Очевидно, что новый руководитель будет воплощать в жизнь идею, которую лоббируют члены совета директоров концерна «Океанприбор», в частности, член Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владимир Поспелов. Питерцы давно хотели завладеть активами северодвинского предприятия. Против идеи такой интеграции выступало прежнее руководство «Северного рейда», коллектив предприятия, представители законодательной и исполнительной власти Архангельской области. И вот «рейдерский захват», о котором на протяжении полутора лет предупреждали и местные, и общенациональные СМИ, фактически совершился.
Не так давно ИА «RUSNORD» представило ситуацию, сложившуюся вокруг «Северного рейда», в публикации «Отсель грозить мы будем шведу». Руководство концерна «Океанприбор» сочло, что «RUSNORD» вводит «неограниченный круг читателей» в заблуждение, в частности, следующим утверждением: крупный питерский концерн «Океанприбор» предпринял попытку агрессивного или, как теперь говорят, «недружественного поглощения» северодвинского предприятия «Северный рейд».
Концерн будет отстаивать свою попранную деловую репутацию в Арбитражном суде Архангельской области 27 апреля.
Кто сказал «рейдер»?
Странно, но гидроакустики с берегов Невы («Океанприбор» специализируется на выполнении госзаказов оборонного назначения, разрабатывая и выпуская гидроакустические комплексы) как-то пропустили мимо своих ушей целый хор обвинений в рейдерстве, раздающийся в российском информационном пространстве уже в течение полутора лет.
Первыми обвинили «Океанприбор» в попытках недружественного поглощения еще в октябре 2007 года руководство и трудовой коллектив волгоградского ОАО «ПК «Ахтуба», обратившись к федеральным и региональным властям с просьбой «не допустить рейдерской операции по захвату и уничтожению завода». На тот момент собственник 74% акций волгоградского предприятия концерн «Океанприбор имел также многомиллионный долг перед теми, кого интегрировал, то есть «поглощал».
Дикий административный нажим, лавина фискальных проверок, сомнительно-легитимный совет директоров, уголовное преследования бывшего руководителя и нездоровый интерес представителей концерна к имуществу дочерней структуры - вот, что осталось в памяти от того конфликта. На сегодня ПК «Ахтуба» входит в «черный список» предприятий, где из-за спада производства вынуждены сокращать трудовую неделю, зарплату работников и численность кадров.
Никак не может загрузить свои производственные мощности и другая структура «Океанприбора» - питерское ОАО «Водтрансприбор». Сегодня имущественный комплекс «Водтрансприбора» (при желании в нем можно было бы расквартировать Пентагон!) по преимуществу распродан за бесценок или сдан в аренду предпринимателям. Прибыль же, получаемая «Водтрансприбором» от сдачи в аренду основных средств - 24 миллиона рублей в год - сопоставима с прибылью от реализации готовой продукции.
К концу 2007 года концерн «Океанприбор» пополнился всеми возможными активами, предусмотренными законом. Но закон, как известно, - дышло, куда хочешь, туда и вышло... А процесс интеграции «пошёл» и вызвал такой аппетит, что руководство концерна решило «поглотить» и северодвинское ОАО «Северный рейд» - одно из самых успешных оборонных предприятий Архангельской области. Как и в случае с «Ахтубой», такая идея сразу не понравилась ни руководству «Северного рейда», ни трудовому коллективу предприятия, который направил письмо - 1266 подписей - на имя президента РФ. Письмо заканчивается недвусмысленной просьбой: «Убедительно просим Вас, Дмитрий Анатольевич, восстановить справедливость, не допустить рейдерского захвата....»
Неограниченный круг читателей
Год назад «Северный рейд» публикует два открытых письма члену Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владимиру Поспелову, входящему в Совет директоров концерна «Океанприбор».
Именно Поспелов лоббирует идею «поглощения» «Северного рейда» питерским концерном. Ему и адресуются через прессу справедливый вопрос: как можно говорить о какой-то дружеской и полюбовной интеграции, если юридическая служба «Океанприбора» к началу 2008 года направила более 30 исковых заявлений в арбитражный суд и 5 жалоб в Генпрокуратуру?
Концерн добивается отчуждения имущества, конкурентных преимуществ и решения вопроса с долгом «Северному рейду» в сумме 250 миллионов рублей. Именно так понимают ситуацию в Северодвинске, именно так ее поняли в газете «Известия». Исследуя методы конкуренции в российской оборонке, издание утверждает: «Таким образом, «Океанприбор» в случае успеха попытки поглотить предприятие из Северодвинска убивает сразу нескольких зайцев: получает солидный пакет государственных заказов «Северного Рейда» (сопоставимый с имеющимся у самого концерна), закрывает вопрос со своим долгом, а полученные активы предприятия уйдут с молотка на погашение задолженности перед федеральным бюджетом одного из дочерних предприятий концерна».
В тон «Известиям» о конфликте высказался целый ряд российских СМИ.
Так летом 2008 года в пресс-центре агентства «Интерфакс» на «круглом столе» по проблемам российского судостроения журналист и телеведущий Владимир Соловьев членораздельно произнес «рейдерство», когда речь зашла о питерском концерне «Океанприбор» и о его взаимоотношениях с профильными предприятиями.
Не остался в стороне и губернатор Архангельской области Илья Михальчук, которому, как пишут региональные издания, «приходится активно участвовать в защите «Северного рейда» от попыток рейдерского захвата со стороны питерского концерна «Океанприбор»».
А вот еще один голос «против» - четыре месяца назад депутат Госдумы РФ Андрей Андреев отправил в думский комитет по промышленности протокольное поручение рассмотреть вопрос о ситуации с «Северным рейдом» на правительственном уровне. В поручении прямо утверждается: «Не имея возможности расплатиться по долгам, концерн фактически лоббирует рейдерский захват успешного северодвинского завода...».
Клеймо
Впрочем, сказанное доказывает лишь одно: «рейдеры» - вовсе не ярлык, повешенный на руководство концерна «Океанприбор», а, скорее, - клеймо. И вовсе не ИА «RUSNORD» подговаривало коллег-журналистов клеймить институтских гидроакустиков, которые в одночасье став Концерном, Интегрированной Структурой и прочее и прочее, всего за три года работы довели свой брэнд до состояния, требующего, как минимум, ревизии имиджа.
Но, задетое за живое, руководство концерна требует опровержения. И у кого? У трудового коллектива «Северного рейда»? Не-ет.. Они ведь, не дай Бог, могут и забастовать - а это уже такой скандал, что тихими разъяснительными беседами в кабинетах не отделаешься...
У «Известий»? Так у них квалифицированная юридическая служба, которая на лица и должности не взирает...
У Владимира Соловьева? Так он ведь и к барьеру может вызвать...
У губернатора? У депутата Госдумы? Нет-нет...
Ничего умнее, чем тягаться с информационным агентством из Архангельска, «Океанприбор» не придумал... Нашли занозу! Ну, что ж, вытаскивайте...
Прилетев на предварительное слушание, юрист «Океанприбора» был весьма удивлен, что журналисты готовы оспаривать иск.
Да, мы не собираемся называть нормальной такую интеграцией и такое слияние двух хозяйствующих субъектов, когда один из них явно против. Причем «против» выступают не только руководство и члены трудового коллектива, но и региональные власти, эксперты, депутаты, средства массовой информации и, впору сказать, общественное мнение.
«Океанприбор» требует опровержения... Так ведь еще никому не удавалось опровергнуть общественное мнение в арбитражном суде. Это так же сложно, как животному слизнуть выжженное у нее на теле клеймо, даже если речь идет о «священной корове» оборонно-промышленного комплекса...
Намёк на опровержение
Чуткий к происходящему в океанской глубине, «Океанприбор» совершенно не хочет слышать голосов из мира поднебесного: «Господа, от вашей деловой репутации осталось только одно слово - рейдеры!»
- Рейдерство в оборонном комплексе?! Да как вы смеете... Забудьте думать об этом!
Концерн-истец утверждает, что данная постановка вопроса в принципе ужасно нелепа, ведь решение об отчуждении акций ОАО «Северный рейд» и передаче их в чью-либо частную собственность «может быть принято только на уровне президента и правительства РФ, так как предприятие относится к числу акционерных обществ оборонного значения».
Чтобы выявить всю нелогичность подобных обвинений, истец восклицает: «В таком случае, слова о «попытке агрессивного поглощения» должны быть поняты читателями статьи, видимо, как намёк на некое незаконное давление со стороны руководства Концерна на Правительство и Президента РФ (!!) с целью вынудить их (!!!) передать акции ОАО «Северный рейд» в собственность Концерна».
Пунктуация и орфография, присутствующие в исковом заявлении, нами сохранены: «Концерн на Правительство» - именно так, с большой буквы. Чтобы приоткрыть смысл такого словоупотребление, сообщаем, что в Совет директоров концерна «Океанприбор» входят: Владимир Поспелов - член Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ; Леонид Стругов - начальник управления Роспрома; Никита Муравьев - заместитель начальника управления Росимущества; Владимир Шипико - главный советник Экспертного управления президента РФ; Михаил Бондаренко - начальник отдела департамента Минэкономразвития России; Михаил Моцак - помощник полномочного представителя президента РФ в СЗФО.
Можно ли с такой гвардией лоббировать интересы концерна в правительстве?
Да с таким административным ресурсом можно не то, что «давить-лоббировать-поглощать», можно кремлевскую стену лбом разворотить и глазом не моргнуть... Впрочем, проникнуть в кремлевские кулуары каждый из вышеперечисленных граждан может и по служебному удостоверению через обычный вход.
Намек понят?
Николай Брусникин