязаны, напрямую заниматься организацией летнего отдыха детей-сирот, предоставлять сведения о лагерях в федеральный реестр, создавать межведомственные комиссии по приему новых смен и, наконец, разработать правила, которые помогут обеспечивать безопасность детей.
"Каждый должен понимать, за что он несет ответственность",— отметила Елена Вторыгина.
Напомним, ранее на т.н. «нулевых чтениях» один из авторов законопроекта, первый зампред комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова говорила о том, что законопроект вносит изменения сразу в шесть федеральных законов, касающихся детского оздоровительного отдыха, в частности в законы "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", "Об основах туристской деятельности", "Об образовании".
Законопроект объединяет под термином "организация отдыха детей и их оздоровления" как стационарные загородные лагеря, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, так и лагеря, организованные образовательными организациями: например, палаточные походные лагеря, краеведческие, эколого-биологические. Другими словами, теперь правила для частных лагерей и ведомственных будут одинаковыми.
Сильной стороной законопроекта можно считать и предложение создать единый информационный федеральный реестр сведений об организациях отдыха и оздоровления детей, куда смогут войти организации, отвечающие предъявляемым государством требованиям, а сведения об их деятельности, в том числе результаты контрольно-ревизионных проверок, будут открытыми для всех.
«У родителя должна быть одна точка входа, он не должен обзванивать десятки организаций, чтобы получить информацию о лагере,— объясняет Лилия Гумерова.— И попадание организации в федеральный реестр будет означать, что в этом лагере ребенку безопасно, и он получит определенный набор услуг. Если лагерь в реестре — это уже гарантия государства».
Законопроект также предполагает создание единых квалификационных требований для вожатых, воспитателей и других работников лагеря. Сама же оздоровительная организация помимо прочих требований обязана "обеспечивать возможность осуществления общественного контроля за условиями отдыха и оздоровления детей". По мнению сенатора Гумеровой, до сих пор лагеря были закрытыми для посторонних глаз, теперь же прописан механизм общественного контроля.
ЗАМЕЧАНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Ранее представители Общественной палаты РФ вслед за чиновниками федеральных ведомств назвали законопроект важным и нужным, отметив, однако, что он нуждается в серьезной доработке. Председатель комиссии Общественной палаты по социальной политике Владимир Слепак заметил, что многие рекомендации общественных экспертов в законопроекте не учтены. Например, в нем нет предложений об обязательном лицензировании в сфере детского оздоровительного отдыха. По мнению Слепака, это необходимо, чтобы недобросовестные участники государственных аукционов не выигрывали конкурсы: "Мы проверили конкурсную документацию в субъектах РФ (212 конкурсов) и выявили неблагополучную картину: конкурсы шли с нарушениями, наименьшая цена была единственным критерием отбора, хотя технические задания состояли из 30-50 пунктов". Напомним, что "Парк-отель "Сямозеро"" выиграл конкурс департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в результате минимального снижения цены, в торгах участвовали подставные организации, а само техническое задание было написано именно под "Парк-отель "Сямозеро"" (см. материал "В детских лагерях всевозможные удешевления проходят безнаказанно" во "Власти" N26 от 4 июля). 17 ноября на круглом столе в Общественной палате РФ представители профильных общественных организаций предложили правительству вывести детский туризм из-под действия федерального закона N44, который обязывает госзаказчика закупать услуги и товары на электронных торгах.
Несмотря на то, что законопроект декларирует необходимость обеспечения безопасности детского отдыха, механизмов для достижения этой цели, по мнению экспертов, он не предлагает.
"Нам на горячую линию Общественной палаты за лето поступили сотни звонков от родителей, которые свидетельствуют о полном неблагополучии в данной сфере,— говорит Владимир Слепак.— У нас было универсальное предложение, оно объединило бы ответственность должностных лиц: это единый паспорт безопасности, на котором все структуры ставят печать и подпись и таким образом подтверждают, что несут ответственность за организацию детского оздоровительного отдыха. Мне кажется, это усилило бы персональную ответственность и заставило бы должностные лица работать в режиме проверки условий безопасности".
Кроме этого, по мнению Слепака, "заказчик должен следить за соответствием предоставляемых услуг техническому заданию, им же разработанным", поэтому официальный представитель заказчика должен постоянно находиться на территории детского лагеря. "Дети должны знать, что к этому человеку можно подойти, а родители — иметь под рукой его телефон. Минувшим летом многие родители не могли дозвониться ни одному ответственному лицу, а дети не знали, к кому обратиться даже в случае травмы",— отметил Владимир Слепак.
По словам главного редактора туристской газеты "Вольный ветер" и члена координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Сергея Минделевича, в законопроекте нет самого главного: не гарантирован оздоровительный отдых каждому ребенку. "У нас в России почти 17,5 млн детей школьного возраста, и, по официальным данным Росстата, только 4,6 млн из них отдохнули минувшим летом (27%). При этом к отдохнувшим у нас относят и 15% детей, которые находились в лагерях дневного пребывания, где никакого оздоровления не происходит, а есть только присмотр. И только 12% российских детей минувшим летом побывали на организованном загородном отдыхе, из них 1% — в палаточных лагерях. И как эту проблему решает законопроект? Никак. 73% российских детей вообще не отдыхали организованно минувшим летом, для них эта услуга оказалась недоступна. Здоровье детей катастрофически падает с каждым годом, в том числе из-за того, что дети не имеют летнего отдыха. Но все усилия наших чиновников направлены сейчас на то, чтобы чрезмерными требованиями вообще лишить детей отдыха, выпихнуть их в неорганизованный отдых или за границу".
Эксперт напоминает, что летом 2015 года на неорганизованном отдыхе погибло 1674 ребенка. Любое ужесточение требований к лагерям может привести к сокращению их количества и увеличению таких трагических случаев. В качестве примера Минделевич рассказывает, как принятые в 2010 году СанПиН фактически убили палаточные лагеря: по этим нормативным актам походный лагерь должен был отвечать почти тем же требованиям, что и обычный стационарный. И даже после изменений, внесенных в 2013 году и упростивших требования СанПиН для палаточных лагерей, они "не живут, а выживают".
Группа общественных экспертов, которую на нулевых слушаниях представлял Минделевич, не согласна и с тем, что нормативные акты по детскому отдыху каждый регион будет принимать отдельно. "Это приведет к катастрофе. У нас чиновники принимают нелепые документы вроде СанПиН, даже на федеральным уровне, и мы коллективно боремся с Роспотребнадзором, но мы не сможем бороться со всеми региональными подразделениями Роспотребнадзора. Требования должны быть едиными по всей стране. Не может в одном регионе безопасность детей обеспечиваться больше, чем в другом". Эксперты высказывают несогласие и с требованием для всех лагерей соответствовать нормам антитеррористической безопасности, например, иметь высокие заграждения и охрану.
"Некоторые палаточные лагеря находятся на островах, и ретивые борцы за безопасность предлагают обнести лагерь трехметровым забором и поставить там вышки с пулеметами. Но если в лагере в Сочи есть смысл построить забор, то на удаленном острове в Белом море, наверное, такого смысла нет. А как будет обеспечиваться охрана на походных биваках, когда группа юных туристов идет по маршруту и каждый раз ночует в новом месте? Охрана с автоматами и овчарками пойдет за ними следом? Или поведет группу под конвоем? Это совершенно не продумано".
По мнению экспертов, в документе слишком много говорится о том, что туризм может быть опасным: "Мы все дружно против этого термина в законопроекте,— говорит Минделевич.— Почему чиновники считают туризм опасным для жизни и здоровья детей? Сравните, сколько погибает детей на организованном отдыхе и на неорганизованном — и все станет на свои места. Использование такого термина даст возможность региональным властям просто запретить детский активный туризм, что в ряде регионов уже сделали".
По мнению Минделевича, для обеспечения безопасности детей в лагерях достаточно использовать уже работающие практики: сегодня в системе спортивного туризма любой маршрут согласовывается маршрутно-квалификационными комиссиями, которые комплектуются из опытных туристов и путешественников. «Создать эти маршрутно-квалификационные комиссии можно только по разрешению местной федерации спортивного туризма. И не надо придумывать что-то новое. Надо просто запретить во всех лагерях, в том числе в частных, выход на маршрут без разрешения такой комиссии. В лагере на Сямозере не было маршрутной комиссии, поэтому решение принимал малокомпетентный в вопросах водного туризма человек».
Эксперты также считают, что федеральный реестр не станет гарантией безопасности: "Если чиновники хотят дать реальные госгарантии, пусть напишут в законе, что за любой несчастный случай в лагере, включенном в реестр, несет ответственность государство. Сейчас такая ответственность не прописана".
Между тем эксперты отмечают, что провал оздоровительной кампании лета 2016 года может привести к плохим последствиям в будущем сезоне и количество детей, организованно отдыхающих за городом, уменьшится.
Известный путешественник, руководитель сети лагерей "Большое приключение" и член координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Матвей Шпаро на ноябрьском круглом столе в Общественной палате РФ назвал реакцию властей на карельскую трагедию истерией, напомнив про повальные проверки, штрафные санкции, закрытие лагерей и возбуждение уголовных дел. По словам руководителей станций юных туристов, лагерей и экологических школ, за минувший сезон каждый из них прошел через 30-40 проверок.
Где можно приобрести хорошую рыбу? Порой данный вопрос занимает много времени и поиски могут быть напрасными. Однако есть отличный вариант - рыба холодного копчения оптом от ГК ФИОРД. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте http://fiord-group.ru.