Об этом событии уже много написано. Однако хотелось бы посмотреть на этот вопрос с другой стороны. Я не буду писать о гуманности нашего правосудия, о высокой духовности, нравственности и беспристрастности судей, о процветающем у нас повсеместно «телефонном праве», о правовом нигилизме, о том, что отмена моратория будет основным препятствием для диалога с «продвинутой» Европой, в которую мы так торопливо стремимся, и которая уже несколько лет терпеливо ждет от нас ратификации протокола об отмене смертной казни. Это давно всем известные обстоятельства и много раз обсуждались в различных источниках. Но уж если даже эти обстоятельства не останавливают нашу власть в намерении отменить мораторий на смертную казнь, тогда в чем же истинная причина?
Я не буду копаться в областях высоких материй, я лучше поближе к практике. Хотелось бы посмотреть на этот вопрос лишь с двух точек зрения. Во-первых, насколько это реально действенная мера, и какие цели преследуют власти, собираясь отменить мораторий на смертную казнь? Во-вторых, против кого планируется применять ее и с какой целью?
Множество раз мне доводилось слышать мнения, что эта мера необходима как ответ на действия террористов, экстремистов, педофилов, извращенцев, насильников и т.д. Я не гуманист и не сторонник прощения преступников, но считаю, что прежде, чем что-либо реформировать, необходимо хорошо понимать причины необходимости реформ.
По социологическим опросам более 50% наших граждан выступают за применение смертной казни, видя в ней панацею от жестоких преступлений и адекватный ответ на действия преступников (т.е. месть со стороны общества). Это несмотря даже на то, что большинство из нас привыкли называть себя верующими людьми. А, как известно, Христос призывал не отвечать злом на зло, поскольку злом никогда не уничтожить зло. Но это - лирика.
Людям простительно такое легкомыслие в формировании мнения, поскольку большинство из нас в обыденной жизни руководствуется в основном эмоциями. Да и мало кто серьезно задумывается над этой проблемой, поскольку уж слишком далека она от реальной жизни, и мы, в большинстве своем, судим как сторонние люди, которых это в принципе не касается и не может коснуться никогда. С этим все понятно.
Но тогда как же объяснить позицию властей, которые уж точно знают, что при введении смертной казни в любой стране мира по статистике сразу происходит резкий скачок преступности и в том числе - с особой жестокостью. Или кто-нибудь всерьез думает, что он может напугать смертной казнью шахида или террориста-смертника? Не уверен. Всякая казнь снижает иммунитет общества к насилию. Давно известно, что только результативность деятельности органов уголовной юстиции является решающим условием для снижения криминогенности.
Хорошо. Допустим, что это не так, и с введением смертной казни мы все же уменьшим процент жестоких преступлений. Тогда мы упираемся в другой не менее важный вопрос. Кто-нибудь даст гарантию, что с нашей нынешней сплошь прогнившей, коррумпированной, карательной правоохранительной системой в ее жернова не попадет невиновный человек? Или мы будем делать допуск на погрешность в ходе следствия и списывать на издержки производства? Однако это же не производственный конвейер и не хочется осознавать, что хоть один человек стал невинной жертвой системы. Конечно, бывают погрешности и в отлаженных системах, но изначально допускать их наличие, зная, что система далека от идеальной и по этой причине ошибок будет в десятки раз больше, было бы сверх кощунственно. С другой стороны, кто может быть уверен, что нельзя использовать это нововведение для решения своих личных вопросов? Ведь всем известно, нет человека - нет проблем. Если мы в обыденной жизни допускаем вполне нормальным обстоятельством, когда один, используя пресловутый ресурс, «посадил» другого по причине захвата его бизнеса или личной неприязни, или при борьбе за власть, или по еще бог знает каким обстоятельствам (хотя по официальной версии, естественно, будет другое обвинение), то, что же помешает делать это более радикальным путем, нежели посадка в тюрьму? А там уже никакой Европейский суд не поможет, поскольку для пострадавшего уже не важным будет его решение. И можем ли мы, зная, что такое вполне реально, серьезно рассуждать о введении смертной казни до устранения всех этих противоречий?
Как высказался Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин: "Наша история, в том числе недавняя, буквально наполнена бессудными массовыми казнями, превратившими эту меру из исключительной в обыденную". Он также считает, что уровень преступности в нашей стране вызван не только социальными причинами, но и тем фактом, "что жизнь человеческая не ценится".
К чему же такая спешка? Может быть, существуют еще какие-нибудь мотивы для введения смертной казни? Рассмотрим теперь, против кого планируется применять смертную казнь.
Смертная казнь в Российской Федерации, согласно Конституции, установлена Уголовным кодексом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Смертная казнь назначается мужчинам в возрасте от 18 до 65 лет. Уголовный кодекс содержит 5 статей, предусматривающих наказание в виде смертной казни: cтатья 105 "Убийство", часть вторая; статья 277 "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"; статья 295 "Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"; статья 317 "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа"; статья 357 "Геноцид".
Как мы видим, ни за экстремизм, ни за терроризм смертная казнь не предусмотрена. Тем более, что недавно эти преступления выведены за рамки рассмотрения судом присяжных, а, следовательно, в любом случае, обвиняемые по ним не могут быть приговорены к смертной казни. Более того, под нее не попадают насильники, педофилы, извращенцы и многие другие, активно предлагаемые на эту роль при обсуждении вопроса в СМИ. Не думаю также, что слишком много людей могут попасть под обвинение в геноциде. Про «Убийство» понятно, хотя и убийство убийству рознь, учитывая регулярные бытовые разборки по пьяни. А в этом состоянии мало кого останавливают возможные последствия. И, что же у нас остается в сухом остатке? А в остатке у нас остается защита себя любимых от покушений на святая святых! Не это ли и является основным мотивом, учитывая всё ухудшающееся положение в стране и все более карательные методы, применяемые к неугодным?
Еще раз замечу, что я совсем не гуманист и не сторонник всепрощения. Но я не могу слепо, под действием эмоций кричать о необходимости всех расстрелять. Я невольно задаюсь вопросом, действительно ли нам нужна такая мера наказания, учитывая неоднозначность целесообразности ее применения и множество противоречий и нюансов, возникающих с ее принятием? Решать, конечно, каждому самостоятельно (хотя бы для себя), но осознавать последствия и задумываться над мотивами необходимо всегда.
Для справки. По данным "Международной амнистии", на сегодняшний день две трети стран мира отменили исключительную меру наказания в законодательном порядке или не применяют ее на практике. На территории Европы и бывшего Советского Союза единственной страной, где применяется смертная казнь, остается Белоруссия. В мире это наказание сохранено в 59 государствах. В 2008 году были казнены 2390 человек в 25 странах и 8864 человека были приговорены к высшей мере наказания в 52 странах. Самое большое количество смертных казней пришлось на Китай (1718 человек), за ним следуют Иран (364) и США (37). Стоимость доведения одного смертного приговора до исполнения, учитывая проведение всех, предусмотренных при этом юридических процедур и заседаний, вопреки общепринятому мнению, в несколько раз выше содержания преступника до конца жизни в тюрьме.
PS: Предвижу шквал негодования. Я выражаю свое субъективное мнение и никому не навязываю свои взгляды в этом щепетильном и довольно личном вопросе. Но, как и в остальных публикациях, вижу своей целью приобщить людей к активному обсуждению и к высказыванию своей позиции. Буду признателен за отзывы и за ваше мнение.
Андрей Семанов (Сталкер)