Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Южная Осетия: горячее многоточие. Нам есть, чем гордиться?

 

Год назад, на следующий день после атаки грузинских войск на Цхинвал, мы сидели у друзей на даче и нервно переключали телеканалы - с красочного открытия Пекинской Олимпиады на страшные кадры ночного боя. У всех был один и тот же вопрос без ответа - они что там, у себя в Тбилиси, несвежего сациви объелись? Ведь еще в Древней Греции было принято - когда спортсмены прыгают, мечи остаются в ножнах. А тут натуральное кощунство, публичное попрание основных принципов цивилизации. Значит, был веский повод. Какой?

На этот вопрос и сегодня у меня нет однозначного ответа. Видимо, не только Россию умом не понять, Кавказ тоже непросто. Первое, что приходит в голову - Саакашвили пошел ва-банк. Рискнул под давлением своих же силовиков и проигрался вчистую. Его главный спонсор Буш лишь грозно насупил брови, погрозил России всевозможными санкциями, вплоть до полной мировой изоляции, и тихо отправился на покой - пусть теперь демократы расхлебывают. А тем Грузия, по большому счету, до фени, немножко деньжат подкинут на бедность, но об оружии и силовой поддержке лучше не заикаться. Не до жиру, кризис, перезагрузка с Россией дороже.

Известно, что многие войны, в том числе и мировые, начинались с локальных провокаций. Например, в 1914 году в Сараево шалопай-гимназист подстрелил мало что значащего в европейской политике австрийского эрц-герцога Фердинанда, и очень скоро полыхнуло на всем континенте. Так же и кавказское лето 2008 года не предвещало ничего хорошего. Кто-то в кого-то стрелял, кто-то кого-то взрывал. И обе стороны ждали реакции «старших партнеров». Больше других нервничал Эдуард Кокойты, требующий от российского военного командования немедленной замены командующего Смешанными силами по поддержанию мира в регионе генерала Кулахметова «за излишнюю пассивность в отстаивании югоосетинских интересов».

Тогда я писал, что нам ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации собственных партнеров, «это не наша война». Первым напряжения не выдержал Саакашвили, и проблема сразу стала нашей. Не в русской традиции сторонне наблюдать, как избивают слабых. Тут ни сомнений, ни вопросов. Другое дело, методы и последствия...

До сих пор считаю - зря наши войска после зачистки Цхинвала от агрессоров пошли вглубь грузинской территории. Проблема не только в реакции мирового сообщества. В конце концов, всегда можно оправдаться стратегией - лишить неприятеля соответствующей военной инфраструктуры, закошмарить по полной, так и американцы частенько поступают. Но что теперь делать с настроениями в грузинском обществе? Разве кто-то тешил себя иллюзиями, что после победоносного «блицкрига» Россия сможет посадить в Тбилиси своего ставленника, ту же Тину Канделаки? Наоборот, в августе 2008-го противоречия между правящей грузинской верхушкой и оппозицией почти сошли на нет перед лицом общей угрозы. Правда, потом всё вошло в привычную колею, но это всего лишь борьба за власть, традиционная в этом регионе. Заметьте, что год назад в Тбилиси не было ни одной антивоенной демонстрации, что сегодня. Даже больше, свое недовольство российской политикой высказали видные деятели грузинской культуры, до этого сохранявшие нейтралитет в политических вопросах. Я имею в виду не Церетели с Меладзе. Об их этнической принадлежности напоминают, разве что, окончания фамилий, а так москвичи москвичами, пусть и несколько иного разлива.

Кстати, в России тоже не было акций протеста против действий собственного правительства. Не думаю, что лишь из страха наткнуться на карательные меры, но и из-за понимания того, что иначе поступить невозможно. Хорошо еще, что не было повторения ситуации осени 2006 года, время всеобщей подозрительности ко всему, что связано с Грузией.

Но что в итоге? Лично мне ясно - Грузию, как доброго соседа, куда приятно съездить попить молодого вина под жареный сулугуни, мы потеряли надолго. И от этого грустно. Потому что мне их «Тбилисо», «Мимино», Пиросмани и Нодар Думбадзе ближе, чем все Осетии разом - и Южная, и Северная. Это не политика, это эмоции, но разве не они определяют отношение рядового человека к той или иной проблеме?

Что мы получили взамен. Сразу двух нахлебников, давайте называть вещи своими именами. Если уж президент Медведев публично просит президента Кокойты перестать «доить» Россию в непростой для всех период кризиса, можно только догадываться, к каким выводам пришла Счетная палата. По некоторым данным, за этот год Южная Осетия получила от российского бюджета больше, чем любой регион собственной страны. А ведь это, как ни крути, заграница, осетины сами требовали независимости. Вот и получается правовой нонсенс - по всем экономическим и юридическим нормам Цхинвал нам теперь должен громадные суммы с постоянно растущими процентами. Которые он, естественно, отдавать не собирается.

Как тут не вспомнить косовский прецедент, давший России своеобразную отмашку к решительным действиям по признанию непризнанных республик. Власти Приштины отнюдь не стремились присоединиться к Албании, прекрасно осознавая, что даже столица страны Тирана живет еще похуже Архангельска. А тут возникает ситуация, когда Евросоюз вынужден платить напрямую для сохранения относительного правопорядка на юге Европы. Подозреваю, что именно этот урок Эдуард Кокойты лучше всего усвоил.

По данным на август 2008 года в Южной Осетии проживало около 60 тысяч человек. Сегодня эта же цифра чаще всего и упоминается в официальной прессе. Однако в Интернете читаю - от силы 16-20 тысяч. Действительно, еще до начала крупномасштабного конфликта из непризнанной республики потянулись колонны беженцев, как в российскую, так и в грузинскую сторону, телевизор год назад это нам подробно показал. Тогда, скажите на милость, кто будет учиться в той цхинвальской школе, на восстановление которой в Архангельской области собрали 20 миллионов в «добровольно-рекомендательном» порядке? Ведь увозили, в первую очередь, детей, это вполне естественно. И то, что они все вернулись, я сильно сомневаюсь. Обстановка в республике далека от спокойной, да и расстрелянные из минометов дома вряд ли успели восстановить полностью. По крайней мере, мы больше слышим о всякого рода «финансовых нарушениях», чем о конкретных делах.

Да и вообще, в перспективе сплошной геморрой. Независимость Южной Осетии и Абхазии, кроме нас, признала только ничего не значащая в международной политике Никарагуа. Даже страны СНГ больше мнутся, поминутно примеряя эту ситуацию на свои собственные проблемы. Сие означает, что о  внешнеэкономических связях и контрактах можно даже не заикаться. Только об интеграции в российскую экономику. Но с чем и зачем? После распада СССР Южная Осетия неплохо зарабатывала на полукриминальном производстве и транзите спирта. Когда эту лавочку прикрыли, у республики в активе остался только таможенный коридор с Грузией. Понятно, что и это кончилось. Создавать новое производство? И кто на нем работать будет? Не смешите. Как не обидно это признать, но само географическое положение Южной Осетии больше располагает к тому, чтобы она входила в состав Грузии, а не России.

Можно было предполагать, что, чем ближе к годовщине событий «8.08.008», тем обстановка в регионе будет накаляться. И, пожалуйста, стороны обвиняют друг друга в подготовке новой военной кампании.

Нужна «вторая серия» России? Зачем, она и так получила, что хотела, без фатальных для себя последствий. Мускулы показала, буферным форпостом обзавелась, лишний раз подтвердила статус ведущей мировой державы (не все же США свои порядки устанавливать). А Грузии? Если только ее руководство окончательно спятило. По данным военных аналитиков, во время августовской кампании было уничтожено более половины грузинского военного потенциала. Хорошо еще, что не живой силы, а техники, все истребители грузинских ВВС, около 60 % ВМФ, ПВО и до этого находились в плачевном состоянии. На восстановление понадобится добрый десяток лет, и то при хорошем стечении обстоятельств. Последнее под вопросом, сначала Байден в военной помощи отказал, потом новый генсек НАТО Фог Расмуссен фактически поставил крест на скором вхождении Киева и Тбилиси в альянс. Простым языком говоря: нарветесь - сами будете отмахиваться, нам Россия сегодня дороже.

Кто в этой ситуации ничего не теряет, а только выигрывает, так это всё тот же Кокойты. Последняя его идея с пересмотром границ в районе ущелья Трусо лично я расцениваю, как самую дешевую провокацию в очень тревожное время. Типа, оборзевший первоклашка отвешивает пинок под зад пятикласснику, зная, что рядом за углом нервно курит его брат-десятиклассник.

А ведь у этого «брата» тоже нервы не железные, вполне может зарвавшегося шпенделя за уши оттаскать. И карман, кстати, тоже не бездонный...

 

Леонид Черток    


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (282)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20