Во время буксировки подлодки на утилизацию на судоремонтный завод на ее борту находились десять человек швартовой команды, девять погибли, одного удалось спасти.
"Целью данной операции (мониторинга) является проведение радиационного обследования атомной подводной лодки (АПЛ) и района затопления с целью дальнейшего планирования действия по подъему этой подводной лодки", - сказал собеседник агентства.
По его словам, мониторинг состояния АПЛ осуществляется в рамках проекта организации Арктического военного сотрудничества по вопросам окружающей среды (АМЕС), в которую входят Россия, Великобритания, США, Норвегия.
Представитель службы информации отметил, что мониторинг будет осуществляться необитаемыми подводными аппаратами с научно-исследовательского судна "Альянс" ВМС Великобритании.
"Собранные сведения будут тщательно проанализированы специалистами Российского научного центра Курчатовский институт, научно-исследовательского и конструкторского центра энерготехники и санкт-петербургского бюро машиностроения "Малахит", - сообщил собеседник агентства.
Он отметил, что предыдущий радиационный мониторинг в 2003 году не выявил каких-либо повышений радиационного фона в районе гибели подводной лодки К-159.
Атомная подводная лодка К-159 буксировалась в город Полярный для утилизации в августе 2003 года. Ядерный реактор подлодки был приведен в безопасное состояние, а боезапас выгружен. Буксировка К-159 на судоремонтный завод с помощью четырех понтонов началась 28 августа. Отрыв понтонов произошел во время шторма 30 августа в 04.00 мск в трех милях к северо-западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров.
В мае 2004 года Северный флотский военный суд признал Геннадия Сучкова - на тот момент командующего Северным флотом, виновным по статье 293 УК РФ (халатность, повлекшая гибель людей) и приговорил его к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года