Главный тезис большинства выступающих можно было свести к следующему утверждению: «Россия - огромная страна. И ей жизненно необходимо развивать свою транспортную инфраструктуру». Мысль сколь здравая, столь и очевидная. Но присутствовавшим хотелось понять, каким образом должна происходить модернизация, какие шаги для этого предпринимаются и будут предприниматься, а также что ей мешает. Впрочем, то, что ей мешает, оказалось буквально на поверхности.
Одним из основных докладчиков был госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин. «Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей», - просветил он присутствующих. В самых общих словах докладчик высказался за строительство комплекса «из железнодорожных и платных автомобильных транспортных магистралей», а также предложил создать компанию «Евразийские транспортные коридоры» с государственным контрольным пакетом акций. Но чем конкретно должна будет заниматься эта компания, для присутствующих так и осталось загадкой.
Речь губернатора Архангельской области Ильи Михальчука на тему «Северный морской путь - национальная транспортная магистраль России» оживила всех оговоркой докладчика, слившего воедино двух руководителей властной вертикали: «...наш президент Дмитрий Анатольевич Путин».
В остальном выступление уважаемого губернатора, могло быть интересно разве что для школьников пятого класса, приступающих к изучению географии: глава региона говорил о том, как важен для России Северный морской путь и освоение арктических территорий. К сожалению, конкретной программы возрождения этого транспортного коридора выступление Ильи Михальчука не содержало помимо предложения «уделять этой проблеме больше внимания».
И.о. министра транспорта и связи Мурманской области Михаил Кручинин презентовал собравшимся мурманский порт. Он рассказал, что порт имеет открытый выход в Мировой океан, что он расположен в незамерзающем заливе в непосредственной близости от перспективных сырьевых месторождений... Однако все эти сведения можно почерпнуть из любой энциклопедии. Стоило ли бизнесменам и топ-менеджерам ради получения этой информации платить 45 тыс. рублей за участие в конференции?
Региональный министр «в общем и целом» рассказал о планах модернизации порта. Однако вновь без ответа остались важнейшие вопросы. На каком этапе находится процесс реконструкции порта? В какие сроки он будет реализован? Кто и каким образом его финансирует?
Все эти вопросы буквально повисали в воздухе, на пленарном заседании никто на них отвечать не собирался. Впрочем, справедливости ради хотелось бы отметить, что «круглые столы» по железнодорожным, авто- и морским перевозкам, прошедшие в рамках конференции, были менее формализованы. В отличие от пленарных заседаний на этих «круглых столах» была открытая дискуссия, все участники могли свободно поделиться своим мнением.
Тем не менее, многие участники конференции в кулуарах высказывали свое неудовольствие.
Представитель Приморского морского пароходства Андрей Сычев приехал на конференцию, чтобы узнать о конкретных планах реконструкции российских морских портов. Известно, что сегодня большинство наших портов не способны принимать суда с осадкой более 16 метров и водоизмещением более 30 тыс. тонн. По мнению экспертов, важнейшей задачей является реконструкция портовой инфраструктуры для приема судов с осадкой до 30 метров и водоизмещением до 150 тыс. тонн. Однако господин Сычев уехал в Находку, не получив ответа на эти вопросы.
Игоря Крупского из новгородской компании «Акрон-Транс» интересовал вопрос строительства в Усть-Луге терминала по перевалке минеральных удобрений. «Пока перевалка минеральных удобрений в Северо-Западном регионе идет через порты балтийских стран. Много говорится о том, что возможности для нее будут созданы в Ленинградской области. Но пока все проекты остаются только на бумаге», - с сожалением отметил предприниматель.