Сегодня на острове Ягры в Северодвинске (Архангельская область), у памятного камня, прошел траурный митинг, посвященный этому скорбному событию.
После торжественного построения и исполнения гимна России перед присутствующими с речью выступили начальник штаба Беломорской военно-морской базы Сергей Баранников, мэр Северодвинска Александр Беляев, главный инженер ФГУП ЦС «Звездочка» Олег Фролов, первый заместитель генерального директора ОАО ПО «Севмаш» Михаил Будниченко, командир 339-й бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок БелВМБ капитан 1 ранга Александр Журавлев, настоятель Ягринского храма отец Валерий.
Траурный митинг завершился возложением цветов к памятному камню.
По данным следствия, подлодка "Курск" погибла из-за взрыва торпеды. После катастрофы была целиком заполнена водой за 8 часов. Визуальный осмотр субмарины дал основания считать, что возникший пожар происходил буквально по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов. По данным Генпрокуратуры РФ, экипаж "Курска" погиб от отравления угарным газом.
Несмотря на то, что официальная версия гибели крейсера названа, вопросов о причинах аварии по-прежнему больше, чем ответов. В преддверии второй годовщины трагедии правительственная комиссия и Генпрокуратура огласили свои выводы. «Катастрофа произошла вследствие взрыва торпеды внутри торпедного аппарата и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед», - сказано в заключении Генпрокуратуры. Уголовное дело закрыто, виновных не оказалось.
Американские эксперты склонны считать, что причиной катастрофы стала слабая подготовка личного состава «Курска», в результате чего экипаж не смог выполнить необходимый маневр.
Еще одной, экзотической версией была гипотеза о диверсии, в результате которой в результате детонации взрывного устройства произошла разгерметизация корпуса подлодки, которая привела к затоплению субмарины.
Российские военные до выводов правительственной комиссии, борясь за честь мундира, упорно настаивали на внешнем факторе: столкновение субмарины с иным плавучим объектом - подводной миной времен II мировой войны или иной подводной лодкой.
Кроме общепризнанной версии, следствие проверило множество других вариантов, в том числе столкновение АПЛ с надводным или подводным кораблем, поражение торпедой, диверсия, теракт, подрыв на мине времен ВОВ, гибель в результате нештатной ситуации. Однако следствие установило, что в момент проведения учений в районе гибели АПЛ не было других судов, стрельбы также не проводились.
Уголовное дело по факту гибели атомохода было прекращено за отсутствием состава преступления. Материалы уголовного дела насчитывают 113 томов, и половина содержащихся в них сведений является государственной тайной.
Напомним, 12 августа 2000 года две американские подлодки и норвежский институт сейсмических исследований зарегистрировали два мощных взрыва в Баренцевом море. В точке с координатами 69 градусов 40 минут северной широты и 37 градусов 35 минут восточной долготы затонула российская атомная подводная лодка «Курск». На ее борту находилось 118 человек. Все они погибли.