Вы часто вспоминаете о Сирии? Не вообще об этой далёкой и географически, и ментально восточной стране с авторитарным режимом (власть переходит от отца к сыну, а там и внуки подрастают), а про то, что там делает Россия. Уверен, что нечасто. Если, конечно, ваши родственники не задействованы в этой военной операции. Поехали на заработки, а не по велению души и сердца, как когда-то в Испанию (давайте называть вещи своими именами).
Лично я давно вышел из романтического возраста, когда хочется покинуть хату и пойти воевать непонятно за что. Вот с той Гренадой было понятно – бить фашизм на дальних подступах. И с Вьетнамом более-менее - мы были на стороне той части страны, что строила социализм. Плюс грамотная пропаганда – от фотографии девочки из сожжённой деревни появлялись мурашки в носу и чесались кулаки. С Афганистаном уже хуже – какого чёрта нас посылают туда кремлёвские старцы?! Впрочем, в 18 лет романтика у многих играет в одном месте - даже в добровольцах недостатка не было бы. Плюс здоровый практицизм – я знал тех, кто надеялся, что выполнение интернационального долга даст ускорение их гражданской карьере. Боже, как же они обломались… не все, но очень-очень многие. То, что в те годы СССР неожиданно для самого себя стал на пути расползающегося по свету радикального ислама (тогда все больше о борьбе двух систем трындели, не обращая внимания на религиозную составляющую), стало понятно позже.
Так что для нас Сирия? Похоже, что испытательный полигон для новых видов отечественного вооружения в боевых условиях. Нам слишком часто об этом говорят. В головах появляется благостная картинка: наши кого-то бомбят (плохих, конечно), покупатели благосклонно кивают и заключают многомиллиардные контракты на поставку. В инвалюте, разумеется. А к бомбардировщикам заказывают ещё и инструкторов. Чтобы не только местных пилотов учили, но и сами на первых порах на боевые задания вылетали.
Наёмничество, говорите? Ничего подобного… это бизнес, детка!
Мы вздрагиваем, когда из сирийской пустыни приходит очередное сообщение о сбитых лётчиках. О погибших в ответной бомбардировке медсёстрах. О разбившихся под Сочи артистах… они остались бы живы, если бы не те проклятые гастроли. Плюс сообщение о каждом теракте, когда гибнет не банкир или преступный авторитет, а мирные граждане. В этом мы видим исламский след… нас, собственно, и не разубеждают. Отличное время каким-нибудь воинственным кришнаитам устроить кошмар, а свалить всё на религиозных конкурентов (только не находятся воинственные кришнаиты).
И тут мы начинаем задумываться…
Россия должна завершить военную операцию в Сирии, считают 49% россиян. Как следует из опроса, проведенного "Левада-Центром", только 30% респондентов выступают за ее продолжение. Еще 22% затруднились с ответом на этот вопрос. Интересно, а сколько процентов вообще не знает о том, что наши воюют в Сирии? Где-то читал, что ВЦИОМ называл примерную цифру в 25 %. А я думаю, что побольше. Ещё нужен пункт в опросе – «а меня это не … (колышет) никаким боком». Для законченности портрета нашего современника. Ведь не я же один постоянно наталкиваюсь в интернете на мнение, что «это всё мимо меня… давайте про цветочки, весну и любовь».
Но давайте говорить об активной части наших граждан. 32% опасаются, что военное вмешательство в сирийский конфликт может перерасти для России в "новый Афганистан". Маловероятным подобное развитие событий считают 40%. Исключают такой вариант 11%, не смогли сформулировать свою позицию 10%.
Знаете, а я ведь на стороне тех 40 % и тоже не верю в повторение того Афгана. На том простом основании, что сейчас нашим руководством движет расчёт. Пусть циничный, но именно он является твёрдой гарантией от политического безумия. Другое дело, что я бы предпочёл, чтобы наше правительство больше учитывало в сирийском конфликте интересы дружественного нам Израиля… ну так я и не в Кремле. То, что мы максимально постараемся избежать прямого конфликта с США, не то, что военного, но и политического конфликта интересов, это, как говорится, и к бабке не ходи. Хорошо по телевизору говорить об оздоровительном эффекте от санкций, а посчитать… не, лучше не расстраиваться.
Надо отметить – народ наш стал больше думать, а не заходиться в патриотическом угаре – мол, надерём всем задницы. Сколько нам пудрили мозги с тем же Афганистаном: про дружбу народов рассказывали, про исторические связи (какие?!), «Миссию в Кабуле» по телику крутили чуть ли не раз в месяц (как будто смерть чекистского агента Ирины Мирошниченко могла примирить кого-то с собственным цинковым «грузом-200», стоящим на четырёх табуретах в отчем доме). Где-то к перестройке народ стал прозревать, а это без малого 5 лет. Зато сейчас… вот оно, ускорение в сознании – уже год назад россияне перестали верить в возможность урегулирования ситуации в Сирии, а 48 % опасались, что конфликт в Сирии может перерасти в третью мировую войну. Подозреваю, что опрашивали жителей крупных городов… ну, а где у нас делается большая политика, не в Лешукони же?
Сейчас, судя по всему, страхи развеялись. Людские потери в Сирии сопоставимы с аналогичным показателем на крупномасштабных воинских ученьях, где у кого-то парашют не раскроется, или кого-то крышкой танкового люка прихлопнет, я подобных случаев в Кантемировке с десяток могу вспомнить. Народ успокоился, что Путин вглубь конфликта не полезет. О нашем участии в наземной операции и речи нет, а собственное реноме нашему президенту гораздо дороже безопасности семьи Асадов. Просто неприятна сама мысль, что наши ребята где-то рискуют за чужие интересы.
Спросите своего соседа (если, конечно, живёте не в депутатском доме) или собственную тёщу, против кого воюет Россия в Сирии. С вероятностью процентов 70 услышите ответ: «А фиг его знает, с кем приказано, нас не волнует». Террористы… оппозиция… В представлении нашего народа эти величины в исламском мире примерно равные. Сегодня он чиновник с «Паркером» в кармане, а уволили или поругался с шефом… не успеешь оглянуться, как он уже с автоматом в руках за барханом прячется. То есть, для общества он араб, живущий по своим арабским понятиям, остальное условности. А понятия таковы, что можно запросто взрывать или давить на большегрузах граждан приютивших тебя европейских стран. Нам подобного поведения не понять, и этим действительно можно гордиться.
Вывод из написанного: Сирия для России стала чем-то вроде военной повинности и излишней статьёй расходов в бюджете. И опросы такие нужны, ибо в тот момент, когда Кремлю окончательно надоест Асад, можно будет сослаться на мнение народа (избирателей). Демократическая мы, в конце концов, страна или где?
Леонид Черток