Освящение храма и Крестный ход в честь этого проходили под звуки трех рынд, исполняющих на звоннице Спасо-Преображенского собора функцию колоколов. После этого события рынды получили почетную отставку. Владыка Тихон освятил 14 новых колоколов для Холмогор. На них еще накануне наносили последний штрих - гравировку: имена пожертвователей. Их было множество - архангелогородцы, северодвинцы, жители Холмогор. Даже из стран дальнего зарубежья.
Для Спасо-Преображенского собора в Холмогорах был создан звукоряд из четырнадцати колоколов. Его назвали "Вечерний звон". Как поясняет руководитель проекта по возвращению холмогорских колоколов Анатолий Каранин, на новых инструментах можно исполнить не только любой церковный звон, но и популярную мелодию - это было одним из непременных условий при отливке колоколов.
На звоннице в Холмогорах настоящих церковных колоколов не было с 1925 года. В мае 1925 года по всей начали собирать сведения об имеющихся в церквях и монастырях колоколах и их весе. Затем их, исключительно как металл, начали перевозить в Архангельск. Занималось сбором и перевозкой Акционерное общество "Транспорт".
Церковные реликвии вывозили даже из самых отдалённых точек. Из Белужьей губы (Новая Земля) было доставлено 5 колоколов. Большие колокола перед отправкой обычно взрывали. Для этого в состав группы, которая работала в храмах, обязательно входил "специалист подрывной" - взрывник. К примеру, при изъятии колоколов из Успенского женского монастыря, как указано в документах "один колокол в 201 пуд 05 фунтов подорван на мелкие части пятью взрывами аммональ весом зарядов от полфунта до одного фунта".
Если слишком тяжёлый колокол не было возможности спустить вниз, его взрывали прямо на колокольне. Осколки при этом тщательно собирались.
Как говорит настоятель православного прихода села Холмогоры иеромонах Леонтий, во время работ по благоустройству территории на холме, где расположен храмовый комплекс, удалось найти лишь два небольших металлических фрагмента.
По месту, где осколки были обнаружены, сначала решили, что это частички от колоколов с колокольни храма Святого Духа Успенского монастыря. Эта звонница не сохранилась.
Когда кусочек привезли на колокололитейный завод в Воронеж, эксперты оценили, что это был фрагмент примерно трехтонного колокола. Колокол такого размера висел только на звоннице Спасо-Преображенского собора.
Акция по сбору средств на холмогорский колокола была объявлена в конце 2007 года. Необходимая сумма - а стоимость проекта около миллиона рублей - была собрана за короткое время, и уже в феврале 2008 года на Воронежском колокололитейном заводе В.Н.Анисимова приступили к отливке. Лекала для холмогорского заказа заново делать не пришлось - воспользовались заготовками, которые остались от предыдущего проекта для Архангельска.
Первой акцией, инициированной Анатолием Караниным, было возрождение звонов соловецкого острова Анзер. Для Голгофо-Распятского скита было изготовлено 10 колоколов, которые подняли на звонницу 14 октября 2007 года.
Воронежский завод - первое в новой России специализированное предприятие по производству колоколов. Он был основан в 1989 году. В Воронеже создавали колокола для Соловецкого монастыря, а также для Гарвардского университета - точные копии колоколов Свято-Данилова монастыря.
Современный процесс создания колокола - синтез последних технологий и старинных традиций. Макет колокола создается на компьютере. Затем модель колокола, орнаменты и украшения мастера делают из воска. По этому образцу создается глиняная форма. Колокольная бронза состоит из четырёх частей меди и одной - олова, плюс немного серебра. Расплавленный металл в печи перемешивают березовыми кольями - к березе бронза не прилипает. В сплав для холмогорских колоколов добавили кусочек старого колокола.
Сначала для Холмогор планировалось сделать 12 колоколов, но в итоге получилось 14 весом от 5 до 500 килограммов.
Как сказал председатель Архангельского областного общественного православного фонда "Благовест" Валерий Терентьев, важен не точный вес колокола, а насколько чисто он звучит и гармонирует с остальными. Поэтому перед тем как забрать свежеотлитые колокола, архангелогородцы проверили их не только на слух, но и при помощи специальной аппаратуры. Анализатор спектра показывает частотную характеристику звукового сигнала, по которой можно определить ноту звучания колокола. Например, 60-килограммовый играет ноту соль. И после удара звук слышен еще как минимум 40 секунд. Воронежские мастера часть небольших колоколов сделали в нескольких экземплярах, чтобы можно было подобрать наиболее гармонирующий по звуку с остальными.
Холмогорские колокола будут звучать в до-мажоре - более строго, чем фа-мажорные анзерские. У семи из 14 колоколов есть собственное имя. Самый маленький - Ломоносовский, самый большой - Исцеляющий. Часть средств на него внесли жители Холмогор, а часть - более сотни врачей Архангельска и других городов, а также курсанты - будущие рыбаки.
Летом прошлого года на колокольне Спасо-Преображенского храма начались работы по укреплению фундамента и ремонту крыши. Прежде чем поднять колокола, необходимо подготовить кровлю.
Каменная колокольня в Холмогорах, как и Спасо-Преображенский собор, построена в 17 веке. После революции её использовали как водонапорную башню. Вместо креста звонницу венчала звезда. Когда вода поднималась до максимального уровня, звезда загоралась.
Колокола на звонницу поднимали почти целый день. О каждом колоколе, установленном на своем месте, возвещал выстрел пушки.
Возможно, для колоколов будет смонтирована система дистанционного управления. К каждому колоколу при таком варианте подведен специальный "молоточек". Задается мелодия, и колокола играют ее самостоятельно, без звонаря. Есть варианты как с использованием компьютера, так и без него. Незаменимая вещь зимой.
Колокола - это первая часть холмогорского проекта. Вторая - возрождение в Холмогорах традиции наблюдения за небом и звёздами. На колокольне планируется установить современные телескопы, чтобы дети могли изучать звездное небо. В 17 веке архиепископом Афанасием здесь была организована первая в России обсерватория. Владыка лично вел наблюдения за погодой и небесными объектами при помощи, как тогда говорили, окозрительных трубок. Сначала обсерватория была оборудована в задней келье архиерейского дома, а после возведения колокольни приборы переместили на звонницу. Как поясняет краевед Елена Калинина, архиепископ по требования духовного начальства из Москвы Афанасий должен был приступить к постройке каменного собора. Но сначала он построил колокольню, что являлось полнейшим нарушением церковных правил. Но он этим пренебрег, потому что ему нужно было расположить здесь астрономическую обсерваторию.
Анна Стрельцова
Фото Ирины Скалиной