Авиакатастрофа российского лайнера в Египте, которую уже все признали за теракт, затмила все другие события как во внешней, так и во внутренней политике. Уже известно - ежегодное послание президента федеральному собранию начнётся именно с «разбора полётов» - в этот раз Кремль даже не думает создавать интригу.
Ну и, конечно, на местах… возвращение туристов оттуда, где взрывается, уже напоминает спецоперацию. Или запрет, который региональное управление МЧС по Архангельской области наложило на заграничные вояжисвоих сотрудников. Правда, я переговорил кое с кем из знакомых спасателей. Они в этом запрете усматривают не столько заботу о безопасности собственных кадров, сколько… элементарную экономию средств.
Дело в том, что в тучные нефтяные годы государство гарантировало особо ценным госслужащим (в частности, силовикам) компенсацию проезда до места отдыха. И наши люди решили ни в чём себе не отказывать, летая по Кубам да по Вьетнамам, где большую часть стоимости путёвки составляет как раз перелёт. «Нет, я могу понять – кризис и всё прочее, - горячился мне в трубку знакомый офицер, - но так нам и скажите, что денег нет. Не дети - поймём и проникнемся. А то устроили «железный занавес», как при Брежневе».
Самое изумительное то, что, судя по опросам, не так много людей вообще планировало когда-нибудь отдыхать в Египте. Даже больше - почти половина респондентов вообще не отдыхает, только вкалывает и пашет… время нынче такое. Однако напряжение в СМИ такое, что я невольно вспоминаю взрывы московских домов в сентябре 1999 года. Сам тогда плохо засыпал, мысль вертелась в голове – «а если наш дом следующий?». Так все напряглись, что даже не заметили, как президентом стал Владимир Путин. Нет-нет, никаких параллелей, просто ассоциация с ушедшим.
Однако и сейчас мне кажется, что теракт в египетском небе больше, чем просто теракт. Чуть ли не объявление войны. Не зря же на минувшей неделе во время совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева обсуждался не только запрет на полёты россиян в Египет, но и возможная отмена авиасообщения с рядом других стран. Да и с Египтом мера не временная, а долгосрочная, премьер говорил о годах. Причём другие европейские страны, в частности, Великобритания, тоже пекущаяся о жизни своих сограждан, ввели ограничения только на полёты в Шарм-эль-Шейх. Мы же сгоряча накрыли всё популярное направление: то ли египтян за что-то наказываем, то ли другие курорты лоббируем.
Ещё меня настораживает, когда наши присные начинают мекать-бекать, объясняя то или иное решение. Как, например, зампред российского правительства Аркадий Дворкович, выдавший на микрофон такую сумятицу – «…правительство анализирует ситуацию с безопасностью полетов во всем мире... естественно, есть повышенные риски в тех странах, которые вовлечены в различные конфликты, это постоянная ситуация… пока никаких рекомендаций по другим направлениям от наших специальных служб не было, поэтому говорить об этом сейчас просто не имеет смысла, неактуально…». А ведь это вам не Сечин, прости Господи. Человек вполне владеет и литературным языком, и мыслью. Значит, заму поручили что-нибудь сказать журналистам, но конкретно не пояснили, что…
Из остальных комментариев создаётся впечатление, что все, кто у власти, так напуганы «Исламским государством», что готовы запретить полёты по всему миру. Ну, а как иначе, если исламский радикализм может скрываться и под славянской внешностью (пример Варвары Карауловой). Вот вам и «железный занавес» в натуральную величину, но не идеологический, а под лозунгом «заботимся о жизни россиян».
Кое кто (высокопоставлен
Ясно одно – наш лайнер упал не от неисправности и не из-за «человеческого фактора». По предварительным данным расшифровки бортового самописца, оборудование А321 перед катастрофой работало в штатном режиме. Египетские следователи расслышали посторонний шум на записи «чёрного ящика». Глава комитета по расследованию обстоятельств крушения Айман аль-Мукаддам, впрочем, заявил, что сделать выводы о природе постороннего шума эксперты «пока не готовы». Но это и понятно. Установлено, что пульнуть с земли в проносившейся над Синаем авиалайнер не представлялось возможным… соответственно, спрос с египетских наземных служб. Кстати, европейские СМИ ещё раньше утверждали, что речь идёт о взрыве на борту, причём звук взрыва, по их данным, на записи можно слышать весьма отчетливо.
То есть, не зря боевики ИГ в интернете хвалились, что это их рук дело. Просто Россия на тот момент настолько активно отбрыкивалась от версии теракта, валя всё на собственных разгильдяев, что поневоле все поверили такому самоуничижению.
А параллельно российские силовики докладывают о
своих профессиональных успехах. «По данным на 1 ноября, число преступлений
террористическог
Впрочем, злые языки (преимущественно либерального толка) утверждают, что именно отправка исламских боевиков в Сирию чуть ли не при содействии региональных управлений ФСБ на Северном Кавказе как раз и снижает местный уровень террористической угрозы. Но на то они и злые языки…
Короче, создаётся ощущение, что Россия стоит на пороге настоящей войны. И, если «маленькая, победоносная» при удачном стечении обстоятельств благотворно влияет на рейтинг управителей государства, то к войне со всем исламским радикализмом такое определение не подходит совершенно.
Впрочем, это может быть и посттеррористиче
Будем надеяться, что хотя бы в этом мы последуем заокеанскому примеру…