К сожалению, на семинар не мог приехать к.э.н. Алексей Баринов, чье выступление значилось в программе форума. Впрочем, он переслал в редакцию ИА «RUSNORD» текст доклада, который мы публикуем без купюр.
Алексей Баринов: Православие, национальная идея и развитие современной экономики
Прежде всего, хочу искренне поблагодарить за приглашение принять участие в этом интересном мероприятии. К сожалению, в силу рада причин в Архангельске на протяжении двух лет не проводятся традиционные Иоанновские образовательные чтения. Надеюсь, в будущем году добрая традиция будет возобновлена. А пока вот этот семинар по тематике и кругу участников можно считать, наверное, Малыми Иоанновскими чтениями. Тем более что и хронология проведения форумов совпадает.
Первое, на что хочу обратить внимание. В заглавие доклада вынесены три понятия, каждое из которых, очевидно, требует отдельного рассмотрения. Но мне кажется, что глубинные процессы и проблемы нашей страны и всего мира могут быть основательно поняты, если мы попытаемся рассмотреть православие, поиск нашей национальной идеи, сегодняшний и завтрашний день экономики в их взаимной связи, взаимной обусловленности.
Православие на Северной земле
Еще до недавнего времени многим казалось, что православие - это некая лавка древностей, где собраны старинные иконы, облачения и церковная утварь. Некий уголок антиквара. Но уже сейчас отчетливо видно, что это не так. В церковь пошла молодежь. Там крестят младенцев, венчают молодые пары. В храмах часто можно увидеть молодых ребят, которые молятся перед иконами и ставят свечи.
А вот другой пример - когда Владыка Тихон открывал в Архангельске воскресную православную школу для детишек, то были сомнения, а найдутся ли желающие там учиться. Сегодня понятно, что количество мест в школе должно быть увеличено в два раза. Это, конечно, большая заслуга правящего архиерея и преподавателей. Но это также отражает усиливающуюся тягу молодых родителей к полноценному православному образованию своих детей. А сколько молодежи участвует в паломнических поездках в монастыри нашей епархии, прежде всего Антониево - Сийский. Архимандрит Трифон и братия ведут, по-моему, очень большую работу в этом направлении.
Все это очень хорошо. Но я предлагаю посмотреть на вещи шире. Ведь православие - это не только соборная молитва, таинства и соблюдение постов. Это еще и определенный образ жизни. Ведь мы знаем, что «вера без дел мертва». Я изложу основы своего понимания такого образа жизни. Если в чем-то существенном ошибусь, то пусть представители духовенства и ученые меня поправят.
Итак, православный образ жизни - это честное, добросовестное отношение к своей работе, к выполняемому делу. Поясню свою мысль примером из производства. Я профессиональный нефтяник, поэтому и пример будет из этой области. Казалось бы, технология добычи нефти - это просто точная последовательность определенных операций. Но это не совсем так. Почти любое месторождение можно разрабатывать по-разному. Можно за несколько лет «снять сливки», добыть легкую нефть, получить сверхдоходы, но само месторождение загубить. То есть извлечь, допустим, не возможные 50 миллионов тонн, а только 10. Зато быстро, а дальше хоть трава не расти. Можно идти другим путем. Работать методично, планомерно. Ближайшие доходы будут ниже, зато все остальные показатели - технические, экологические и социальные - будут выше.
Разница в подходах очевидна. Верующий человек, понимающий свою высокую ответственность, никогда не пойдет по пути быстрой наживы любыми средствами.
Православный христианин всегда помнит и о своей ответственности перед семьей и своими близкими. Вот посмотрите, какое невероятное количество молодых семей распадается в том же Архангельске. Порой, мне это известно от социологов, молодые люди живут вместе всего три-четыре месяца. Первые же трудности разрушают молодую семью. И здесь все просто. Юношам и девушкам часто кажется, что создание семьи - это только приятные радости и удовольствия. О взаимной ответственности, о неизбежных материальных и моральных испытаниях часто забывается. И вот жизненная ситуация. Супруги прожили вместе полгода и расстались. Через некоторое время рождается ребенок. Мама воспитывает его одна. Второй брак для нее довольно проблематичен. Не говоря уж о том, что одинокой матери растить в сегодняшнем не простом мире ребенка очень сложно. И о втором ребенке она уже и думать не может.
Мы знаем, что Президент и правительство России предпринимают усилия по улучшению демографической ситуации в стране. Усилия правильные и необходимые, это всем ясно. Но так же точно понятно, что укрепление семьи, повышение рождаемости и снижение показателей суицида не может быть достигнуто только материальным стимулированием. Не менее, а, может быть и более важным является здесь формирование мировоззрения. Предполагающего, что человек живет не только для удовольствий и что он ответственен за свои поступки перед Богом и людьми. Вот почему, кстати, так важно введение в школьные программы факультативного курса «основы православной культуры». Священники и опытные педагоги будут не просто знакомить детей с историей Церкви, но и прививать им высокие нравственные принципы.
Модные же рассуждения о том, что этот предмет будет якобы нарушать права родителей и детей, принадлежащих другим религиозным традициям, да и просто неверующих, кажутся мне фарисейством. Ведь «основы православной культуры» - это, во - первых, не Закон Божий, а во вторых, в рамках этого курса дети узнают также об исламе, иудаизме и буддизме - то есть других традиционных для России религиях. Как говорится, ни какого вреда, кроме пользы.
Штрихи к философии истории
Православие как образ жизни, как особая цивилизация предписывало разумное самоограничение в питании, в семейной жизни, в накоплении имущества, в общении с природой. Подчеркнем, что речь идет о добровольном самоограничении, обусловленном духовными принципами. Ведь когда тебя оставляют без еды в Соловецком лагере особого назначения или насильно разлучают с семьей, это нельзя назвать добровольным самоограничением. Наверное, примерно до конца XVII - начала XVIII веков российское общество во многом следовало нормам самоограничения и развивалось как преимущественно сельское и традиционное. То есть такое, которое нацелено на простое, а не расширенное воспроизводство.
В отмеченный промежуток ситуация стала резко и быстро меняться. И главными здесь были, наверное, внешние факторы. Россия к тому времени, несомненно, уже была частью «мирового сообщества». Ведь возникло оно не вчера, а с Эпохи великих географических открытий, а может - и с более раннего времени. Некоторые думают, что с античности.
Европейская Реформация и пересмотр ключевых ценностей привели, как известно, к развитию капитализма, небывалому рывку в развитии промышленности, оформлению банковской системы и изменению социальной структуры общества.
В результате, к началу ХУ111 века научно-техническое и военное отставание России от Запада стало угрожающим. Петр Великий считал, что для сохранения национального суверенитета, развития промышленности, контроля над Балтийским побережьем и победы над Швецией хороши все средства. Началось быстрое строительство заводов, формирование регулярной армии и флота, изменение системы управления. Цели были во многом достигнуты. Но очень скоро научно - технический прогресс стал показывать отрицательные последствия. Главным образом - в сфере духовной. Как в России, так и в Европе, а потом и в Америке.
Был ли у Петра другой путь? Можно ли было не вступать в соревнование с Европой? Возможно, да. Но столь же возможно, что при таком развитии событий история государства Российского завершилась бы уже в восемнадцатом столетии.
В поисках национальной идей
Раз мы заговорили об истории, то давайте вспомним, какие идеи в качестве «национальных» предлагались народу большевиками. «Догнать и перегнать Америку», «Обеспечить всех жильем». И, наконец, построить коммунизм. Где от каждого - по возможности, каждому - по потребности. Идея была бы хороша, но ее авторы забыли уточнить - все должны помнить о самоограничениях. Иначе идея не реализуема. Потому что потребности могут быть безграничными, а ресурсы ограничены всегда. Моральные же ограничения накладываются верой и вытекающей из нее заботой о ближнем.
Сугубо светские, материалистические идеалы оказались в роли голого короля. Когда это стало понятно, наше общество стали разъедать разочарование и апатия. Поэтому, думаю, события 1991 года - это не только и даже не столько результат внешнего заговора, сколько закономерный финал утопической идеологии, которая привела к мгновенному развалу сверхдержавы. Одним из следствий этого развала в области идеологии стала мысль, согласно которой «национальная идея» стране не нужна вовсе.
Наверное, присутствующие согласятся, что в последние годы о поиске «национальной идеи» снова заговорили серьезно и основательно. Почему эти разговоры и поиски вдруг заметно активизировались? Ответ, по - моему, таков. За последние четыре - пять лет наша страна добилась очевидных, бесспорных успехов. Объединение церквей - сестер, выигранная заявка на Олимпиаду - 2014, героический спуск на дно океана Артура Чилингарова и его друзей, экономические достижения. Однако на фоне этих успехов все острее встает вопрос - а что дальше, а главное - как дальше? Каков вектор развития страны?
В патриотических кругах российских интеллектуалов возникла мысль, которая многих шокировала. Если упростить, то она в том, что логическим продолжением беспрецедентного рейтинга Президента России Владимира Путина может стать восстановление в России монархического правления. При этом коронация самого Президента, по логике этих мыслителей, не предполагается. Речь в их рассуждениях, изложенных в книге «Проект Россия», как я понимаю, идет о другом. Россия, по их мнению, как никогда нуждается в долгосрочной стратегии развития. Обеспечить ее выработку и реализацию при частой смене власти, определяемой демократическими выборами, довольно проблематично. Оптимальной моделью авторам Проекта виделось в этом плане монархическое устроение России. Добавим, что в истории России оно дополнялось широким местным самоуправлением. Всенародная поддержка Путина, как предполагается, создает благоприятный общественный и моральный фон для подобного решения. Или хотя бы самой постановки проблемы.
Симфония властей
Говоря коротко, оптимальным в русле таких идей видится определенное соотношение государственной и церковной власти, которое в богословской литературе называется «симфонией». То есть внутренним согласием и взаимным дополнением. Мне кажется, что движение к такому типа правления возможно. Более того, определенные пунктиры подобной симфонии просматриваются частично уже сегодня. При этом все же надо понимать, что речь идет о неком идеальном состоянии. Достижение его в полной мере, по моему, маловероятно, приближение к нему - возможно.
Однако не думаю, что возвращение к наследственной монархии это дело ближайшего времени. Если саму эту гипотезу считать реалистичной, то речь, конечно, может идти лишь о довольно отдаленной перспективе. Я склонен полагать, что духовное и экономическое преображение России вполне возможно и при нынешней системе власти. То есть при сильной президентской власти и конструктивном парламенте.
Считаю также, что не менее важным фактором развития по сравнению с системой власти является социальная психология. Поясню, о чем идет речь. Социологи говорят о том, что рейтинг доверия к Главе государства является чрезвычайно высоким. Цифры называют разные, но суть от этого не меняется. Скептики говорят, что эти показатели завышены. Думаю, они ошибаются. Выводы социологов довольно адекватно фиксируют общественные настроения. Высокий рейтинг В.В.Путина - важная черта всей современной политической жизни России. И, несомненно, позитивная.
Но есть в этой ситуации моменты, которые можно трактовать неоднозначно именно с точки зрения социальной психологии. Мы знаем, что за время последней «прямой линии» Путину было задано более 2 миллионов вопросов. Явный признак высокого доверия и искренней заинтересованности. Это, безусловно, хорошо. Что же настораживает? От журналистов я знаю, что многие вопросы к Президенту касались таких тем, как благоустройство двора, починка крыши дома или спортзала, озеленение, парковка транспорта, качество дорог, а то и вовсе отсутствие лампочки в подъезде. Говоря об этом, я не открываю для присутствующих Америку.
О чем это говорит? О двух вещах. О недоверии к местной власти, которая воспринимается как недееспособная. И о нежелании самим обустраивать свою жизнь. Многие наши соотечественники, по - моему, продолжают надеяться на волшебную скатерть-самобранку, сапоги - скороходы и золотую рыбку. Которые в один момент решат бытовые, семейные, финансовые, государственные и другие вопросы. Обращение к Президенту по поводу лампочки в подъезде или парковки в своем дворе, согласитесь, из этого же ряда. Как говорили Ильф и Петров, не надо призывать к чистоте. Надо просто взять метлу и подмести двор. То есть сделать что-то самим, а не надеяться только на власть.
Поиск оптимальной модели государственного устройства необходим. Но какой бы хорошей и возвышенной не была центральная власть, она сама по себе еще не может решить фундаментальных и прикладных вопросов. Это возможно только при высокой общественной ответственности наших людей. И при хотя бы частичном совпадении вектора власти и социальных настроений.
Высокие же общественные и личные устремления невозможны вне религиозного взгляда на мир. Подчеркну при этом, что мне приходилось видеть достаточно много высоконравственных и, безусловно, религиозных людей, считающих себя при этом атеистами. Тут есть, над чем подумать. Но это, наверное, отдельная тема.
Современные российские монархисты полагают, что все политические партии бесполезны. Более того, они формируют вредных для общества людей. Какое - то рациональное зерно в этом, наверное, есть. Однако немедленное упразднение нынешней партийно - парламентской системы - это нокаутирующий удар не только для политической конфигурации, но и всей жизни современной России. Полагаю также, что особенно важное место в созидательных процессах принадлежит «Единой России».
Как бы ни относиться к этой партии, нужно признать: «медведи», не смотря на неуклюжесть некоторых из них, стратегически укрепляют страну. Позволяют избавиться от крайне опасного комплекса национальной неполноценности. И, по крайней мере, в организационной части помогают развитию Русской Православной церкви, не забывая при этом о других традиционных религиях. В нашем регионе конструктивное взаимодействие партии с религиозными объединениями, прежде всего с Архангельской и Холмогорской епархией, необходимо резко активизировать. Этот вопрос необходимо очень конкретно обсудить в самое ближайшее время. И переходить, наконец, от слов о светлом будущем к вполне конкретным проектам.
Современная экономика
Недавно я провел такой эксперимент. В течение трех вечерних часов я смотрел телевизор, переключая программы. Почти по всем - что-то наподобие «Дома -2». Развлекательные программы, шоу, концерты, порой весьма сомнительного качества, плюс невероятное количество рекламы. Нормальную передачу удалось посмотреть только на канале «Спорт».
Несколько дней назад было обнародовано Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 к участникам православного медиа - форума «Радонеж». Там, в частности, отмечается: «Общество утрачивает свою моральную основу, на которой строятся разумные отношения людей друг с другом. Вместо этого человек становится алчным потребителем телепродукции, которая разжигает его низменные инстинкты и отучает думать». Трудно не согласиться с этим утверждением.
Специально хочу сказать именно о рекламе. Раньше считалось, что спрос рождает предложение. Сегодня ситуация противоположная. Виртуальная реальность, то есть телевизионная и иная - реклама, явно формируют спрос. При этом людям навязываются вещи и услуги абсолютно никчемные. Само же информационное пространство формирует идеального потребителя, то есть человека, нацеленного на бесконечное расширение потребления товаров и услуг. Его запросам соответствует и определенный тип экономики. Ее развитие становится самоцелью, а потребление провозглашается высшей доблестью. Уже сейчас видны крайне опасные последствия такого понимания Не случайно же бывший вице-президент США и нынешний Нобелевский лауреат Алберт Гор отметил, что бесконечная погоня за благосостоянием завела американское общество в духовный тупик. Может завести туда же и российское.
Выход из этого тупика возможен только при формировании полноценного мировоззрения и образа жизни, основанного на непреходящих христианских ценностях.