9-10 июня Архангельск принимал Всероссийскую встречу городов-участников конкурса Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В столицу Поморья для обмена опытом и знакомством с тем, что делается в плане социальной работы в Архангельске, съехались представители 30-ти городов России. В 2016 году в конкурсе «Города для детей» участвует 176 городов из 60 субъектов Российской Федерации. Архангельскую область представляют Архангельск, Коряжма, Котлас и Сольвычегодск.
Итогами встречи и опытом взаимодействия по социальным проектам с Архангельской областью мы попросили поделиться руководителя Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марину Владимировну Гордееву:
- Встреча, на мой взгляд, прошла очень успешно. Отличная организация, большая команда единомышленников из разных российских городов, интересные выступления, системный и последовательный подход к развитию и взаимодействию, - все это очень порадовало. Такие встречи – это нейтральная площадка для руководителей МО, которая дает возможность обсуждать имеющиеся проблемы, она позволяет шире взглянуть на себя – и тот, кто хочет найти новые перспективы, – может их здесь увидеть и найти интересных для себя людей и продолжить контакты.
Мне отрадно, что все мы говорим на одном языке, понимая общие приоритеты, и чувствуем те акценты, которые сегодня в стране ставятся, - это семейная ориентированность, расширение возможности для детей с инвалидностью получать помощь не только медицинскую, но и социальную с перспективой самостоятельного сопровождаемого проживания, что у нас еще толком не обустроено, и сопровождаемой занятости – это наша общая задача. Потому что какой смысл горизонты ребенку – инвалиду раскрывать, если во взрослой жизни человек оказывается невостребованным и не имеет возможности жить самостоятельно.
Для нас очень важно, чтобы в муниципалитетах работа строилась системно, с участием представителей разных служб, и чтобы события развивались по нарастающей, а не по принципу «разовой практики». Последнее, безусловно, очень важно.
Однако, необходимо, чтобы создавалась вся мозаика возможных направлений деятельности и принятие решения о развитии основывалось на том, что уже имеется. В данном случае в Архангельске такие подходы и на словах, и в документах, и на практике прослеживаются.
Архангельск вообще отличается тем, что предлагает идеи, которые мы потом продвигаем дальше. Вы активно сотрудничаете со Скандинавией, что позволило преуспеть в оказании ранней помощи семьям с детьми-инвалидами. Кроме этого, вы активно развиваете специальные программы, например, для тех, кто только что вышел из мест лишения свободы. На ваш опыт опираются другие регионы.
Хочу отметить, что в наш консультационно-экспертный Совет уже много лет входит Елена Андреевна Вторыгина. Когда Фонд только начинал свою деятельность, она работала в профильном комитете Государственной Думы – по делам семьи, женщин и детей, - и мы в своей работе часто обращались к ее опыту. Вообще, экспертный совет – это совещательно-консультативный орган, который призван определять новые актуальные направления деятельности, которые потом будут приниматься в разработку деятельности фонда. Поэтому мы очень дорожим мнением своих экспертов.
Наиболее яркий пример – когда мы решили, что нам надо более предметно вести работу по грантовой поддержке с муниципалитетами, больше внимания уделять развитию системной работы в МО, нам нужно было определить, какие виды ответственности и финансирования есть в муниципалитетах в социальной сфере, потому что это предмет ведения больше областной, чем муниципальный. И чтобы нам сформировать позицию, мы решили провести совещание с приглашением глав МО и их замов, которые бы могли нам подсказать, какой вид их социальной деятельности мог быть поддержан фондом. И тут я очень благодарна Елене Андреевне - она привезла на это совещание сразу четырех глав районов – и это помогло нам лучше понять ситуацию, а главам – услышать и понять, что за инструмент фонд, и как его использовать. И когда был объявлен конкурс – то трое из этих четырех районов Архангельской области вышли на конкурс и получили гранты на реализацию проектов у себя в МО.
И вообще Елена Андреевна Вторыгина всегда дельно участвует в наших многочисленных мероприятиях, активно представляет интересы и Архангельской области, и в целом у нее есть масштабное понимание перспектив развития детского социального направления.
– Какие из трудных ситуаций, в которые попадают российские дети, представляются вам наиболее сложными и опасными? И в чем вы видите задачу своего фонда?
– В зоне нашего особого внимания – детское сиротство, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, и наши малолетние сограждане, преступившие закон. Именно в этих сферах социальной жизни явно недостает системной работы. Латая дыры то здесь, то там, с большой социальной бедой не справишься. Многие благотворительные фонды, работающие на поле социального детского неблагополучия: сиротства, помощи детям-инвалидам и т.д., на своей деятельности уже ощутили, что мало помочь в конкретной ситуации. В стране назрела необходимость по-новому системно выстроить подобную работу, усилить профилактическую деятельность. И именно наш Фонд призван решить эту задачу, содействовать структурным изменениям в работе с детским неблагополучием, с сиротством и с помощью семьям с детьми-инвалидами. Мы видим свою задачу в системном изменении ситуации с детским неблагополучием на государственном уровне - нужно не только сегодня помогать конкретному нуждающемуся ребенку или семье, но и заниматься профилактикой, чтобы завтра не появилось десять таких нуждающихся семей или детей. Я обычно использую следующую метафору: мы все время вытираем тряпкой воду, вместо того, чтобы закрыть кран, из которого капает вода. Все-таки государству выгоднее заниматься профилактикой.
Задача нашего фонда – способствовать появлению в субъектах Федерации программ, которые направляли бы ресурсы на предотвращение неблагополучия, поддерживали кровную (родную) семью с тем, чтобы лишение родительских прав происходило как можно реже. И помогали в социализации детей, которые находятся в детских домах, поддерживали их во взрослой жизни.
– Каким образом вы это делаете?
– Деньги фонда – катализатор идущих в России процессов. С их помощью мы убыстряем позитивные начинания на местах. Сначала формулируем наши предложения. В ответ получаем встречные конкурсные предложения субъектов Федерации. Если программа соответствует формальным требованиям, она допускается на конкурс. В нем могут участвовать не только государственные учреждения, но и негосударственные. Мы создаем экспертные комиссии, приглашаем независимых экспертов в конкурсную комиссию, состоящую из знающих людей.
– Что происходит после того, как программа попала в список лучших?
– Авторы программы получают гранты для ее реализации. В одной только теме сиротства таких программ четыре. Мы помогаем деньгами на старте и хотим, чтобы работа эта воспринималась субъектами Федерации как собственная.
– А как облегчаете жизнь детей-инвалидов?
– В идеале должно быть так. Родился ребенок-инвалид – в роддоме к его матери подошли специалисты (медики и психологи) и объяснили, как ей жить с этим ребенком дальше, каких дополнительных усилий это потребует. Когда она выйдет из роддома – навестит представитель социальной службы и наладит ее контакты с теми, кто поможет справиться с ситуацией. А дальше ребенку помогают специализированные дошкольные учреждения для детей-инвалидов, затем он идет в школу, получает возможность обрести профессиональные навыки, устраивается на работу и начинает самостоятельную жизнь. Действительность, к сожалению, сплошь и рядом не совпадает с этой идеальной картиной. Знаете, какая самая тяжелая мысль преследует родителей подобных детей? «Что будет с моим ребенком, когда я умру?»
Была я как-то в школе-интернате № 44 для детей, больных ДЦП, в Ново-Переделкине. Отличная, превосходно оборудованная школа! Все продумано до мелочей, для того чтобы ребенок там себя ощущал комфортно. В обычной школе сменная обувь. А там – сменные коляски. С улицы ребенка привезли в одной коляске, потом пересаживают в другую, в помещениях – коляски разного типа: для занятий спортом, для бассейна... Но дети, которые там содержатся, задаются вопросом: кто меня защитит и поддержит, поможет самостоятельно жить, когда выйду из школы? Существуют отдельные «островки благополучия» – например, специальный факультет для глухих в Бауманском техническом университете. И все же таких мест мало.
Наша задача, чтобы их было больше и чтобы они составили систему.
– Своего рода сетку социальной безопасности?
– Совершенно верно – сетку, которая накрыла бы все общество, предусматривала все сложные жизненные ситуации и не оставила бы с ними семью один на один. К сожалению, общество пока неохотно идет на контакт с сиротами, инвалидами и малолетними преступниками. Сопротивляется их интеграции. Слово «толерантность» отнюдь не уважаемо нашими соотечественниками и не до конца осмыслено. Мы же призываем уважать разность: все под Богом, и каждый может оказаться в этой ситуации. Выстраивать такие отношения – значит работать на будущее страны.
– Что для этого нужно?
– Надо менять менталитет наших соотечественников. А для этого публично обсуждать подобные темы.
Сегодня надо совершенствовать деятельность учреждений, которые уже оказывают предметную помощь. Главная задача – помогать семье с учетом ее жизненных обстоятельств. Не целевых групп, как это в предыдущие периоды делалось, а с учетом специфики конкретной семьи. И в принципе - это возможно делать.
Вот мы у вас в Архангельске были в Опорно-экспериментальном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями. Здесь семьи, столкнувшиеся с такой проблемой, могут полноценно и комфортно чувствовать себя в специальных условиях. Сперва по стране эта работа начиналась, адресованная только детям с ДЦП. А сейчас многие из них – и ваш, архангельский центр, – расширяют свою активность и на другие группы детей. Центром была разработан новая технология социального обслуживания детей - проект «Радуга любви» - летний лагерь для семей с детьми инвалидами. Сначала они работали по гранту, а теперь работа продолжается - Центр получает поддержку из городского бюджета. В этот лагерь выезжают дети вместе с родителями и братьями и сестрами. Идея состоит в том, что программа пребывания – это не только и не столько реабилитация детей, сколько выстраивание новых взаимоотношений в семье. Зачастую в семье жизнь начинает крутиться вокруг инвалида, тем самым как бы пренебрегаются интересы других детей, да личные родительские. Как устроить так, чтобы учитывались в равной степени и гармонизировались эти отношения – в этом и помогают в летнем лагере командой психологов и социальных педагогов - все то же самое, но быть немножко счастливее.
Давно замечено, когда начинается работа по какому-то направлению - она вдруг открывает новые горизонты: а мы еще вот это сможем, а мы вот это подключим – было бы желание! И развитие таким образом идет. Но в этом – огромная ответственность. Ты расширяешь горизонты для человека с ограниченными возможностями, и прекращая программу – ты не можешь обрубить ее. Ты начинаешь думать – а что дальше? И развиваешься.
ДОСЬЕ:
Гордеева Марина Владимировна
Председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Закончила экономический факультет МГУ им. Ломоносова, специализировалась на кафедре демографии. В 1979 году защитила диссертацию на тему «Производственная деятельность женщин и семья», кандидат экономических наук.
С 1977 по 1997 год работала в женском движении, являлась ответственным секретарем общественной женской неправительственной организации Союз женщин России. Стояла у истоков формирования политического движения «Женщины России».
С 1997 по 2004 год возглавляла Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития Российской Федерации. С 2004 по 2008 год - заместитель директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В июне 2008 года распоряжением Правительства Российской Федерации назначена председателем правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
С 2009 года член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Действительный государственный советник III класса.
Награждена Орденом почета.