Можно пить за победу? Увы, толку от неё - входящие в правящую коалицию силы в совокупности набирают намного больше голосов, поэтому большинство не даёт социалистам допуска к постам в правительстве.
Но посмотрим на статистику (вдруг понадобится). За «Согласие» проголосовали 23,26 % избирателей. На втором и третьем местах партии «Единство» - 21,62% и Союз зеленых и крестьян - 19,74 %, которые и сейчас у власти. Такой перевес позволит правящей коалиции сохранить свои позиции, по-прежнему оставляя «Согласие» в оппозиции (извините за филологическую тавтологию).
Тут же политологи стали прикидывать примерный состав будущего сейма. Одна из неожиданностей: по итогам выборов в парламент не проходит лидер «Единства» и спикер латвийской Госдумы Солвита Аболтиня. Премьер-министр страны Лаймдота Страюма также представляет эту партию. В сейм также проходят недавно образованные партии «Объединение регионов Латвии» и «Латвии - от души» (наверное, за последнюю сердцем голосовали, как у нас в 96-м) - 6,15 % и 7 % голосов соответственно.
По расчетам экспертов, «Согласие» может претендовать на 25 депутатских мест в сейме из 100, «Единство» - на 23, Союз зелёных и крестьян - на 21 мандат, «Все Латвии» - на 17. Две новые партии могут получить по семь депутатских мест.
За 100 мест в законодательном собрании боролись всего 13 политических партий и объединений республики, которые представляли в общей сложности 1156 кандидатов. Всего на территории Латвии работали 954 участка, ещё 98 были открыты в 41 стране мира, преимущественно в Западном полушарии.
В настоящее время в Латвийской Республике проживают порядка 2 млн. человек, из которых право голоса имеют почти 1,5 млн. граждан, остальные - так называемые неграждане - не голосуют (одна из самых острых политических проблем, нюансы которой наводят на мысль об этнополитической сегрегации).
Независимые от латвийского правительства аналитики (таких в этой республике, на зависть нам, численное большинство), глядя на результаты выборов, говорят об очередном рецидиве протестного голосования. По данным социологических опросов, в августе месяце этого года 56% жителей Латвии оценивали состояние экономики страны как плохое, что на 7 процентных пунктов больше, чем в июле. Вполне можно допустить, что ко дню голосования их число пропорционально увеличилось.
Улучшение экономической ситуации в августе отметили 11% (в июле - 15%), ухудшение - 38% (21%) респондентов. Возможности найти достойную работу в Латвии как хорошие в августе оценивали 6%, как плохие - 68% респондентов. Работу правительства в августе положительно оценили 20%, отрицательно - 72% опрошенных жителей.
На этом фоне шансы оппозиции были очень хороши, однако из-за украинского кризиса и позиции по этому вопросу России на первое место вышли проблемы обеспечения безопасности, сотрудничества с Европой и НАТО. Не будем забывать о том, что русскоязычные граждане Латвии даже с фамилиями Иванов-Сидоров при всех симпатиях к исторической родине давно ощущают себя частью западного мира.
Поэтому, несмотря на кажущуюся вариативность в вопросах создания коалиции, заявления политиков фактически гарантируют примерное сохранение позиций действующей власти.
Итак, возможность серьёзных перемен для Латвии сохраняется только в том случае, если формирование правительства будет доверено победителю выборов - партии «Согласие», а Нил Ушаков из кресла рижского градоначальника переберётся в кресло латвийского премьера. Но такой расклад становится все менее вероятным, так как глава государства Андрис Берзиньш уже заявил, что этому потакать не будет (Латвия - республика, как ни крути, президентская).
По его словам, в этом нет смысла, так как большинство депутатов отказались голосовать за кандидата в премьер-министры от партии «Согласие». Это означает, что в коалицию с «Согласием» вступать никто не собирается, и единственная возможность уйти от политического кризиса - сохранить коалицию, существовавшую до выборов.
«Ушаков - представитель социал-демократического направления. Мы же - консервативные, правоцентристские. Это два разных направления. В европейских странах они имеют эффект маятника: либо правительство социал-демократов, либо правительство консерваторов», - заявила действующий (пока) премьер Лаймдота Страуюма.
«Результат для нас удовлетворительный», - усмехнулся в свою очередь Ушаков и заметил, что при оценке результатов выборов нужно учитывать внутриполитический контекст и то, что партия в этот раз пошла дальше в своем развитии и в первый раз участвовала в выборах как социал-демократическая партия «Согласие». Ну, а если президент не доверит его партии формирование правительства, а ему самому премьерское кресло, то это будет означать игнорирование действующими властями итогов выборов и мнения четверти активного населения Латвии.
Так в чём же феномен, если так можно выразиться, победы русскоязычной партии в национально-ориентированной республике? Не в последнюю очередь, в слабости «Единства». Сегодня ей свойственны классические болезни партии власти: политическая закостенелость, зашкаливающая бюрократия, использование административного ресурса, в частности, ресурса спецслужб. И всё это на фоне «идейного бесплодия» относительно дальнейшего развития Латвии. Однако, несмотря на отсутствие стратегических планов, а также горы компромата, «истории успеха» и золитудскую трагедию (обрушение торгового центра в Риге с многочисленными жертвами), латышский избиратель, судя по соцопросам, полностью отворачиваться от «аболтинь» и «домбровскисов» не намерен. Этому в немалой степени способствует тот факт, что в нынешней сложной геополитической ситуации главная партия власти в Латвии достаточно радикально изменила свою риторику, претендуя на объединительную для всей нации роль.
Нил же Ушаков, а именно с его именем ассоциируется «Согласие» у всех - от латвийских избирателей до российских аналитиков, слишком много сделал для того, чтобы навсегда закрепить за собой сомнительное в Европе звание «сторонника Путина». Не будем забывать, что и среди русскоязычных избирателей Латвии сильны антиимперские настроения. К тому же есть в прибалтийской республике Союз русских Латвии, настолько радикальный, что даже Кремль опасается открыто с ними общаться. Другое дело, такой умеренный и интеллигентный человек как Нил... при удачном раскладе вполне сойдёт за роль пророссийского «казачка» в ЕС и в НАТО.
Но не рано ли размечтались московские товарищи? Посмотрим на результаты парламентских выборов в Латвии четыре года назад. Тогда за «Центр согласия» (тоже Нил) свои голоса отдали около 30% принявших участие в голосовании избирателей, чуть более 20% предпочли «Партию реформ Затлерса», 18% - за «Единство» (набравшее, между прочим, больше всего голосов на прошлых выборах), 13.5% - получила партия консерваторов «Все Латвии», 12% - Союз зеленых и крестьян. Остальные политические силы не преодолели минимальный 5-процентный порог для вхождения в сейм.
И что? А ничего (в смысле, судьбоносного и революционного) в судьбе русскоязычной части страны так и не произошло. У меня вообще двойственное отношение к этой проблеме. С одной стороны, искренне сочувствую бывшим гражданам Советского Союза, которые не смогли «взять» чужой для себя и достаточно непростой язык. Таких во всём мире немало, бОльшая половина жителей нью-йоркского района Брайтон-бич владеет английским в пределах «Hello, sir» и «Fuck you». Это ни в коей мере не говорит об их тупости или лености. Просто не дано по жизни (вспомните тираду на английском языке министра нашего спорта Мутко, над которой ржало пол-России).
С другой стороны, я понимаю недовольство коренных латышей, когда в их собственной стране в государственных учреждениях, на официальных мероприятиях или в шикарных бутиках к ним обращаются на таком наречии, с таким акцентом, что не всегда поймёшь, о чём речь. Вспомните, как нас самих частенько раздражает специфический выговор некоторых «нео-россиян». Сразу хочется сначала отослать их в школу, а уж потом принимать на работу, давать равные с нами права и т.д. Ну а чем прибалты хуже?
И ещё, русскоязычное население Прибалтики, несмотря на все ущемления в правах, что-то не спешит переезжать из Европы в российскую глубинку. По той простой причине, что Латвия - не Киргизия или Узбекистан. Наших там точно резать не будут.
В остальном Нила Ушакова можно поздравить. Чисто по-человечески он мне симпатичен.
Леонид Черток