В российской глубинке протестные настроения близки к точке кипения («Независимая газета»)
Эксперты ожидают роста протестных акций
В совещании, на котором происходил разбор полетов, участвовали вице-премьер Игорь Сечин, глава Минрегионразвития Виктор Басаргин, полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, глава РЖД Владимир Якунин, а также собственники предприятий и представители трудовых коллективов.
Приезд Путина в Пикалево стал уникальным событием в жизни страны: впервые глава правительства лично отреагировал на акцию протеста, создав для власти неприятный прецедент. В том смысле, что теперь любое аналогичное выступление трудящихся, очевидно, должно стать предметом пристального внимания руководства – и местного, и федерального. Еще полгода назад, во время январских выступлений дальневосточных автодилеров, такого поворота событий никто не мог представить. Обращаясь к собственникам предприятий, Владимир Путин сказал вчера: «Считаю, что вы сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма, а может быть, и просто жадности тысячи людей. Это абсолютно недопустимо».
Между тем к протестному движению сегодня подключаются и представители далеко не рабочих профессий.
Архангельский синдром
Кризис ударил по Федерации независимых профсоюзов России, которую возглавляет Михаил Шмаков. Региональные подразделения ФНПР начинают разваливаться. Вчера архангельские врачи заявили о создании в области альтернативного профсоюза медиков. Об этом «НГ» сообщил председатель только что учрежденного Независимого профсоюза медиков 1-й городской больницы города Архангельска Алексей Попов. По его словам, аналогичные структуры в ближайшее время должны появиться в ряде городских лечебных учреждений области, после чего эти ячейки сольются в отдельную структуру. Вчера на переговоры к бунтующим врачам вылетел из Москвы зампред ЦК профсоюза работников здравоохранения Михаил Андрочников.
О своих проблемах, связанных, нищенским оснащением больниц в областном центре, Новодвинске, Северодвинске и ряде других городов, медики Архангельской области во весь голос заговорили в начале мая.
А 29 мая состоялся митинг, в котором приняли участие, по разным данным, от 300 до 500 человек.
По мнению директора департамента здравоохранения Архангельской области Андрея Красильникова, вышедшие на митинг люди стали жертвой амбиций членов инициативной группы. Не видит причин для конфликта и председатель профкома 1-й горбольницы Любовь Гагарина: «Прежде чем идти на митинг, организаторы должны были пойти к начальству и сообщить о своих намерениях». А на вопрос, как все-таки профком отстаивает интересы своих членов, ответила и вовсе лаконично: «Мы не входим в конфронтацию с руководством».
«Понимаете, у нас очень тихий и небольшой город, – горячится в разговоре с корреспондентом «НГ» Елена Гуральник, председатель городского Совета председателей профкомов здравоохранения профсоюза медицинских учреждений Архангельска. – Никаких протестов и тем более митингов у нас не было с 1996 года, все нужно решать мирно и не выносить сор из избы». «При чем тут мы? – горячится Гуральник. – Профсоюзы не занимаются этими вопросами».
Врач-хирург 1-й городской больницы Архангельска Алексей Попов с горечью говорит о том, что над ним и некоторыми другими инициаторами митинга по-прежнему довлеет угроза увольнения. «Нас пытались запугать до проведения акции, и потому люди, которые пришли потом на митинг, боялись, что это дойдет до сведения администрации их больниц, – говорит Попов. – А теперь пытаются разбить все, что мы озвучивали 29 мая, на мелкие проблемы, которые, мол, не стоило выносить на общественный суд».
Хирург возмущен: как работать в больнице, если, к примеру, из восьми аппаратов для гастроскопии в рабочем состоянии остался один? А из четырех древних рентген-аппаратов работают только два? «Мы устали доказывать руководству, что без замены старого и сломанного оборудования пациенты попросту начнут умирать. И повесят их смерти отнюдь не на главврача, а на хирургов, которые делали операции, то есть на нас», – говорит Алексей. Мало помогает делу и более чем двухлетняя переписка с властями всех уровней – от депутатов областного собрания до помощников губернатора. «Все наши призывы остаются без ответа. Тем временем качество оказываемой помощи ухудшается день за днем», – говорит представитель врачебного сообщества.
Ситуация с оплатой труда и условиями работы не лучше и в других больницах города и области. Сотрудница Новодвинской горбольницы, попросившая не называть ее имени, пояснила «НГ»: в преддверии митинга руководство больницы, представители мэрии и профсоюзных организаций «настойчиво рекомендовали» не поддерживать протестную акцию. Намекая, что в противной случае придется подумать о дальнейшем пребывании в должности.
Сейчас, уже не надеясь на помощь существующего профсоюза медработников, входящего в ФНПР, медики 1-й горбольницы создали собственный профсоюз. Такие же альтернативные профячейки должны появиться еще в ряде больниц и клиник региона. Вчера, как стало известно «НГ», уговаривать взбунтовавшихся врачей в Архангельск прилетел заместитель ЦК профсоюза работников здравоохранения Михаил Андрочников.
Тень Новочеркасска
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов не видит рычагов серьезного воздействия на власть со стороны, например, профсоюзов. «Протестная акция врачей в Архангельске или выступления на АвтоВАЗе – это, с одной стороны, еще один звонок власти, с другой – я не припомню, чтобы профсоюзы добивались серьезных успехов», – говорит политолог. Он уточнил: не в части организации забастовок – такое бывало, а в части серьезных результатов. Да и запросы граждан на профсоюзы, по мнению Виноградова, не очень высокие, потому что у людей еще с советских времен сохраняется разочарование в этих организациях, которые «непонятно чем занимаются». При этом эксперт уверен, что сейчас последует волна постпикалевских событий – перекрытие дорог или какие-то еще яркие акции протеста с целью привлечения внимания федеральных властей. Люди надеются, что, может, только тогда будет какой-то эффект.
Независимый политолог Дмитрий Орешкин считает: начинает сбываться «новочеркасский» прогноз Евгения Гонтмахера о том, что рано или поздно в одном из нескольких сотен наших моногородов так сложатся обстоятельства, что народ выйдет на улицы. Это необязательно будет повсеместно – в разных городах разные ситуации. Там, где толковые власти, они смогут если не найти денег, то хотя бы по-человечески поговорить с людьми, объяснить положение и как-то их успокоить. Где-то, наоборот, местное начальство попытается задавить это движение и сделать вид, что ничего не происходит.
«Однако в некоторых из этих 5–7 сотен моногородов негативные факторы сложатся в такую картинку, что начнется кризис, и не только уже экономический, – говорит Орешкин. – И попытка Путина поехать и разрядить обстановку осознанная и правильная, но она тоже вполне советская». Политолог проводит аналогию с теми временами, когда точно так же посылали Микояна съездить и разрулить в ручном режиме ситуацию в регионах, и он ехал и разруливал. «Это возможно, пока это единичные случаи, – утверждает эксперт, – но если таких случаев будет уже полтора, то Путин не наездится». По мнению Орешкина, проблема приобретает системный характер: «Можно приехать, публично надрать уши местным властям и региональному руководству. Можно приподнять свой статус таким образом, что вот я приехал, денег привез и проблема будет решена. И в отдельном Пикалеве рейтинг Путина действительно поднимется, но одновременно, скажем, в Архангельске он опустится».
Сам же автор «новочеркасского» протестного сценария, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер говорит о полном обрушении мифа о так называемой вертикали власти. «Это же локальный конфликт, он не носит общероссийского характера. Да, ситуация запущенная, власть – та же «Единая Россия», которая является параллелью власти, профсоюзы, местные чиновники вплоть до губернатора – ничего не делала. И требуется вмешательство премьер-министра, чтобы разрешить ситуацию, – констатирует он. – Это приведет к тиражированию этой ситуации. Но это же не метод управления страной». На взгляд политолога, ситуация выглядит немного странной: «До сих пор Путин никогда не реагировал на давление на него. А тут...» «Я расцениваю это как некоторую растерянность премьера», – заключил Гонтмахер.
Директор же Международного института политической экспертизы Евгений Минченко предлагает посмотреть, как власть собирается решать эту локальную проблему. И эту модель потом можно будет спроецировать на дальнейшие потенциальные ситуации. Если будет выбран вариант взятия предприятий на государственный кошт, то, на взгляд Минченко, это не выход, а лишь усугубление проблем. Выход, самый сложный и трудоемкий, и не только по пикалевской ситуации, политолог видит в том, чтобы объяснять людям, что, несмотря на уникальность их предприятия, оно тем не менее нерентабельно и нужно находить новые возможности для заработка, подбирать программы по переквалификации, привлекать региональных бизнесменов к формированию новых рынков труда. «А если не вести подобную активную пиар-кампанию, то в течение полугода мы встретимся с еще двумя-тремя десятками такого рода Пикалево», – убежден эксперт.
Роза Цветкова
Фото А.Гревцова