Однако, по словам директора ПАТРа Вадима ТРЕСКИНА, такое позиционирование возможно только в том случае, если регион поставит перед собой амбициозные и осмысленные цели своего развития. Не случайно, как заявил глава администрации Архангельской области Илья МИХАЛЬЧУК, «нам необходимо выстроить приоритеты и сконцентрировать усилия на самом важном. Если мы сейчас не будем думать о будущем, то вряд ли сможем конкурировать с другими регионами по рынкам сбыта, инвестициям, бюджетным и административным ресурсам».
По мнению директора ПАТРа Вадима ТРЕСКИНА, на данный момент четко обозначенными целями Долгосрочной Стратегии развития Архангельской области до 2030 года можно назвать рост уровня и качества жизни населения, повышение конкурентоспособности региона, а также комплиментарность региональных программ развития соответствующим федеральным целевым программам (ФЦП), в которых в дальнейшем сможет участвовать субъект федерации. Очевидно, что из этих составляющих, каждая из которых может содержать несколько возможных вариантов решения проблемы, администрации области предстоит формировать обновленный вектор стратегического развития региона с привлечением региональных экспертов.
В частности, одной из главных проблем развития Архангельской области является большое количество отдаленных, малозаселенных и труднодоступных территорий. Кроме того, немалая часть территорий используется в интересах Министерства обороны и других крупных государственных субъектов, что должно учитываться при обосновании расчетов с федеральным центром. Для развития этих территорий и создания в них цивилизованных условий для проживания населения субъекту федерации не обойтись без участия в различных федеральных целевых программах. Но подобное участие надо обосновывать адекватными инвестиционными предложениями со стороны области: для этого в регионе должны постоянно разрабатываться креативные сценарии развития территорий и муниципалитетов, коррелирующие как с федеральными программами развития, так и с инвестиционными проектами соседних регионов.
Залогом развития Архангельской области в будущем может стать кооперирование с другими регионами, создание совместных отраслевых кластеров, объединяющих разрозненные на сегодня интересы территорий. Также, по мнению экспертов ПАТРа, важной задачей должно стать обоснование особой государственной роли Архангельской области, как главного центра геополитического влияния России в Арктике. Сегодня потребность в сохранении этой стратегической роли Архангельской области становится все более очевидной в связи с нарастающим стремлением иностранных государств, принять участие в освоении арктических ресурсов. Значение Архангельской области увеличивается в связи с таянием арктических льдов, в результате чего иностранные государства получают свободный доступ к ранее недоступным для них районам Арктики. Очевидно, что все это серьезно беспокоит федеральные власти, и задача Архангельской области - предложить в рамках собственной Стратегии свои услуги в качестве главного форпоста России на Севере, объединяющего стратегические интересы северных субъектов Российской федерации.
Сегодня стратегия даже одной более или менее крупной компании не будет работать без понимания общей стратегии развития отрасли и учета главных потребностей экономики страны и мира в целом. Развитие региона, тем более, невозможно без понимания общего направления развития государства и мировых тенденций. Таким образом, сегодня субъект федерации может принять участие в федеральных целевых программах только в том случае, если его стратегический вектор совпадет с общим вектором государственного развития.
Современной особенностью регионального планирования является необходимость разработки нескольких возможных сценариев развития. Тогда, в зависимости от возникших условий, управленец сможет оперативно переключиться с одного сценарного алгоритма действий на другой, более подходящий для изменившихся обстоятельств. В противном случае при смене внешних условий ему придется переходить с программного на «ручное» управление. Об эффективности такого управления говорить не приходится. Однако если в распоряжении управленца есть различные сценарии и готовые алгоритмы действий, «ручное» управление не потребуется, и он сможет действовать более результативно. С сожалением приходится признать отсутствие прописанных сценариев в готовящейся Долгосрочной стратегии Архангельской области до 2030 года; имеющийся в распоряжении экспертов документ скорее, напоминает среднесрочный прогноз.
А внешние обстоятельства могут меняться очень быстро. Так, например, до начала глобального кризиса основным сценарием стратегического развития ЛПК Архангельской области был выпуск конкурентоспособной экспортной продукции для внешнего рынка. При этом приоритеты отдавались крупным хозяйствующим субъектам, ориентированным на экспорт, а мелкие производители в последние годы активно вытеснялись с лесосек. Но мировой кризис и падение спроса на экспортную продукцию, заставили областных управленцев отказаться от прежней стратегии развития крупного лесного бизнеса. Примечательно, что глава администрации Архангельской области недавно призвал районные власти поддержать небольшие местные производства, которые в отличие от крупных предприятий, в условиях кризиса могут сохранить занятость населения в лесных поселках.
До недавнего времени считалось, что для более устойчивого развития региона требуется увеличение экспорта, расширение географии сбыта продукции предприятиями области с целью сокращения зависимости от внутреннего рынка.
Однако, по мнению экспертов ПАТРа, если в период кризиса придерживаться этого положения, экономику Архангельской области ждут неприятности. Фактически предложение развивать в условиях кризиса экспорт и уходить с внутреннего рынка можно сравнить с предложением «тушить пожар бензином». Ведь не секрет, что крупные региональные производства сегодня страдают, из-за своей жесткой ориентации на экспортный рынок. Именно поэтому останавливаются целлюлозно-бумажные и лесо-деревообрабатывающие комбинаты, и растет безработица.
К большому недоумению экспертов ПАТРа, в разделе «Финансовый кризис» долгосрочной Стратегии развития Архангельской области до 2030 года содержится следующий пассаж: «Для более устойчивого развития региона во время финансового кризиса потребуется увеличение экспорта, расширение географии сбыта продукции предприятий области с целью сокращения зависимости от внутреннего рынка». Возможно, это предложение увеличивать экспорт в период глобального кризиса и одновременно сокращать присутствие предприятий Архангельской области на внутреннем рынке попало в текст долгосрочной Стратегии по ошибке? Но если это ошибка, то будет ли она исправлена, или область продолжит свое развитие в соответствии с этим положением Стратегии?
Задавая такие вопросы, эксперты ПАТРа подчеркивают, что существующая в регионе высочайшая зависимость предприятий области от экспорта сегодня превратилась в основную проблему развития архангельского лесопромышленного комплекса (ЛПК) - одного из основных бюджетообразующих секторов областной экономики.
Для сравнения, в соседней Вологодской области, где ЛПК в большей степени был ориентирован на внутренний рынок, сегодня нет таких катастрофических последствий для производителей, какие наблюдаются в «завязанном на экспорт» ЛПК Архангельской области.
Стоит отметить, что губернатор Вологодской области прямо призвал своих управленцев и руководителей предприятий в период кризиса ориентироваться на производство продукции лесного комплекса и стимулирования спроса на его продукцию для внутреннего рынка. В частности, он предложил воспользоваться кризисом, чтобы решить проблему жилья, и создать в регионе условия для массового деревянного частного домостроения. Стоит отметить, что для предприятий ЛПК Архангельской области кризис также создал вынужденные условия для диверсификации своих экспортно-ориентированных производств. Но, пока архангельские предприятия к такому сценарию не готовы. Поэтому уже сейчас области остро нужны конкретные сценарии, прогнозы и расчеты по освоению внутреннего рынка для предприятий ЛПК.
В условиях кризиса Архангельской области нужны креативные проекты диверсификации производств экспортных предприятий. Например, не секрет, что основной продукцией Соломбальского ЦБК является небеленая целлюлоза, из которой производится упаковочная бумага и картон. Основным стратегическим покупателем этой продукции в последние годы был Китай, где летом 2008 года власти приняли решение о запрете продажи покупателям полиэтиленовых пакетов, и замене их на бумажные пакеты. У СЦБК появился новый крупный внешний рынок сбыта. Но с наступлением кризиса спрос на эту продукцию в мире упал, и вслед за этим упали закупочные цены на продукцию СЦБК в Китае. В изменившихся условиях, Архангельской области нужны новые сценарии действий властей и бизнеса. Например, спрос на продукцию СЦБК могла бы стимулировать такая протекционисткая мера, как запрет на использование одноразовых полиэтиленовых пакетов в России. Такой запрет вполне реально обосновать с позиции экологической безопасности и больших ресурсных и финансовых затрат на утилизацию полиэтиленовых отходов. К продвижению этой идеи можно подключить крупные экологические организации и начать обсуждение ее в СМИ. Запрет на продажу полиэтиленовых пакетов сегодня действует в нескольких странах, у которых есть положительный опыт использования бумажных пакетов. Тогда внутренний спрос на продукцию СЦБК позволил бы комбинату не останавливать производство в период кризиса.
Что касается спада спроса на продукцию экспортно-ориентированных ЛДК Архангельска и области, то им также нужны сценарии перехода на внутренний рынок. Любопытно, что в соседней Вологодской области нет таких удручающих последствий для ЛПК, где сейчас планируется развитие производств для деревянного домостроения. Очевидно, что по близкому сценарию должны пойти и архангельские ЛДК, которые могут производить продукцию для деревянного домостроения и реализовать ее на внутреннем рынке. Увы, пока мы видим только ухудшение ситуации.
По мнению директора ПАТРа Вадима ТРЕСКИНА, для создания креативных сценариев нужны региональные эксперты, профессионалы-практики, знающие реальную ситуацию во всех отраслях областной экономики. По сути, нужны специалисты, консультанты, которые помогли бы наполнить Стратегию развития Архангельской области крайне необходимым сегодня практическим контентом.
Фото Н.Гернета