Опять чуть было не полыхнуло у дальневосточных границ России. Две страны с одним народом, похожими религиозными взглядами (и там, и там население исповедует буддизм пополам с христианством, хотя официально КНДР сторонница атеизма), с миллионами разделённых семейств пытаются доказать друг другу, чья выбранная политическая система лучше. Иногда нервы не выдерживают… и тут совсем недалеко до беды.
Тут пару слов про то, почему единая страна когда-то разделилась. До окончания Второй мировой войны в течении 35 лет Корея была оккупирована Японией. Для освобождения Кореи в августе 1945 года войска СССР вошли на территорию Кореи с севера, а войска США с юга. До передачи власти корейцам часть страны севернее 38 параллели (теперь Демаркационная зона – ДМЗ) управлялась СССР, а часть южнее 38 параллели - США, о чём был подписан договор после капитуляции Японии. Соответственно, две страны пошли каждая по своему пути… из средневековья в прогресс, хотя они и по-разному его представляют. Если исключить последнее, ситуация схожа с послевоенным разделом Германии, только с истинно азиатской непримиримостью.
Потом война. С 1950 по 1953 года там шли ожесточенные бои, с одной стороны КНР, СССР и Северная Корея, с другой США, Южная Корея, Великобритания и ещё 14 стран в составе ООН. Летом 1951 года стало ясно, что боевые действия зашли в тупик, силы противников были практически равны, а обоюдная ненависть зашкаливала. Стало понятно, что необходимо перемирие. Переговоры продолжались два с небольшим года, но боевые действия продолжались и во время переговоров. После смерти Сталина Северная Корея потеряла поддержку со стороны Советского Союза и согласилась на добровольную репатриацию военнопленных.
Интересен факт, что многие военнопленные с Севера, захваченные южнокорейцами в плен, не захотели возвращаться на родину. Да и дальше северокорейцы бежали в капитализм на протяжении всей истории КНДР. Кто через ДМЗ, несмотря на то, что по всей протяжённости границы расположены пулемётные доты, стреляющие без предупреждения в любую убегающую спину без всяких предупредительных. Частенько улетают вместе с техникой военные лётчики, этим безопасней. Бегут моряки, чуть ли не экипажами. В обратную сторону зафиксированы единичные случаи, ненормальных или преступников можно найти в любой стране.
Договор о прекращении огня подписан 27 июля 1953 года. Мирный договор так и не был подписан, похоже, и не собираются.
И тут опять можно вспомнить подобную европейскую историю. Если Западный и Восточный Берлин смогли сломать стену, несмотря на различия в статусах, то высоко технологичная Южная Корея и насквозь милитаризированная Северная вряд ли смогут это сделать в обозримом будущем. Хотя постоянно ведутся разговоры о том, что южные собратья жаждут объединения и пытаются возобновить переговоры о мире, всё заходит в тупик. Кстати, не без помощи соседей, того же Китая, имеющего влияние на КНДР. И то, скажите, зачем ему и Японии нужен под боком такой мощный конкурент, которого и в уполовиненном состоянии называли «азиатским тигром»? И США такой не нужен, несмотря на его влияние. Россия помалкивает, у неё пока других проблем полон рот, вполне хватает корейских закусок на колхозных рынках.
Так что же произошло на этот раз? 4 августа в демилитаризованной зоне на минах подорвались южнокорейские военные. Мины, как отметили в Сеуле, были северокорейского производства, инцидент был расценен как провокация. КНДР вину за подрыв отрицает, объясняя отсутствием убедительных доказательств и тем, что ДМЗ - «сплошное минное поле». В ответ Южная Корея после 11-летнего молчания возобновляет пропагандистское вещание из приграничных репродукторов. Через пару недельрепродукторы включаются и со стороны КНДР, как ответ на пропаганду Сеула и начавшиеся в этот день совместные военные учения Южной Кореи и США, которые в Пхеньяне называют «репетицией вторжения» и подготовкой к свержению коммунистического режима. Обычная местная практика, направленная на то, чтобы ещё крепче сплотить народ, окончательно одуревший от истинно социалистической нищеты.
Затем заговорили пушки – Сеул, заявив об обстреле с Севера, выпускает в ответ 36 снарядов. В Пхеньяне факт артобстрела со своей стороны отрицают, заявляя, что южане не могут точно сказать, откуда, куда были нанесены удары, и какого типа были снаряды. И уже вечером КНДР объявляет 48-часовой ультиматум Республике Корея: если репродукторы не будут демонтированы, Пхеньян готов приступить к военным действиям. На экстренном совещании Ким Чен Ын ратифицировал план военной операции в случае обострения ситуации.
Только 22 числа стороны решили провести переговоры в пограничном пункте Пханмунджом. Именно там 62 года назад двумя странами было подписано соглашение о прекращении огня, положившее конец Корейской войне. Первый день безрезультатен - Сеул отказывается демонтировать ретрансляторы, требуя извинений от Пхеньяна, стороны берут перерыв для изучения позиций друг друга. И только в начале текущей неделе было условлено о перемирии – репродукторы заткнулись с обеих сторон. Конечно, со стороны Южной пропаганда сильнее – капиталистам есть, что рассказать и показать нищим соседям. Зато на стороне Северной непредсказуемость и отчаяние вечно голодных.
Вообще, то, что я видел на съёмках в КНДР (http://rusnord.ru/kulinar/286-34429.html), больше напомнило мне Гражданскую войну с налётом местного психоза, чем противостояние двух суверенных держав. Что там говорить, в их обоюдной пропаганде степень демонизации друг друга зашкаливает за все известные пределы. Могу свидетельствовать – клыки у северокорейцев не растут, в общении вполне дружелюбные… женщины даже ласковые, если не заводить с ними политических разговоров в уничижительном для дела коммунизма контексте.
И разговоры на тему применения Пхеньяном ядерного оружия лично я склонен рассматривать, как элемент шантажа. Читали, наверное, как это было на улицах постреволюционного Петербурга – «дай, барин, миллиончик, а то в рожу плюну, я – сифилитик!». У Северной есть ядерные взрывные устройства, которые она может взорвать на своей территории в качестве оружия последней надежды, но это ещё не боеголовки для бомб или ракет. Северокорейская элита всё прекрасно понимает, и совсем не стремиться окончательно стать мировым изгоем. Это простому народу нечего терять, кроме кимчи и горсти риса на обед, а чиновникам ого-го!
Но и не шантажировать в расчёте на подачки они не могут. Сегодня Китай, как и Россия, поддерживают Северную Корею довольно ограниченно, бывшая коммунистическая идеология уступила место здоровому прагматизму. Ну, а разговоры про объединению мне кажутся пустыми, если оно и произойдёт, то это будет поглощение одной Кореи другой. Вся история Кореи последних десятилетий - это балансирование на грани войны, активно поддерживаемое со стороны КНДР как средство отвлечь свой народ от проблем быта на грани выживания. Но постоянное балансирование на грани войны может запросто привести к срыву, в том числе и случайному.
И, если это всё-таки случиться, произойдёт даже не региональная, а вселенская катастрофа, которая непременно обрушит мировую экономику, в которой доля /Южной весьма и весьма значительна. С её стороны будет воевать современная техника (на поставках её Сеулу кто-то очень неплохо наживается), когда со стороны Северной в бой будет брошено «пушечное мясо» практически в неограниченных количествах (там очень долгая обязательная военная служба, местные нам об этом говорили с гордостью).
Тем не менее, победа КНДР в таком конфликте маловероятна, так как армия 1960−1970-х годов не может на равных сражаться с армией XXI века. Но и Республики Кореи в случае победы возникнут проблемы с контролем над огромной территорией с сложным географическим профилем. Плюс отчаянное партизанское движение, всё-таким мозги им промывают 70 лет. В итоге встанет закономерный вопрос – что делать с этой победой, которая на проверку окажется Пирровой. Это не говоря уже о сотнях тысяч погибших в огне, о взаимных счётах, ненависти, мести и прочим.
К тому же Южная Корея враз лишится своего технологического и финансового превосходства в регионе, встав в один ряд где-нибудь между Мьянмой и Лаосом.
А вообще, исход этой битвы (тьфу-тьфу-тьфу, не дай бог!) будет зависеть от внешней поддержки обеих сторон. Если с Сеулом понятно – в его сторонниках будет весь западный мир, включая Японию, то Пхеньян может всерьёз рассчитывать только на Пекин и Москву. И тут я бы рассчитывал только на нежелание тех и других видеть американские военные базы у собственных границ. Других резонов помогать полоумному режиму с его воистину кровавыми разборками внутри правящей элиты («Игра престолов» в сравнении с этим живым сценарием какой-то «Ералаш»), просто не вижу.
А ещё лучше ничего этого не видеть…