В ходе официальных переговоров, праздничных концертов, презентаций книг и чудесных выставок, благотворительных акций и легких фуршетов мы с радостью общались с высокопоставленным израильским дипломатом Болеславом Ятвецким, мудрым раввином и крупным ученым Зеевом Вагнером, умной и очаровательной Анной Перельман, руководителем регионального агентства Сохнут в Питере, невероятно обаятельным артистом Еврейского театра Евгением Валевичем, израильским бизнесменом и благотворителем Эдвардом Сапиром.
Фестиваль был организован архангельской еврейской общиной, которой энергично помогали администрация области и города, областное и городское Собрание, Поморский университет и Краеведческий музей. Поэтому руководство региона и города стало не только высокими, но и желанными гостями на церемонии открытия еврейского общинного центра и других мероприятиях.
Мир и согласие, Ле Хаим!
Особо подчеркну, что автономию тепло приветствовали Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, председатель мусульманской общины Мирза Султанов, представители буддистов. Искренние и добрые слова прозвучали из уст руководителей национальных общин. В ответ евреи сердечно благодарили духовных и национальных лидеров, своих русских, чеченских, азербайджанских, украинских, армянских, грузинских друзей и братьев. Валерий Гауптман в своей речи подчеркнул, что «наш общинный дом гостеприимно открыт для представителей всех национальностей, здесь можно проводить наши совместные мероприятия, встречи, круглые столы»
В нескольких выступлениях - приветствиях - тостах в разных вариациях звучала мысль, признанная всеми главной. Русский Север - место дружбы, взаимопонимания, сотрудничества. Мы стараемся поддерживать и развивать эту добрую традицию. Губернатор Илья Михальчук чуть раньше в другой ситуации подчеркивал, что власть будет помогать именно проектам, нацеленным на дружбу и диалог народов, культур, религий.
С Белого моря - на Красное
В Дни фестиваля ученые и дипломаты, священники и бизнесмены, государственные деятели и артисты часто говорили: «Вот бы эту общую атмосферу терпимости и дружелюбия перенести на Ближний Восток!» Это было бы важно и для многих наших земляков. Израиль - близкая нам страна. У кого-то там родственники, у других - друзья, третьи ездят на Святую Землю как паломники. Четвертые - лечиться, пятые - учиться. После отмены безвизового режима мы стали еще ближе.
А через несколько дней мы уже с крайней тревогой следили за развитием операции «Литой свинец». Не буду обсуждать всего, что творится по этому поводу в информационном пространстве. Выскажу три тезиса, принципиальных лично для меня.
Хотят ли в Израиле войны?
Я был в Израиле, много там путешествовал, любовался красотами природы и архитектуры, приобрел друзей и знакомых. Не все мне казалось там привычным, понятным и даже приятным. Но страну я полюбил. И на все 100% понял, что страна и народ Израиля хотят мира. Прочного и надежного. Они не хотят воевать. Это не их национальный вид спорта. И здесь все очень просто. Страна вынуждена тратить чудовищные деньги на оборону. А хотелось бы потратить их на быт стариков, качественное образование молодежи, развитие туристической инфраструктуры и сельского хозяйства. Этого, наверное, хотят все - религиозные евреи и светские, сефарды и ашкеназы, левые политики и правые, старые израильтяне и новые репатрианты. Подчеркиваю, - все! Но страну заставляют воевать, быть в постоянной готовности, маскировать своих героев, прислушиваться к вою сирен...
Пушки вместо масла
Последние восемь лет Израиль делал какие-то уступки, вел переговоры, делал предложения соседним государствам. Иногда - успешные, порой - не очень. Но с террористической организацией Хамас договориться нельзя. Даже теоретически. По одной простой причине. Хамас отказывается от любых переговоров с Израилем. А отказывается потому, что считает само существование Израиля категорически не возможным. Поэтому взрывы и обстрелы продолжались. Страна долго терпела, потом терпение кончилось. О чем Хамасу ясно сказали. И я абсолютно ясно вижу, что «Литой свинец» направлен против этих гранатометчиков, а вовсе не против палестинского народа. Если не разрушить инфраструктуру, запуски касамов и атаки смертников не прекратятся никогда. И это видят все, у кого глаза не зашорены.
В разных городах и странах я слышал сотни рецептов «правильного» устройства Ближнего Востока. От бредовых до вполне разумных. Лично мне кажется привлекательной идея параллельного существования еврейского и палестинского государств. С возможным обменом территориями и населением. Однако идеального плана нет. И не может быть. Но определенное смягчение отношений, повышение взаимного доверия и уважения, вероятно, возможно. Рискую показаться мечтателем, но приближение к такой ситуации может лежать не через новое поколение танков или жесткие анти -иранские санкции (хотя и они, конечно, не исключаются).
Недавно я был глубоко взволнован пронзительным романом Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Главный герой книги - польский еврей Штайн, герой Войны, принявший католичество, переехавший в Израиль и создавший в Хайфе еврейский католический приход. У Даниэля были некоторые вероучительные особенности, но это не мешало ему щедро дарить свою искреннюю и радостную любовь католикам и православным, иудеям, друзам, мусульманам. Ответ не всегда был адекватным, но это Даниэля Штайна не смущало. Насколько я понимаю, это был исторический персонаж, лично знавший и друживший с Папой Римским Иоанном Павлом II.
Таких людей, как Штайн, нельзя в массовом порядке вырастить в волшебном инкубаторе. Но, мне кажется, что личностей, подобных ему, я встречаю и на берегу Средиземного моря, и Красного, и Мертвого. И становится их больше. И людей, попадающих под их обаяние, тоже становится больше. Их влияние будет возрастать медленно, но неуклонно. Альтернативы у этого процесса нет. Как писал по другому поводу величайший антрополог прошлого века Клод Леви - Стросс: «Или XXI век будет веком гуманитарных наук, или его не будет совсем»...
Созидательный процесс, по-видимому, может пойти быстрее, если в обозримом будущем окажется, что геополитические интересы России и Соединенных Штатов на Ближнем Востоке если и не совпадают в полном объеме, то, во - всяком случае, и не противоречат друг другу стратегически. А геополитические интересы во многом складываются из региональных. Общественный мир и национальное согласие на Поморском Севере могут и должны сыграть здесь свою созидательную роль.
Дмитрий Несанелис, этнолог, кандидат исторических наук, профессор Поморского государственного университета