Но просмотр шедевра все откладывался и откладывался. Во-первых, кинотеатры непрофессиональный рецензент по объективным причинам посещать не может. Во-вторых, сначала не хотелось портить впечатление «тряпочным» качеством контрафактных DVD-дисков, потом стало жалко 500 рублей. В третьих, с большим подозрением отношусь к творчеству Олега Фомина. И как актера, принял его лишь в дебютном «Меня зовут Арлекино», и то по молодости и велению перестройки, и как режиссера, его последний «Молодой волкодав» на мой вкус ниже всякой критики.
Но вот поистине царский подарок, родное телевидение показывает «оглушительную фарс-комедию» (выдержка из рекламной аннотации) в прайм-тайм последнего воскресения уходящего года. В этот день у нас дома побывал Дед Мороз со Снегурочкой. Подарки под ёлочкой, легкие напитки и вкусности на столе, отличный антураж для веселого семейного просмотра. И что?..
Плывет по Волге агитационный корабль. Не сегодня, вчера, на то для непонятливых есть специальный субтитр. Да и без него понятно, не очень далекое прошлое, вертолетная панорама Москвы фиксирует современные псевдоготические замки из стекла и бетона, но и не очень близкое, народу пока доверено самому выбирать для себя главу региона. Это даже не судно класса река-море, а прообраз современного Ноева ковчега, каждой «твари» в нем нашлась отдельная каюта. Первая возникшая ассоциация с действительностью - компания среднего достатка устраивает корпоративную вылазку на плэнер. Нет, все гораздо сложнее, некая поп-радиостанция отправляется в предвыборный тур по провинции. Сразу резанули по ушам суммы оплаты политтехнологам - где одна штука баксов, где две, а в общем выходит 60 тысяч «зеленых» на всю кампанию. Вытаращиваю глаза, примерно в указанное время московские риэлтеры на полном серьезе мотивировали рост столичных квадратных метров высокими доходами непосредственных участников выборных процессов. Потом успокаиваюсь, сей вояж лишь незначительная малобюджетная составляющая некоего плана по отбору голосов у действующего губернатора. Малосимпатичной личности, олицетворяющей собой зажравшегося (килограмм под 200) коррумпированного деляги со связями в президентской администрации. И это только первый сигнал зрителю (он же - электорат) - посмотрите, за кого вам приходилось голосовать, если бы не ОН с «вертикалью власти»...
Но на то и фарс, чтобы довести ситуацию до абсурда. В противовес толстяку выдвигается тоже не худенький, но совсем уж безмазовый кандидат. Этакий в меру интеллигентный придурок, интересующийся исключительно кроссвордами и суммой гонорара. В принципе, ситуация из жизни, подобные «обезьянки» до сих пор кочуют по низовым выборам. Даже странно, что его ФИО не совпадает с губернаторским, классический прием как раз на 60 тысяч «зеленых».
Но главные герои, конечно, пиарщики. Каждый образ строго соответствует популярным в народе представлениям о беспринципных столичных мордоделах-мифотворцах. Вечно испуганный руководитель проекта, ответственный за освоение бюджета; гламурный идеолог кампании, которому, если верить словам Шнура, прямая дорога в большую политику; play-boy в состоянии перманентного запоя; рефлексирующая радио-дива с личной трагедией. А еще целый табун девчонок непонятного предназначения. В фильме нет ни одной постельной сцены (что совершенно не типично для подобного мероприятия), неужели создатели рассчитывали на зрителя до 16? Тогда зачем вышеприведенные тексты? Пусть они и прикрыты пароходными гудками, но в нашей поэтичной стране любой пятиклассник способен на незамысловатую рифму. И в этом контексте еще одна нестыковочка с реальной действительностью. По ходу сюжета периодически звучат намеки, что некоторые из веселых дам имеют непосредственное отношение к главному спонсору проекта. Что за альтруизм такой, из подобной командировки прямая дорога к наркологу через КВД, мне ли этого не знать...
Ничего не могу сказать, хорошо смотрятся участники некогда популярного «Квартета И», создававшегося в начале 90-х, как российская альтернатива популярного британского «Волшебного цирка Монте-Пайтон». Но не дотянули и не дотягивают. А уж здесь им просто нечего играть, сценарии многих КВН дадут сто очков форы. Не знаю, может, кому-то и смешен представитель сексуальных меньшинств, возмущенный, что прекрасный и нетрезвый пол называет его, благоухающего дорогим парфюмом, вонючкой. Или диалог прожженных пиар-циников: «Зачем мы в это ввязались, уезжаем! За деньги. Тогда остаемся!». Я за весь фильм усмехнулся пару раз, не более. Не мой юмор, не моя история, покруче знаю.
Фомин взял на вооружение еще один проверенный прием, среди нераскрученных лиц периодически мелькают вкрапления мега-популярных. И Шнур спел, и «Чайф», и Макаревич в виде барда из КСП с вполне приличной «Снежинкой». Даже Башаров с Певцовым пару минут танцевали на экране ноутбука. Зачем? Классический метод, как за небольшие деньги собрать приличную кассу посредством звездных титров. Однако мне на память приходят многочисленные интервью, в которых звезды уровня Чуриковой, Табакова и Ефремова искренне сожалели об участие в глупейшем «Ширли-мырли» Владимира Меньшова, но только после всероссийского проката, дабы не подводить коллегу по цеху. Мне кажется, что в нашем случае может произойти нечто подобное.
Не буду останавливаться на анализе происходящего во время «зеленых стоянок» избирательного «корабля дураков». Нечего обсуждать, в трактовке сценаристов и режиссера электорат достоин своих мифотворцев. Ряженный казаки, неизвестно откуда взявшиеся на Верхней Волге и проверяющие национальную принадлежность псевдо батюшки посредством все того же стакана. Карикатурные братки, которые не стоят шнурков от лакированных ботинок Саши Белого. Люмпен-пролетариат бастующего завода по производству загадочного для меня чапельника, согласный на любую, пусть и визуальную подачку от власти. Избитая военная тема с разгильдяйством и хищениями. Все это уже было, все повтор, все скучно. Да и всех подробностей не помню, потому что смотрел один раз. На большее времени жалко.
Я понимаю, почему народ повалил в кинозалы на «День выборов». Комедии в современном российском кинематографе еще иногда случаются, а вот сатира совсем редкий гость. Время сейчас серьезное, «Куклы» практически невозможны, в фаворе кретинически-беззубые «Кривые зеркала». Но не зря государство давно грозилось, что займется нашим идейно-эстетическим воспитанием, с экрана на меня повеяло откровенным заказом. Вам понятно, почему отменили губернаторские выборы? То-то, потому что любого проходимца при наличии достаточного финансирования можно засунуть в исполнительную власть. Заодно намекнули, пора и с мэрскими выборами разобраться, а уж избирать депутатов не по персонам, а по партийным спискам сам Бо..., то есть, Путин велел. И уж если бить по «отдельным недостаткам», так по всем и наотмашь. В фильме незримо присутствует главный спонсор избирательной кампании, загадочный Эммануил Гедеонович. А мог быть Абрам Семенович. Или Борис Абрамович, Михаил Борисович, ассоциативный ряд практически бесконечен. Руки прочь от отечественной политики!
Собственно, а чего я хотел от подобного госзаказа? В годы борьбы с пьянством в прокат выходили «остро-направленные» карикатуры типа «Хорошо сидим» и «Сто грамм для храбрости» с омерзительными поклонниками зеленого змия, так не похожими на симпатичных героев «Национальных особенностей». Ширпотреб есть ширпотреб, у него всегда потребитель в избытке.
Хавай, пипл, с новым избирательным тебя годом!
Леонид Черток, местный кинобрюзга