Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Хочешь мира - готовься». И сказал Путин…

На этот раз ежегодного послания президента Путина к федеральному собранию (это когда всех «шишек» вместе в Кремле собирают в одном Георгиевском зале) ждали не меньше, чем того внеочередного, присоединению Крыма посвященного. Или нет, даже больше, обстановка весной 2014-го была менее напряжённой. Тогда всё обошлось бескровно, сейчас же счёт потерям открыт. В зале среди «шишек» присутствовали жёны двух погибших в Сирии российских военнослужащих. Если кто-то считает, что это достойная компенсация за потерю… нет, не кормильца, но любимого дорогого человека… пусть останется на его совести. Вот с минутой молчания всё получилось по делу, торжественно и трагично. Как умеем.

Соответственно, были и прогнозы. Критики действующей власти считали, что Путин ничего не скажет: а) про приёмы в Кремле представителей террористических организаций ХАМАС и «Хезболла», которые по своей сути ничем не лучше ИГИЛа; б) про то, как плохо на отечественную экономику влияют самосанкции; в) про «Платон»и Роттенбергов; г) про судейский и правовой беспредел; д) про провал пенсионной реформы; е) про то, что треть госбюджета, направленная в ВПК, губительна для отечественной экономики в целом. И президент действительно обошёл эти вопросы своим вниманием (кроме, пожалуй, пункта г). С другой стороны, чего говорить, когда всем всё ясно. К тому же заявлено было послание… а не покаяние.

В свою очередь оптимисты ждали, что их лидер коснётся войны и мира, борьбы с терроризмом, амнистии капитала и облегчения налогового бремени (касается ежегодно, но воз ни тпру, ни ну), скажет про экономический рост, который вот-вот накроет россиян с головой, как волна от цунами. Сенатор Франц Клинцевич ждал от Путина «неожиданных ходов» - «он на них большой мастак». Спикер Совфеда Валентина Матвиенко билась об заклад, что президент коснётся будущих выборов в Госдуму и… пальцем в небо.

Наверное, я старею. С годами стал опасться любых неожиданностей, особенно от президента и губернатора. На этот раз обошлось, всё достаточно предсказуемо. Но мы-то с вами знаем, где прячутся разные мистические явления. Их нужно искать в деталях…

Итак, как несложно было догадаться, президент начал с международной обстановки. Причём ситуация на Украине, в Донбассе, совсем не упоминалась. Из чего напрашивается вывод – сферы внешнеполитических интересов России теперь лежат далеко на Востоке, за тысячи километров от нашей государственной границы. С одной стороны, это хорошо – чем дальше от тебя стреляют и кого-то бомбят, тем спокойнее жить. С другой стороны, тревожит – а не слишком ли далеко мы забрались со своими геополитическими интересами, нас там ждали, нам там рады? Насколько я знаю от своих израильских друзей, их страна не на шутку напрягается от российского военного присутствия в регионе – во-первых, непредсказуемы, во-вторых, дружим чёрте с кем (см. отрывок про ХАМАС).

Про исламский террор Путин говорил горячо и вкусно. Обозвал мракобесами, обвинил в хаосе, вспомнил про наши потери (Беслан, Норд-Ост, московское метро…). Сказал, что Турцию их же Аллах наказал за жадность, лишив мозгов. При этом прямо пригрозил – «даже не надейтесь, что помидорами дело закончится, мы знаем, как с вами поступить». Фамилия Эрдогана была упомянута конкретно и не один раз. По восточным понятиям, это оскорбление (я где-то читал, что турецкий президент совсем не турок по своему происхождению, а… грузин, причём из «подлого сословия»), которое смывают кровью. Провоцирует, проверяет на твёрдость эрдогановы тестикулы? Не без этого. Плюс тешит собственное эго – я тебе могу подобное сказать, а ты мне нет, в определённых кругах такое называется «опустить на понятиях». Последовавшее за этим предложение о создании широкой коалиции как бы отбрасывает Турцию в самый конец очереди на вступление в Евросоюз – Парижу, Берлину, Лондону, всё больше влезающим в сирийский конфликт, придётся с этим считаться. Ещё обратил внимание на то, что США не были упомянуты в принципе. То есть, по ним прошлись, как по моральным пособникам, но без указания точных географических координат. Без этого претензию ни один суд не примет… азы журналистской безопасности.

Короче, обошлось. В том плане, что не было открыто никаких новых фронтов, ни с кем из приличных больше, чем есть, не поссорились. Повернули к делам домашним…

Перво-наперво о вечном – о коррупции. Путин прямо говорит – о ней меня ставит в известность Объединённый народный фронт. В подтексте явственно звучит – только пусть кто попробует тронуть моих опричников. Я к этому изобретению Ивана Грозного, как к репрессивному институту, всегда относился с предубеждением, но тут особый случай, когда сила на силу.

Далее следуют правильные слова о том, что хватит мальков сажать за мешок притыренного комбикорма, пора ловить в садок крупную рыбу. Президент до сих пор не в курсе, что в России, чем больше украл, тем меньше шансов попасть под суд? Или его не оповестили о системе «палок», до сих пор процветающей в органах, когда любой укравший бутылку водяры с прилавка равняется укравшему миллионы из бюджета? Или не успели рассказать про делишки Чайки-младшего, о чём гудит весь интернет? Меня же, как обычно, больше всего умилила панорама по лицам слушавших эти банальности, кто-то даже усердно кивал… впрочем, это мог быть и синдром Паркинсона.

С экономикой всё сложно, сказал президент. Но не критично (он же). Главное, не ждать повышения цен на нефть, в этой жизни может и не случится. Тогда чего же? Двадцать пять лет назад не только мне казалось – дайте зарабатывать, поделитесь средствами производства, не лезьте с идеологией и советскими стандартами, пустите на рынок иностранных инвесторов… и всё само покатит. Увы, не покатило. Мешают? Да, но не только. Специально узнавал – в Калуге на отвёрточной сборке в подавляющем большинстве работают приезжие из бывших союзных республик, даже китайцы с вьетнамцами, а коренные калужане ездят в Москву на заработки в непроизводственной сфере. Наверное, что-то с руками не то… ну, вы догадались об этой анатомической особенности. Конечно, имеются в виду рабочие массы, а не единичные феномены лесковского Левши.

Короче, мы элементарно не выдерживаем конкуренции по соотношению цена-качество. Спасением была бы закрытость по типу советской… но об этом разговора нет. Значит, тогда конкуренция. Только непонятен момент, когда президент предлагает правительству вливать больше денег в отечественный автопром. Что, лишние появились? Давайте уже определяться, при каком типе экономики мы живём – рыночной или мобилизационной.

Судя по всему, по первому. «Свобода предпринимательству!» - в который раз провозглашает президент, и присутствующие в который раз поддерживают его продолжительными аплодисментами. При слове «предпринимательство», лицо Геннадия Андреевича Зюганова который раз сводит нервная судорога… ничего, в который раз потерпит. Ну и дальше – про амнистию капиталов, про налоговое бремя, про импортозамещение собственными продуктами. Не послание, а сплошное дежа вю, хоть к психоаналитику обращайся.

Или про заселение пустующих просторов Дальнего Востока. «Надо привлекать, надо заманивать молодёжь условиями». Ну, это вообще из раннего, чёрно-белую «Девушку с характером» помните (в главной роли Валентина Серова)? Та хохотушка перед войной увезла пол-Москвы к себе в тайгу на развод пушного зверя, потом их внуков по олимпийскому лимиту в столицу возвращали. А сейчас из Москвы поедут? Фиг-два. Поедут из совсем пропащей глубинки… из той же Архангельской области, где без просвету. Мы грешим на неестественную убыль нашего населения... а их, оказывается, сам президент сагитировал

В конце Путин вспомнил про наше всё - о детях. Мол, нечем их занять и нужно возрождать пионерию, взяв от неё самое лучшее: кружки, спортсекции, конкурсы. Не очень понятно, на какие деньги, когда все привыкли к платному. А я бы для начала исключил самое худшее – идеологию. Однако получится ли, если финансы будут распределять люди из «Единой России»? Президент также посоветовал молодёжи идти «в инженеры», за ними, мол, будущее. Вот и мой друг американский говорит – ни один филолог там не получает в год столько, сколько он – начальник тоннельной группы на строительстве ветки метро Лос-Анжелес – Беверли-Хиллз. Только у нас сейчас в моде чиновники, желательно с идеологическим уклоном, а это истфак (по крайней мере, оттуда раньше шли в горкомы-райкомы). Так что каждому придётся выбирать для себя – или работать, или чиновничать.

Ну, а общее впечатление от послания – оно получилось чёрно-белым, и по цветовой гамме, и по содержательному моменту, ни одного яркого пятна. Точно как Архангельск в декабре…

Леонид Черток

 

 

 

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (199)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20