Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Житие мученика за веру Никифора Зайцева из Каргопольлага

Новомученик, о котором мы хотим рассказать сегодня, был простым трудолюбивым крестьянином. Вся вина Никифора Зайцева перед молодым советским государством заключалась в том, что он открыто исповедовал Христа: не пропускал служб в храме, отмечал церковные праздники, приглашал односельчан на пасхальный крестный ход. Мы — люди комфортного православия — по термину протоиерея Владимира Вигилянского, поэтому нам слова обвинения из дела мученика Никифора могут показаться необоснованными: «Зай­цев ярый ре­ли­ги­оз­ник», «за­явил, что Свя­тое Пи­са­ние — это ис­тин­ная прав­да», «по­ет на кли­ро­се в церк­ви»… Но именно за эти поступки, обычные для любого человека, считающего себя верующим, он был приговорен к восьми годам северных лагерей, из которых отправился прямиком к Престолу Божию.

Мученичество Никифора Зайцева несомненно.

Ни­ки­фор Петрович Зайцев ро­дил­ся 23 мар­та 1884 го­да в семье простых крестьян из подмосковной де­ревни Пуп­ки.

Юный Никифор с детства тянулся к знаниям, успешно окончил сельскую школу, был начитанным человеком и противником пьянства. Благодаря своему трудолюбию, смог обустроить крепкое собственное хозяйство, знавшие его люди отмечали, что он никому не отказывал в помощи.

В 1914–1918 годах тридцатилетний Никифор был призван в действующую армию. Вернувшись домой после Первой мировой войны, он снова занялся сельским трудом.

Глубоко верующий человек, он как можно чаще старался бывать в храме, быть полезным своей общине: пел на клиросе, состоял членом церковной двадцатки, без этого крепкого прихожанина не обходился ни один крестный ход. После революции Никифор Зайцев даже в самые темные времена призывал од­но­сель­чан мо­лить­ся Бо­гу и хо­дить в цер­ковь, не об­ра­щая вни­ма­ния на го­не­ния.

В период мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции он, хо­тя и не был со­гла­сен с тем, как она про­во­ди­лась, всё же всту­пил в кол­хоз. Никифор при­вык в сво­ем хо­зяй­стве к раз­ме­рен­ной ра­бо­те, рас­счи­тан­ной на длин­ный кре­стьян­ский день, и был не со­гла­сен с тре­бо­ва­ни­я­ми чрез­вы­чай­щи­ны, ко­гда мно­гое де­лалось спешно, на­по­каз. В кол­хо­зе он ни­ко­гда не на­чи­нал трудиться, не по­мо­лив­шись, что, есте­ствен­но, не нра­ви­лось пар­тий­но­му на­чаль­ству.

С наступлением 1937 года поднялась новая волна гонений, молодая советская власть сно­ва принялась уни­что­жать­ кре­стьянское сословие. Для ареста использовался малейший повод. Ни­ки­фор Пет­ро­вич был че­ло­ве­ком ве­ру­ю­щим — и этого бы­ло вполне до­ста­точ­но для заключения его под стражу: 23 сен­тяб­ря Зайцева арестовали и поместили в Волоколамскую тюрьму.

Сви­де­те­лями обвинения по его делу стали пред­се­да­тель сель­со­ве­та, его сек­ре­тарь и один из кол­хоз­ни­ков. Они по­ка­за­ли, что Ни­ки­фор Зай­цев не одобрял рас­стре­лы Ту­ха­чев­ско­го и дру­гих, го­во­рил: «Смот­ри­те, ка­кое вре­мя — брат бра­та рас­стре­ли­ва­ет». «Зай­цев про­тив под­пис­ки на зай­мы... Зай­цев ярый ре­ли­ги­оз­ник, всё вре­мя хло­по­чет о ре­мон­те церк­ви, у се­бя до­ма в дни ре­ли­ги­оз­ных празд­неств устра­и­ва­ет мо­леб­ны и пес­но­пе­ния... во вре­мя ре­ли­ги­оз­но­го празд­ни­ка Пас­хи уго­ва­ри­вал кол­хоз­ни­ков устро­ить ше­ствие с ико­на­ми го­во­ря им, что яко­бы но­вая кон­сти­ту­ция раз­ре­ша­ет де­лать это. В этом го­ду при об­суж­де­нии во­про­са об ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­де Зай­цев за­явил: «Свя­тое Пи­са­ние — это ис­тин­ная прав­да, а все осталь­ное — ан­ти­хри­сто­во вра­нье. Зай­цев по­ет на кли­ро­се в церк­ви». «В сво­ем до­ме Зай­цев устро­ил це­лый ико­но­стас и каж­дый ве­чер устра­и­ва­ет пес­но­пе­ние пе­ред ико­на­ми, при­чем по­ет на­столь­ко гром­ко, что его слы­шит вся ули­ца…»; «Зай­цев яв­ля­ет­ся ярым цер­ков­ни­ком и пер­вым хо­да­та­ем по цер­ков­ным де­лам... Кол­хоз­ни­кам го­во­рит, что нуж­но ве­рить толь­ко Еван­ге­лию, а всё, мол, осталь­ное, в том чис­ле и кол­хо­зы, — это “ан­ти­хри­сто­вы де­ла”…».

На допросе Ни­ки­фо­р Пет­ро­ви­ч отвечал, что дей­стви­тель­но, свя­щен­ник по­се­ща­ет его дом, при­хо­дит в церковные празд­ни­ки с мо­леб­ном, по­сле которого хозяин устра­и­вал для него чай:

— Вел я со свя­щен­ни­ком раз­го­во­ры, как об­сто­ит де­ло у нас с убор­кой уро­жая. Раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы я с ним ни­ко­гда не вел. Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся, — сказал арестованный Зайцев.

— След­ствию из­вест­но, что вы в июне 1937 го­да при про­ра­бот­ке по­ста­нов­ле­ния пра­ви­тель­ства «О льго­тах кол­хоз­ни­кам по зер­но­по­став­кам» вы­сту­пи­ли сре­ди кол­хоз­ни­ков с гнус­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­той на пар­тию и пра­ви­тель­ство и утвер­жда­ли, что это по­ста­нов­ле­ние яв­ля­ет­ся об­ма­ном кол­хоз­ни­ков. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су, — не унимался следователь.

— Та­ких слов я не го­во­рил; это про ме­ня ска­за­ли по­то­му, что сей­час в Со­вет­ском Со­ю­зе боль­шин­ство лю­дей — кле­вет­ни­ки, ко­то­рые кле­ве­щут из-за пу­стя­ков на лю­дей. По мо­им убеж­де­ни­ям та­кое зло раз­ве­лось по­то­му, что не ста­ло хри­сти­ан­ской ве­ры, мо­ло­дежь не вос­пи­ты­ва­ет­ся в ду­хе хри­сти­ан­ско­го уче­ния о мо­ра­ли, — спокойно отвечал Никифор Петрович.

— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы вы­сту­па­е­те про­тив кол­хо­зов и на­зы­ва­е­те их ан­ти­хри­сто­вым пред­при­я­ти­ем. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су, — продолжал допрос следователь.

— Кол­хо­зы вещь хо­ро­шая, но на­род не под­го­тов­лен к об­ще­ствен­ной ра­бо­те, и по­то­му в кол­хо­зах нет со­гла­со­ван­но­сти в ра­бо­те. Я еще в пе­ри­од кол­лек­ти­ви­за­ции пред­ла­гал не то­ро­пить­ся с со­зда­ни­ем кол­хо­зов, а спер­ва со­здать по­ка­за­тель­ные кол­хо­зы, чтобы лю­ди убе­ди­лись в их пре­иму­ще­ствах, и по­том уже стро­ить кол­хо­зы в мас­со­вом по­ряд­ке.

— След­ствию из­вест­но, что вы хо­да­тай­ство­ва­ли о раз­ре­ше­нии свя­щен­ни­ку хож­де­ния с ико­на­ми по до­мам граж­дан в дни ре­ли­ги­оз­но­го празд­ни­ка Пас­хи и под­го­ва­ри­ва­ли на это кол­хоз­ни­ков. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

— Мне свя­щен­ник объ­яс­нил, что сей­час в кон­сти­ту­ции ска­за­но, что мы име­ем пра­во устра­и­вать ше­ствие с ико­на­ми без вся­ких раз­ре­ше­ний мест­ной вла­сти... Свя­щен­ник хо­дил по де­ревне с Еван­ге­ли­ем и кре­стом. Свя­щен­ник мне по­ка­зал кни­гу и го­во­рит: «Вот я на вся­кий слу­чай в кар­мане но­шу кон­сти­ту­цию, чтобы при при­дир­ках сель­со­ве­та по­ка­зать им ту гра­фу, в ко­то­рой раз­ре­ша­ет­ся со­вер­шать эти об­ря­ды», — отметил Никифор Зайцев.

— Кто еще кро­ме вас при­дер­жи­ва­ет­ся ва­ших взгля­дов в ва­шем се­ле?, — поинтересовался следователь.

— Мо­их взгля­дов при­дер­жи­ва­ет­ся моя же­на Ма­рия Иг­на­тьев­на. У ме­ня до­ма ча­сто бы­ва­ет свя­щен­ник, и мы с ним ве­дем раз­го­во­ры на ре­ли­ги­оз­ные те­мы. Я сам со­сто­ял чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и пел на кли­ро­се, — сказал арестованный.

На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и Ни­ки­фо­ра Пет­ро­ви­ча пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му Москвы. Трой­ка НКВД 11 но­яб­ря 1937 го­да при­го­во­ри­ла его к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал на стан­цию Мед­ве­жье­горск, с началом Великой отечественной войны, Ни­ки­фор Пет­ро­вич был от­прав­лен в Кар­го­поль­лаг Ар­хан­гель­ской об­ла­сти.

Каргопольский исправительно-трудовой лагерь принял первых заключенных еще в августе 1937 года и действовал, по меньшей мере, до 1960-го. Число узников в нем достигало 30100 человек, занятых, преимущественно, на лесозаготовках и деревообработке. Это были люди, безвинно пострадавшие в годы сталинских репрессий.

Именно сюда 28 июля 1941 го­да прибыл еще не старый Никифор. В ла­ге­ре ему выпало пле­сти ры­бо­лов­ные се­ти. Здесь он не прожил и года, 21 мая 1942 года крестьянин-мученик Никифор Зайцев скончался и был погребен в безвестной могиле.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2006 года он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2018 году имя мученика Никифора Зайцева внесено в Собор святых Архангельской митрополии.

Дни памяти святого: 21 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Архангельской митрополии.

(по материалам Архангельской епархии)


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (312)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20