Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

III Северный социально-экологический конгресс: Экономика северных регионов должна учитывать социальный аспект

 

В этом году на конгресс приехали представители всех региональных отделений Российской Академии наук. Всего на выездное заседание президиума Уральского отделения РАН съехались около 100 приезжих гостей,  40 членов Академии наук России. Впервые в нем принимают участие представители Медицинской Академии наук России. 

По словам председателя Уральского отделения РАН Валерия Черешнева, форум стал уже традиционной площадкой для научных дискуссий. Этот конгресс подтолкнул, вывел на финишную прямую вопрос о завершении социальной доктрины России. Проект доктрины, который разрабатывает координационный совет по социальной стратегии при председателе Совета Федерации РФ, планируется обсудить в рамках III Северного социально-экологического конгресса.

Северные территории России вправе претендовать на особое отношение, особую заботу со стороны государства, поскольку именно Российский Север так же, как и Россия в целом, - это резерв для будущего развития всего человечества в масштабах планеты. Этот тезис был провозглашен еще в прошлом году на втором Конгрессе. «Отсюда вытекает и одна из главных наших задач - найти грамотный, научно обоснованный баланс региональных и национальных интересов, с одной стороны, и интересов мирового сообщества, с другой, - сказал в приветственном выступлении участникам Конгресса Торлопов. -             Выстроить такие отношения возможно только на условиях полного взаимного доверия сторон, объединения усилий по обеспечению устойчивого развития Европейского Севера».

Тезисы из доклада В.Торлопова:

- Хочу особо отметить, что «уроки» и рекомендации предыдущих Северных конгрессов  Правительством Коми были взяты за основу при разработке Стратегии экономического и социального развития на 2006-2010 годы, и где красной нитью проходит мысль о том, что именно улучшение социально-экономического положения населения нашего региона является приоритетом государственной политики.

В основе Стратегии - становление и развитие экономики, рассчитанной не просто на достижение неких высоких производственных показателей, что само по себе тоже немаловажно, но - на использование  имеющегося потенциала с тем, чтобы обеспечить перспективы развития региона, повысить уровень и качество жизни всего населения. Принципиально важным моментом здесь является и то, чтобы хозяйственная деятельность человека в условиях Севера ни в коей мере не должна угрожать качеству его жизни, влиять на состояние среды его обитания,  при том, что богатейшие ресурсы  Коми  должны служить росту благосостояния ее жителей, «работать» на «капитал» нынешнего и будущего поколений северян.

            Сегодня мы делаем  все для того, чтобы отработать оптимальные модели освоения ресурсов, т.к. для этого у нас есть наличие уникальных природных возможностей, мощная научно-техническая инфраструктура, социально ответственный крупный российский бизнес.  

Не останавливаясь подробно на всем этом, отмечу, что основу уникального природно-ресурсного потенциала республики составляет, прежде всего, богатейшая минерально-сырьевая база.

            Это Печорский угольный бассейн, который  занимает второе место в стране по запасам и содержит всю гамму углей для коксохимии и энергетики и         поскольку конъюнктура спроса на печорские угли улучшается, в отрасль пошли инвестиции, мы рассчитываем в 2007 году довести уровень добычи до 14,2 миллиона тонн. 

            Нефтедобывающая отрасль, которая  в республике в последние годы развивается ускоренными темпам, что обусловлено как вводом в разработку новых месторождений, так и внедрением современных технологий добычи нефти.

            По добыче и переработке газа лидирующие позиции принадлежат дочерней структуре РАО «Газпром» - ООО «Севергазпром».

            Энергетическая система республики сегодня полностью обеспечивает внутренние потребности региона.

            Коми, как известно, является и одним из ведущих лесопромышленных регионов России, где  сосредоточены почти 40 процентов лесов Европейского Севера России - более 30 миллионов гектаров и             лесопромышленный комплекс занимает второе место в экономике республики, а  доля продукции глубокой переработки древесины по республике превышает 88 процентов. Это один из самых высоких показателей в стране

            Сегодня можно уже говорить и о таких принципиально новых для промышленности республики отраслях, как горнорудная. Она находится пока только в стадии становления, однако при этом является для нас «точкой роста», одним из перспективных направлений экономического развития.

            Реализация на территории республики крупнейшего в отрасли проекта строительства современного алюминиево-глиноземного комплекса «Коми Алюминий» в районе Ухты позволит добывать до 6,5 миллиона тонн боксита и 1,4 миллиона тонн глинозема в год.

Для развития транспортной инфраструктуры в целях удешевления продукции, повышения её конкурентоспособности в других регионах России и за рубежом, Правительство Республики Коми совместно с правительствами Архангельской области и Пермского края добивается принятия положительного решения о строительстве железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь, - так называемый проект «Белкомур», презентация которого пройдет в рамках нашего Конгресса.

Реализация этого проекта откроет новые возможности  для экономического и социального развития прилегающих районов, а также кратчайшего выхода грузов Юго-Восточной Азии к центрам мировой торговли с использованием Северного морского пути и существующих железнодорожных линий в страны Скандинавии.

Кроме того, эта трасса даст выход на главную транссибирскую железнодорожную магистраль Москва - Владивосток.  В перспективе же возможно ее развитие на юг через Уфу и Оренбург - в Казахстан и республики Средней Азии.

Особо отмечу, что данный проект получил широкую известность и признание на международном уровне. Российско-Финляндской межправительственной комиссией дорога включена в проект "Коридор Оулу - Архангельск - Коми". Заинтересовал он также инициаторов проекта "Создание северо-восточного транспортного звена" и "Скандинавско-Российского транспортного пути "Восток-Запад".

Все это  позволит решить ряд важнейших социальных проблем, создать десятки тысяч новых рабочих мест, значительно ускорит темпы социально-экономического развития и роста жизненного уровня населения областей Уральского региона, Пермского края, Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, Республики Карелия, обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Но есть вещи, которые не измеришь ни в рублях, ни в долларах, ни в евро. Как, к примеру, можно оценить легкие человека, если им нет замены? Точно так же следует, по-моему, относится и к нашим природным ресурсам. (Напомним, что именно к этой теме - она обозначена как  «православная экономика» обращался в книге «Православие на северной земле» экс-губернатор НАО Алексей Баринов. Смысл такой экономики - честное и добросовестное отношение к работе,  бережное отношение к хрупкой северной природе, охрана коренных малочисленных народов Севера, использование в нефтегазовой промышленности самых современных  способов добычи и транспортировки нефти, которые позволяют не губить месторождение, а использовать его максимально полно и эффективно. То есть не просто «снять сливки», извлечь сиюминутную выгоду и убежать, а работать серьезно, планомерно, с любовью к собственной земле и к тем людям, которые на ней обитают. -прим.ред.)

Сегодня на долю ресурсного сектора экономики приходится две трети всех платежей, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации. В перспективе эта тенденции, по прогнозам специалистов,  будут только усиливаться.

Но все вышесказанное не имело бы ровно никакого значения, если бы во главе угла не стоял человек. И если в ХХ веке Север осваивался преимущественно через ГУЛАГ,  и государство почти не считалось с социальными издержками проводимой политики, то в XXI веке для цивилизованного общества это совершенно неприемлемо.

Поэтому, при изучении и оценке  экономических процессов, происходящих в условиях Севера, главным для нас является социальный аспект, а именно:

- рост уровня жизни населения и повышение качества жизни;

- улучшение демографической ситуации;

- приоритетное развитие науки, образования и медицины;

- повышение качества и доступности социальных услуг.

Регламент не позволяет мне остановиться на всем комплексе социальных отраслей, хотя это было бы интересно детально обсудить с учетом проекта Социальной доктрины Российской Федерации, которая должна учитывать специфику северных территорий России. Но, надеюсь, эта тема еще не раз будет предметом анализа в рамках конгресса. Поэтому остановлюсь лишь на некоторых из отраслевых направлений социальной политики нашей республики.

По уровню денежных доходов населения, а также по уровню оплаты труда, Республика Коми в настоящее время имеет высокий рейтинг в Российской Федерации и Северо-Западном федеральном округе.

С тем, чтобы  обеспечить рост доходов населения, в республике регулярно, в соответствии с федеральным законодательством, повышается уровень оплаты труда работников.

Так, уровень денежных доходов на душу населения в 2006 году относительно 2003 года вырос в 1,8 раза и составил 13216 рублей. Среднемесячная заработная плата за последние три года увеличилась также в 1,8 раза, составив 14247 рублей.

Ежегодно  реальные доходы населения возрастают на 7% - 10% .  Как следствие, сокращается численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Однако не следует забывать, что уровень жизни населения характеризуется не только размером доходов, но и своевременностью их получения. Реализация целого комплекса мероприятий, направленных на финансовое оздоровление республики, способствовала сокращению задолженности по выплате заработной платы за период с начала 2004 года по 1 января 2007 года в 40 раз.

На сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что шаги, предпринятые  Правительством Республики Коми, способствовали реальному снижению уровня бедности в республике.

В рамках реализации Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы Правительством Республики Коми начата работа по реформированию системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Ее суть в переходе от Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы к отраслевым системам оплаты труда.

Уверен, что это создаст условия для привлечения квалифицированных кадров в бюджетную сферу, повысит мотивацию специалистов к качественным результатам труда, увеличит уровень оплаты их труда.

Одним из приоритетов социальной политики как в Республике Коми, так и в России является демография,  задача, требующая комплексного подхода.

За прошедший год в республике пусть небольшие, но положительные тенденции.

В немалой степени этому способствовала реализация приоритетных национальных проектов, и, особенно, национального проекта «Здоровье».

Смертность людей трудоспособного возраста снизилась на 20% по сравнению с  2005 годом. Почти на столько же сократилась младенческая смертность.

К примеру, показатель младенческой смертности в нашем регионе по данным за 2006 год почти в 1,5 раза ниже среднероссийского уровня. Это неплохой результат.

Инициатива Президента Российской Федерации о «материнском капитале» привела к росту рождаемости, в том числе за счет так называемых отложенных рождений.

Начало текущего года также дает пока определенный оптимизм, а именно, - коэффициент рождаемости увеличился на 15,5%, смертность сократилась на 17%, и , как следствие, естественная убыль населения уменьшилась на 64%. Правда, впереди целый год и наша задача - сохранить эту тенденцию

А на это в немалой степени влияют уровень и качество жизни населения. Речь идет о материальной обеспеченности, наличии жилья, ориентация на достижение более высокого жизненного стандарта. В негативном плане на них сказываются семейное неблагополучие, снижение престижа материнства и отцовства в обществе, ухудшение состояния здоровья населения.

Отсюда вытекает еще один ключевой - квартирный вопрос, и одно из перспективных направлений здесь - развитие системы ипотечного кредитования.

С 2003 года в Республике Коми отдельным категориям граждан, решивших улучшить свои жилищные условия за счет собственных средств с привлечением кредитных ресурсов коммерческих банков, из республиканского бюджета  возмещается часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ими на приобретение или строительство жилья.

Однако темпы обеспечения жильем граждан на сегодня ни в коей мере не могут нас удовлетворить. И это больной вопрос не только для Республики Коми, но и практически для всех регионов России. Судите сами. О каком решении жилищной проблемы может идти речь, если, по данным статистики, среднее время ожидания предоставления жилья  составляет 15 - 20 лет.

Мы, правда, наметили ряд мер, которые позволили бы снизить остроту этой проблемы - и в первую очередь, в г.Сыктывкаре уже с этого года. Будем надеяться, что это даст результаты, как по снижению стоимости 1 кв.м жилья, так и по времени ожидания его получения, но все-таки без серьезных решений со стороны федеральный властей проблему эту кардинально решить будет трудно.

Подводя итог сказанному, хотел бы еще раз  отметить, что только последовательная и комплексная реализация на территории Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы, а также приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства, а развития агропромышленного комплекса является залогом повышения уровня и качества жизни населения республики. Собственно, именно в этом  и состоит конечная цель всех проводимых преобразований.

 

*** Северный социально-экологический конгресс - постоянно действующий международный форум, в задачи которого входит координация исследовательских и внедренческих программ ведущих научных центров, отдельных ученых и практиков, занятых выработкой стратегических ориентиров устойчивого развития регионов Российского Севера и Арктики с учетом их природной и этнокультурной специфики.

Организаторы: Правительство Республики Коми, Уральское отделением РАН, Коми научный центр и Совет ректоров Республики Коми при поддержке Администрации Президента России, Правительства РФ, Совета Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. В подготовке конгресса участвуют РАН, РАЕН, МГУ, Общенациональный экологический форум России, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие общественные организации.

Фото Н.Гернета


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (320)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20