Мой однокашник, популярный сетевой журналист оппозиционной направленности, описал сценку, увиденную им в очереди на московскую автомойку. Брутальные мужики (замечено, что автоледи, если и заезжают на подобные мероприятия, стараются вести себя незаметно) обсуждали «мировую проблему»: кто большую угрозу представляет для общественной безопасности. По всему выходило, что внесистемная оппозиция – всякие навальные, макаревичи, шендеровичи, мой приятель, другие не менее известные имена - «пятая колонна», работающая на развал России. И тут из соседней ремонтной «ямы» выбрался седоусый механик с разводным ключом в руках и задал снисходительный вопрос собравшимся: «А вы с чеченцами когда-нибудь дело имели?». Ответом ему была неуверенная тишина…
Вот тут стоп. Я совсем не хочу стричь всех под одну национальную гребёнку, так как сам отношусь к титульной нации на какие-то проценты. Для меня чеченец - это, прежде всего, бизнесмен Хасан, частенько заходивший в офис фирмы, где я трудился в 90-х, и с которым мы часами могли общаться с обоюдным интересом на любые темы (у меня по жизни мало с кем подобный контакт возникает). Или брат его жены Завалу - огромный милицейский следак в отставке, совершенно бескорыстно помогавший мне в одной непростой и даже опасной ситуации. Да, среди людей их племени, посещавших наш офис, был и Тамерлан, авторитет в землячестве, с которым в какой-то момент пересеклись интересы и дело дошло до взаимных угроз. Но разве у меня со всеми евреями всё ровно? А с русскими или татарами? Даже не спрашивайте…
Тем не менее, давайте по-чесноку. За годы перестройки представители чеченской национальности приобрели в российском обществе совершенно определённую репутацию. Тому же добрейшему Завалу, приехавшему «для усиления» на переговоры, достаточно было просто насупить брови… и договор немедленно подписывался с нужными его стороне цифрами. Впрочем, знавал я русских бизнесменов, родившихся и проведших детство в Грозном ещё в советское время, которые узнав, что в намечающейся сделке принимают участие чеченцы, просто отказывались от каких-либо переговоров. Видимо, имели на то основание, подкреплённое личным опытом.
Такую длинную преамбулу я дал к новости,
буквально взорвавшей интернет-простра
Скандал начался с того, что глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече с республиканскими журналистами, посвящённой Дню российской печати, высказал мнение, что внесистемная оппозиция «пытается расшатать ситуацию в России» и к таким людям нужно относиться «как к врагам народа, как к предателям».
Вполне естественно, что те, кому адресовались
эти слова, стали высказывать своё возмущение. Заметьте, ни одной фамилии Рамзан
Ахматович так и не произнес, однако навальные-шендер
Конечно, странно про врагов народа слышать
именно от представителя чеченского народа, который в 40-е годы весь оказался с
этим клеймом и подвергся принудительному выселению. За что их депортировали в
Среднюю Азию, помните? Посчитали «неблагонадёжным
Ладно, сам Кадыров известный ньюсмейкер и эпатажник - настоящая находка
для журналистского пера, не стесняющийся в выражениях и формулировках. Кто-то
считает это народной самобытностью, кто-то вседозволенность
Может быть, всё и пошло бы на спад, но в скандал влез помощник Рамзана
Кадырова и спикер парламента Чеченской Республики Магомед Даудов (прозвище
Лорд… видели бы вы его аристократически
О, вот дождались и конкретики, последние слова Лорда (ох, с этими кличками не запутаться бы, где овчарка, а где парламентарий) принял на свой счёт главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. А также глава «Комитета по предотвращению пыток» Игорь Каляпин, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарёв, и заместитель председателя Партии народной свободы Илья Яшин. Их Даудов тоже приписал к животному миру: «Есть у нас "серьезные" кобели, из-за которых у миролюбивого Тарзана сильно чешутся клыки. Это, к примеру, пекинес "Каляпа", защищающий права тех, кого подскажут питтбули, такса "Веня" со звонкой брехливой глоткой и громким "Эхо", московский беспородный пес "Пономарь" (себя заносчиво называет Львом), обитающий в мусорном ящике недалеко от Госдумы РФ, создающий дискомфорт своим зловонием в самом центре нашей столицы, "Яшка" - дворняжка…».
Теперь на него подают в суд. Особых перспектив я здесь не вижу. Ведь Даудов оскорблял и пугал внесистемщиков будучи не при исполнении, простым пользователем интернета. Конечно, возможностей у него побольше, чем у любого из сатириков из противоположного лагеря (если что, может и собаками затравить). Поэтому и пошла гулять по Сети хохма: мол, «Веник» (Венедиктов) испугался, попросил политического убежища в Швейцарии, соискателей места главреда «Эха Москвы» просят на низкий старт. Так себе юморок… не в ту кассу.
Можно, конечно, ржать дальше (в период кризиса, говорят, сметану заменяет). Однако стоит задуматься, какие высказывания может позволить себе тот или иной губернатор. Например, нашего, Орлова, чуть с носками не съели за приписанные ему слова о зависимых журналистах. Вот посмотрите, это ещё и на его рейтингах отразится, причём самым плачевным образом (хотя автор описки публично признал вину и принёс свои извинения), ещё и из Кремля прикрикнут. Зато Кадыров, несмотря на все призывы к Путину, исходящие от знаковых для общества людей типа Эллы Памфиловой приструнить зарвавшегося барчука (Рамзан Ахматович именно такую ассоциацию у меня вызывает - так ведь явно не разночинец), ещё раз покажет всем свою политическую непотопляемость. Особенно в период, когда тушить деньгами постоянно тлеющий на нашем Северном Кавказе сепаратизм пополам с ваххабизмом становится всё проблематичней и проблематичней.
Кстати, высокопоставленн
Так в чём же цимес для Кадырова и его окружения? Просто огульно оскорбить людей с известными именами, у которых нет золотых пистолетов (да и простых тоже нет), и при этом подняться в собственных глазах? Почему нет? Для роста узнаваемости и цитирования не самый худший метод. А заодно проверить терпелку Кремля. Обязательно публично, чтобы все видели. Особенно те, кто раскатал губищу на главный трон Чечни. Думаете, там нет таких? Увидят, как Кремль любой скандал с Рамзанчиком старается не замечать, и загрустят – этого не сдвинешь, не стоит и пытаться.
Но так ли? Помните, какими мастодонтами выглядели Лужков (Москва) и Шаймиев (Татарстан)? Вмиг оба ушли, когда отыграли свои роли, сами того не заметив. Вот и Кадыров-младший не вечен (имеется в виду – в должности).
Просто он пока не хочет в это верить… молодой ещё.