Именно последний вариант и выбрал для себя президент Путин. Во время Бухарестского саммита он образно сравнил свой переход в состояние премьер-министра с дембелем. Представляю панику зарубежных журналистов, ломавших голову над трудностями дословного перевода. Хорошо еще, что подавляющее большинство из них не знакомо с нашими армейскими традициями. Не знаю, как заведено в Кремле, а вот у нас в Кантемировской последние месяцы службы увольняющиеся в запас еле ноги переставляли под воздействием горячительных напитков. Да ведь это когда было...
Но отставим шутки в сторону. Дело серьезное, впервые в истории современной России уходящий президент дает рекомендации своему преемнику. Даже Ельцин был настолько плох, что просто указал миру на премьер-министра Путина без комментариев. Мол, работайте с ним, если сможете. Сейчас другое дело. За последние восемь лет Россия вернула себе статус сверхдержавы не только в политическом, но и экономическом аспекте. Соответственно, на первое место выходят взаимоотношения с ее главным конкурентом - США. Там тоже близится смена лидера, понятно, что основной темой переговоров на встрече двух уходящих президентов в Сочи стала расстановка точек над многочисленными «i».
О чем в действительности говорили два президента за закрытыми дверями резиденции «Бочаров ручей» можно только догадываться. И не так важны слова, как интонация. Мне кажется, что была она вполне дружеской, перед телекамерами Путин с Бушем появились вполне довольными друг другом. Российский президент еще раз подчеркнул, что в нынешней ситуации ни о какой «холодной войне» и речи быть не может, так, одни «рабочие моменты». Американский, лучась довольством, посетовал, что не смог за «две минуты» убедить Путина в безопасности для России восточноевропейских ПРО. И здесь я почему-то верю Бушу, вряд ли пару радаров могут серьезно угрожать нашему ракетно-ядерному потенциалу.
Но правила игры сегодня таковы. Российское общество с содроганием вспоминает о горбачевско-ельцинской политике примиренчества с Западом в обмен на финансовые транши. К моему глубокому сожалению, наш народ очень любит, когда его боятся. Для многих это чувство компенсирует напряженные отношения в семье, где мужчины частенько продолжают оставаться «рыцарями с рублем в кармане». Так почему не потрафить их самолюбию, чай, от Путина не убудет? Но и Буш хорохорится, ему неприятна роль «хромой утки», чьё кряканье уже ничего не значит. Поэтому моделирую ситуацию: президенты обменялись заверениями в глубоком почтении, обозначили общих врагов, дали рекомендации преемникам и обсудили планы проведения совместных уик-эндов. А уже журналистам сказали то, что те от них жаждали. И все довольны!
Потом Путин представил коллеге Бушу Медведева. Американский президент охарактеризовал последнего, как «очень умного товарища». Что соответствует действительности, хотя ему любой российский пятиклассник академиком покажется. И тут я искренне сочувствую Джорджу Джорджовичу. Ясно, что кто бы ни пришел в сентябре в Белый дом, он будет последними словами поносить своего предшественника, зарабатывая первые политические очки на диссонансе.
Хотя не все так однозначно. Основные оппоненты политики Буша, демократы, делают ошибку за ошибкой. Кандидат Клинтон громогласно заявила о поддержке идеи бойкота Пекинской Олимпиады. Женщина, что с нее возьмешь? Похоже, она даже не представляет, что для большинства ее избирателей значит спорт. Не тот, который на стадионе, а тот, что по телевизору, с чипсами и пивом. Я слышал, как неприезд американской спортивной делегации в Москву 80-го года ставился в вину президенту Рейгану на фоне остальных достижений последнего, у среднего американца отобрали любимую забаву и испортили летний отпуск. Плюс отсутствие очередной пригоршни золотых медалей, неотъемлемого атрибута национальной гордости.
Кандидат Обама тоже учудил, в его речах частенько стали проскакивать мотивы «расизма наоборот», воспетые еще Мартином Лютером Кингом. Это когда англосаксы по гроб жизни должны потомкам африканских рабов, и обязаны сделать все, чтобы последние могли безбедно существовать за счет социальных пособий. С такими предпосылками победа кандидата от республиканцев Маккейна становится объективной реальностью. А дальше дело партии сгладить имеющиеся противоречия между преемником и предшественником. Как бывший сенатор разберется с таким политическим наследством, как взаимопонимание с российским президентом, совсем другой вопрос...
Но оставим политику и перейдем к экономике. На первый взгляд, разница огромная. У нас подъем - у них спад, рубль крепнет - доллар тощает и т.д. Между тем мой однокашник из Сан-Франциско забросал меня предложениями американских товаров. Пишет, что скоро эта валютная халява кончится, и самая пора «рубить капусту». Из чего делаем вывод - сведения о глубоком кризисе американской экономики несколько преувеличен нашими официальными экспертами, и падение «зеленого друга» не вечно, как и рост цен на «черное золото».
Как бы там ни было, есть у нас с американцами одна общая проблема. Их временный экономический спад напрямую связан с ипотечным кризисом. У нас он тоже присутствует, но совсем другого рода. Америка вляпалась из-за своей традиционной любви жить в кредит. Даже я не могу к этому привыкнуть, до сих пор снятся страшные сны о том, что не могу отдать червонец десятикласснику за коллекционную почтовую марку. Там же любая зарплата моих польских родственников заканчивалась проклятиями в адрес общества потребления, после погашения всех кредитов денег оставалось на пару литров колы. Они тоже купили себе два дома под сдачу в аренду, и в итоге вернули их банку. Потеряли на каждом по сотне тысяч и навсегда испортили себе кредитную историю. Дурной пример заразителен, люди под воздействием рекламы не рассчитали своих возможностей и «уронили» целую страну.
У нас ипотека только входит в моду. Ясно, что при таких банковских процентах она только отодвигает мечту о собственном жилье, цены на современные монолиты зашкаливают за 5 тысяч долларов. Но именно собственная квартира была и остается для бывших советских людей предметом престижа и гарантией стабильного будущего, а собственный домик - пределом самых смелых мечтаний. Недаром слова Дмитрия Медведева о начале масштабного малоэтажного строительства по 20 тысяч рублей за квадратный метр вызвали больше энтузиазма, чем любые либеральные рассуждения вместе взятые. Одно но, специалисты в строительстве считают, что такая цена из области фантастики. Это мнение Елены Батуриной, супруги мэра Москвы, а уж она знает, о чем говорит. Здесь дело и в откатах за земельные участки, и прочие чиновничьи поборы, в победу над которыми особо никто не верит. Но есть и другие объективные факторы. Мы берем пример с американцев, предпочитающих жить поближе к земле. Но и у них, если в пригородах и городах-спутниках есть работа, то за нее мало платят. Американец садится за руль своего «Форда» и едет в ближайший мегаполис, по хайвэю это два часа в оба конца. Но я ни разу не слышал, чтобы там на работу добирались на автобусе. И дорого, и спать когда-то надо. Теперь представим наши молодые семьи в этой ситуации. После первого взноса на любое жилье у них останется максимум на подержанный велосипед. После десятка километров (в лучшем случае), крутя педалями, стоять целый день у школьной доски или за операционным столом? Нереально. Я уже не говорю о бабушках-дедушках, которые с такими расстояниями рискуют никогда больше не увидеть любимых внуков.
Но, взялся за гуж, значит, Медведев. Тем более что Путин будет подпирать плечом, у Маккейна в этом смысле подпорка намного более хилая. У нашего уходящего президента прощальный аккорд прозвучал на весь мир, и привлек внимание к новому солисту. Получится ли такая же кода у Буша? Не знаю, не знаю...
Леонид Черток