В какой-то мере это благодарность за поддержку России, которая не оставляла Иран даже в то время, когда тучи сгущались над иранской ядерной программой. Росатом продолжал строить АЭС "Бушер" в Иране, несмотря на периодические задержки с выплатами по счетам.
Россия в результате лишается потенциального конкурента, который теперь не будет в обход "Газпрома" поставлять газ в Европу. Иран, обладающий вторыми в мире запасами газа, в свою очередь сможет расширить экспорт газа. Хотя бы в страны Востока.
«Иран не имеет выхода на внешние рынки газа. Парадокс, но страна, имеющая вторые в мире запасы газа, является его импортером», - заметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Весь добываемый в Иране газ (более 150 млрд кубометров в год) идет на внутреннее потребление, а приграничные районы Ирана закупают газ в соседней Туркмении: так получается дешевле.
Однако Иран всегда мечтал об экспорте. Его правительство даже публично выступало несколько лет назад с планами захвата 10% международного рынка газа уже к 2020 году. Расчет тогда делался на экспорт газа как в Европу, так и в Азию.
Европейцы и США специально для обхода России разработали проект газопровода Nabucco, который де-юре должен был бы наполняться азербайджанским и туркменским газом, но де-факто рассчитывал на месторождения Ирана. Компания Total в 1997 году даже создала СП по разработке газового месторождения Южный Парс (разведанные запасы составляют 25 трлн кубометров). Однако в сентябре этого года Иран начал кампанию по пересмотру соглашения, мотивируя это тем, что Total излишне завышает цену производимого на заводе сжиженного природного газа. В ответ европейцы объявили о том, что введут собственные санкции помимо уже наложенных на Иран Совбезом ООН. Кроме того, тянуть трубу в Европу придется через Турцию, а это проблематично: трасса трубопровода неизбежно пройдет через Курдистан, что небезопасно.
Более того, по мнению экспертов, на развитие иранского нефтегазового сектора нужно потратить минимум $160 млрд. Однако США отпугнули потенциальных инвесторов угрозами возможного вторжения в Иран.
Планировали в Тегеране продавать свой газ и восточным соседям. В частности, совсем недавно активно обсуждался проект газопровода Иран - Пакистан - Индия. Иранские чиновники проявили мастерство дипломатии, уговорив две враждующие стороны - Индию и Пакистан - сотрудничать при прокладке трубы. Два года назад был согласован маршрут газопровода, точки пересечения ирано-пакистанской границы, технические характеристики и даже примерное время его запуска - 2009 год. После этого заинтересованность в газопроводе проявил Китай, который предложил продлить трубу до своих южных регионов. И главное - все три стороны допускали участие в строительстве трубопровода "Газпрома".
Однако важнейший для региона энергетический проект застопорился, опять же во многом из-за вмешательства США в политическую ситуацию в Южной Азии. По мнению Константина Симонова, таким образом США пытаются лишить Китай источников энергии и приостановить его бешеный экономический рост.
В результате, взвесив все за и против, Иран выбрал в качестве стратегического союзника Россию. Иран отдает себе отчет в том, что газовая сфера (включая добычу, транспортировку, переработку, сбыт, ценообразование) - один из важнейших политических козырей в условиях, когда страна находится в частичной международной изоляции. С помощью России Иран может переломить ситуацию и начать поставлять газ как на Запад (через территорию Туркмении, Казахстана и России), так и на Восток.
В четверг заявления главы иранского МИДа в "Газпроме" не комментировали. Но понятно, что для газовой компании это более чем выгодно. Для обеспечения европейских потребителей достаточно среднеазиатского и российского газа. Договор с Ираном позволит безболезненно удалить потенциального конкурента на рынке ЕС и откроет "Газпрому" путь к одному из самых аппетитных газовых хранилищ на планете (вместе Россия и Иран располагают половиной разведанных запасов природного газа в мире) и к заинтересованным в дополнительной энергии восточным потребителям.
Стоит ли иранский газ совместной с Россией ядерной программы?
Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:
Не надо противопоставлять. Ядерная программа должна быть сама по себе, а иранский газ - сам по себе. Правда, Ирану его надо использовать более рационально, скажем, для производства химической продукции, да и не только для этого. Иран по запасам газа, который и сейчас, и в перспективе будет востребован, находится на втором месте после России. И тем не менее это не отрицает наличия ядерной программы, потому что в дальнейшем атомная энергетика должна повысить свою роль не только в Иране, но и в России, и во всем мире. То есть в тех странах, которые для этого имеют возможности. Лично я не слышал, что Иран предлагает создать именно газовую ОПЕК. Да, какие-то разговоры идут давно, но если уж вспоминать об этом, то сама идея создания подобной организации исходит совсем даже не от Ирана - ее в свое время выдвинул один из наших политических деятелей. Но я придерживаюсь того мнения, что создание организации, подобной газовой ОПЕК, вряд ли даст какой-то результат. Потому что мы уже и по нефтяным делам видим, что сегодня ОПЕК не оказывает существенного влияния на ту ситуацию, которая особенно касается цен на нефть. И тем не менее то, что надо каким-то образом координировать действия (и в отношении потоков газа, и с точки зрения вопросов обеспечения им в мировом масштабе), то здесь, на мой взгляд, нужны безусловно согласованные действия. В какой форме это будет происходить? Условно говоря, постоянно действующего круглого стола или консорциума. То есть здесь можно найти какие-то формы, которые не были бы так жестко завязаны, как членство в той же ОПЕК. И все равно свои действия на газовом рынке надо выверять. Тогда этот рынок будет более эффективен для всех тех стран, которые газ и добывают.
Виктор Баранов, президент некоммерческой организации «Союз независимых производителей газа», президент Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса:
Безусловно, в целом мы должны отдавать предпочтение сотрудничеству в газовой отрасли: это в том случае, если перед нами стоит дилемма - газ или ядерная программа. Но я считаю, что сотрудничество с Ираном должно проводиться в диверсифицированном диапазоне, и оставлять ту же ядерную программу нам нет никакого смысла. Ведь сотрудничают же так другие страны, отбрасывая в сторону политизацию. На мой взгляд, нужно бороться за полномасштабное сотрудничество во всех аспектах. Нам здесь нет смысла выбирать, какой это режим и с кем он. Скажем, какие-то другие страны не имеют таких качеств, как Иран, но тоже пользуются нашими услугами. Ну и что? Это тоже люди и у них есть запросы, а мы должны быть на это ориентированы. Проще говоря, надо отбрасывать условности и, невзирая ни на что, сотрудничать со всеми, кто хочет получить от нас некие услуги, а мы - какие-то выгоды. Но, конечно, это не должно быть в ущерб мирному сосуществованию и прогрессу.
Дмитрий Орешкин, независимый политолог:
А я пока не вижу оснований для того, что вопрос будет стоять так: либо - одно, либо - другое. Ведь никто не требует прекратить ядерное сотрудничество с Ираном. А то, что он предлагает создать газовую ОПЕК... Это будет трудно реализовать и может быть использовано больше как некая страшилка или идеологическое оружие. Это даже чисто технически тяжело организовать: например, Норвегию туда не втянешь, да и ту же Туркмению вряд ли удастся.